6 Ответов
Здравствуйте, Владислав!
Мы можем отталкиваться лишь от того, что говорил Христос. Например - «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11). Или - "истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Мф.19:28). Уже из этих двух отрывков мы можем заключить, что будет какое-то разделение. Но это разделение вряд ли базируется на правила "лучше - хуже". В Царстве Небесном не может быть кому-то хуже, а кому-то лучше. Всем Господь волен дать благ с преизбытком. Но как это будет на самом деле - увидим сами.
Здравствуйте!
Я не батюшка, но в христианстве существуют разные мнения на этот счёт. В Священном Писании прямо об этом не написано, а подходящие отрывки толкуются по разному. Так как Вселенские Соборы по этому поводу не собирались единой догматизированной точки зрения на этот вопрос также нет. Поэтому как это на самом деле мы узнаем потом, если сподобимся попасть в Царство Небесное.
Апостол Павел описывая вопросы воскресения из мёртвых в 1-м послании в Коринф отмечал, что возвращение будет в том теле, что посеяно, и Бог даёт тело как хочет, и каждому семени своё тело по воскресению, каждому телу своё назначение: одним небесное, другим земное, одним слава небесная, другим земная, у каждого своя слава. 1Кор. 15:35-42
Феофилакт Болгарский, комментируя этот отрывок о воскресении, отмечает различие славы праведников и грешников. Что грешники, быв людьми, упали до бессловесных созданий, а праведники имеют свои разности. Все праведники в славе, но иной свет у солнца, иной у луны, иной у звезды, и звезды разнятся в славе. Все праведники свет, и когда они воскреснут в славе нетления, не все получат одну и ту же часть.
То есть, даже находясь в славе, будет различие в приобретённом. Радость же оказаться хотя бы в свете Божьем, не рассуждая по гордости о том, насколько близко будешь с Богом.
Согласно утверждению, неоднократно встречающемуся в произведениях святых отцов Церкви, степень блаженства праведников в Раю будет соответствовать степени их святости. Однако там совершенно не будет зависти. Благодать Божья будет изливаться на каждого из них, каждый будет воспринимать её в соответствии со своим состоянием.
См. по этому поводу подробнее: Рай и ад: два места или два состояния?
Поскольку души переселяются от мира сего не с одинаковою мерою благодати, то и по переселении от мира поставляются не на одной степени блаженства, как учит Христос: «В дому Отца Моего обители многи суть»(Ин. 14, 2).
- Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, Ч. 1, вопрос 62.
Действительно, в Царстве Божием есть различие в славе праведников. Господь говорил: В доме Отца Моего обителей много (Ин.14:2). Ап. Павел пишет:
Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении.
Свт. Иоанн Златоуст толкует это место так:
Как в земных телах есть различие, так и в небесных, и различие не малое, но простирающееся даже до последних (звезд); есть различие не только между солнцем и луной, между луной и звездами, но и между самими звездами; хотя все они на небе, но одни имеют более, другие менее славы. Чему же мы научаемся отсюда? Тому, что, хотя все праведники будут в царстве (небесном), но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться.