6 Ответов
Здравствуйте! Промысл Божий простирается на всех людей без исключения. Однако те верующие люди, которые стали детьми Божьими через веру, могут рассчитывать на особенную заботу Бога, как своего Небесного Отца. Уровень отношений другой. В Библии сказано верующим:
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1Петр.5:7).
Прп. Иоанн Лествичник пишет:
Иное есть промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его.
Далее в книге идет сноска с более подробным объяснением:
Промысл Божий простирается на всякую тварь, то есть на все творение. Помощь Божия подается верным, то есть христианам, содержащим истинную, или православную, веру, но недостаточным в добрых делах. Таковым Господь подает Свою помощь, чтобы они при истинной вере простирались и на добрые дела. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны, то есть над теми, которые, содержа истинную веру, тщатся и о творении благих дел, сколько им возможно. Милости Божией сподобляются работающие Богу, то есть посвятившие себя на служение Ему, и усердно служащие Ему день и ночь. Утешения от Бога сподобляются любящие Его, то есть достигшие в совершенную меру любви Божией и в меру сыноположения. Ибо, как говорят Василий Великий и преподобный авва Дорофей, трояким образом можем мы угодить Богу: или благоугождением Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам, или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Преподобного аввы Дорофея душеполезные поучения. Поучение 4-е, О страхе Божием. Издание 3-е, с. 66.
На это можно сказать: А вот такой-то, он точно неверующий, а получил помощь. Но: 1) эта помощь косвенно могла затрагивать много людей, и кто-то из них верующий, и помощь скрыто адресовалась именно ему 2) возможна помощь от лукавого, когда человек даже может молиться Богу о чем-то, но хотеть этого против воли Божией, и тогда Бог может попустить бесам помочь. Об этом говорят прп. Варсонофий и Иоанн в вопросе 418.
А вы уверуйте. Ведь православие — верная вера. Изучайте про Святую Троицу, про святых. Маловерие — очень сильный грех. Извинитесь перед Богом и начните жить с Ним, молитесь, посещайте Церковь, соблюдайте догматы и , конечно, Отец вас не оставит.
Да, Бог заботится абсолютно обо всех, так как все люди - Его творения
Интересно, о бесах и сатане Бог тоже заботится? Они тоже Его создания
Бесы и сатана навечно погибли для Бога, а люди — пока нет, ведь есть шанс на их спасение
Не понял Вашего ответа. Я другое спросил. Извините, если что не так. Можете не отвечать
Я имел в виду, что Бог вряд ли «заботится» о бесах и сатане, так как они уже погибли в Его глазах. А людей ещё можно спасти, вот потому Господь и заботится о нас
На самом деле, Бог поддерживает жизнь всего Своего творения — материальной вселенной, ангельского мира и их обитателей. В их числе даже Его противники — сатана и бесы.
Без Бога ничего и никто существовать не может. Потому в Его воле прекратитьсь всё в один момент.
Но мы наблюдаем совсем иное. И в этом мы видим проявление Его безмерной и безконечной Любви.
Библия нам не единожды говорит о том, как Бог общается с противниками — в пустыни во время 40-дневного поста Христа; в истории с гадаринским бесноватым, где Христос положительно ответил на молитву целого легиона бесов, и выполнил ими просимое вселение в свиней; конечно, в истории с Иовом, где Господь просто общается с сатаной.
Но падшие ангелы не способны спастись, это факт, как они сказали Хртсту — «зачем пришел нас мучить до времени?» Равно, не один из бесов, узнав в Христе Бога Слово не попросил прощения и не принёс покаяния
Да, конечно, Бог поддерживает бытие даже падших ангелов, но мне кажется, это не очень подходит под определение «заботы»…
Наверное, это уже вопрос понимания термина
Соглашусь про термин.
Ответ зависит от того, что Вы вкладываете в понятие "заботится".
Допустим это помощь. То есть хранение человека от смерти, опасностей, помощь человеку встать на путь спасения и проходить этот путь, помощь замечать грехи.
Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). Спасение — это главное в жизни человека и в этом Бог ему помогает, если человек сам хочет этого и старается жить согласно Божественному закону. Бог не является охранником человеку, в Его «задачи и обязанности» не входит охранять человека от смерти и опасностей. А если учитывать то, что Христос Своей смертью и воскресением попрал смерть, которая более не властна над человеком, то можно с уверенностью говорить, что смерть никак не мешает спасению. Это всего лишь переход от жизни временной к жизни вечной. Человек не умирает, а всего лишь временно переходит в другую форму бытия — духовную. Душа продолжает существовать, она бессмертна, и тела воскреснут и преобразятся в Последний день — перед Страшным Судом.
При всем этом Бог, несомненно, может сберечь человека от опасности или физической смерти ради того, чтобы помочь ему в деле спасения. Например, сберечь в катастрофе жизнь грешнику, чтобы тот осознав Божественный промысл, встал на путь покаяния и обрел спасение.
Вопрос у Вас теоретический, а решается он практически. Так вот, Бог
хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:4)
Но это желание Божие по-разному реализуется в отношении разных людей. Неверных Он призывает ко спасению через внутренний поиск Бога и через внешние скорби, а иногда и через проповедь. О верных заботится иначе.
Во всяком случае, Бог никому не отказывает в помощи, даже неверующему человеку, если тот однажды обратится к Нему. Но может и отказать, на все Его святая воля.
Мне вспоминается рассказ одного фронтовика-атеиста, который в 1941 или 1942 г. в Крыму был у партизанов и попал в немецкую облаву. Он остался один и спрятался в каких-то кустах, а немцы прочесывали лес. Тогда он взмолился Богу о помощи, и немцы прошли мимо. Получив такую явную помощь от Бога, он, однако, не обратился к вере. С каким-то удивлением он пересказывал этот факт, но внутренне не изменился. Поэтому в притче о богаче и Лазаре Авраам и говорит: надо слушать Моисея и пророков, а если бы и мертвые воскресли, то неверные не уверуют.
Итак, Промысл Божий обо всех людях не означает их близости к Богу и спасения.
Не очень понял. Вы имеете ввиду, что Бог может отказать в помощи (спасения жизни) даже человеку, который бы мог уверовать, если бы выжил допустим?
И есть ещё вопрос. В толковании Амброзиаста на стих о желании Бога, чтобы все люди спаслись написано, что Бог не хочет спасения человека против его воли. Как это понимать? Значит ли это, что Бог не заботится о спасении такого человека?
«Мог бы», «если бы», «допустим»… В Боге нет незнания, но оно есть в нас. Бог может отказать в сохранении жизни, когда и кому считает нужным. Мы можем предположить с достаточной степенью уверенности, что принять смерть в это время для верного было хорошо, потому что впоследствии он мог измениться к худшему.
Бог заботится о спасении всякого (через ближних, скорби и внутреннее искание Бога), но «не спасает нас без нас», по слову св. Киприана Карфагенского. Хотя Бог призывает зловерного, но не заставляет его принять истину против воли.
В определённом смысле Бог, конечно, заботится обо всех:
...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных
Если говорить о каком-то особенном вмешательстве, то всё зависит от Его благого Промысла: иногда Он медлит с помощью праведнику для его возрастания в терпении, а иногда помогает грешнику, чтобы тот обратился.
Я человек, который не уверен в истинности православия, но верю в Бога. Согласно православному пониманию, хранит ли Бог меня от смерти и опасности?