Добрый день!
Некоторое время назад я столкнулся с упоминанием такого явления, как Дисциплина Тайны. Согласно этой дисциплине, очень многие истины Веры хранились в секрете от не христиан. Вот например:
Св. Кирилл Иерусалимский (4 век) особенно ясно представляет это нам. Давая уроки лицам, еще окончательно не решившим стать христианами, святитель предваряет поучения следующими словами: «когда произносится огласительное учение, если будет спрашивать оглашаемый у тебя, что говорили учащие, то ничего не пересказывай стоящему вне. Ибо это тайна и надежда будущего века. Соблюдай тайну Мздовоздателя. Да некто скажет тебе что-либо: что за вред если узнаю и я? И больные просят вина, но если дано безвременно, то производит худые последствия: и больной гибнет, и на врача клевещут.» Дальше он прибавляет: «... все учение веры заключаем в немногих стихах, которые надо помнить слово в слово, повторяя между собой, не записывая этого на бумагу, но начертав памятью в сердце, остерегаясь, чтобы кто из оглашенных не услышал переданного вам...» А в записанных им предогласительных словах, к приступающим к Крещению и к присутствующим при этом, он дает такое предостережение: «Это оглашение, предлагая для чтения приступающим ко Крещению и верным, принявшим уже его, вовсе не давай ни оглашенным, ни другому кому, не ставшему уже христианином, иначе дашь ответ Господу. И если запишешь это оглашение, то припиши и предостережение к нему.»
Не могу понять, почему так. Чем обусловлено такое сокрытие? Какой вред может быть от того, что внешние узнают что-то из Вероучения?
Нужно ли сейчас соблюдать эту дисциплину? Как скоро от неё отказались?
4 Ответа
Тайная дисциплина существовала в древности и очень жаль, что она потом почти исчезла из практики Церкви. Она основана на словах Христа:
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф.7:6)
Если почитать апологетические сочинения первых веков, то в них преимущественно говорится о вере в единого Бога, о Христе как Слове Божием и т.д., но почти нет подробных упоминаний о наших таинствах и деталях вероучения. Поэтому человек, готовый уверовать во Христа, примет со временем крещение и узнает все остальное. А тот, кто отвергнет Христа, не будет хотя бы хулить наши таинства.
Когда империя стала христианской, уже не было необходимости скрывать что-то от внешних, потому что все стали крещеными. Так и окончилась эпоха дисциплины аркана (т.е. тайной).
Вместе с тем, если сейчас мы видим человека явно внешнего или даже неверующего, то не надо рассказывать ему, например, что в евхаристии под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и Кровь Сына Божия, через принятие которых мы с Ним соединяемся и обоживаемся. Для внешнего человека это будет только соблазном и предметом насмешек:
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,– сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. (1Кор.1:18-25)
Как известно, основная часть Литургии это евхаристический канон и причастие только для верных, т.е. для крещённых.
Прочитайте об этом явлении здесь
Может, причину этого Вам подскажут слова прп. Симеона Нового Богослова (гл. 160):
Как тот, кто станет предлагать уроки по риторике и философии изучающему лишь азбуку, не только никакой не принесет ему пользы, но отвратит его и от того, что он проходит и сделает, что он забудет выученное, потому что ум его не вмещает предлагаемых ему учений: так и тот, кто толкует о последних степенях совершенства новоначальным и особенно более ленивым из них, не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять. Потому что как взглянут они ни высоту добродетели и увидят, как далеко отстоят от вершины ее, то, подумав, что им никак невозможно взойти на верх ее, бросят и те немногие добрые дела, которые уже начали делать, как бесполезные, и погрузятся в безнадежие.
Свт. Иоанн Златоуст писал:
Мы отправляем таинства при закрытых дверях и не впускаем непосвященных не по причине какого-то недостатка, который мы признаем в наших обрядах, а по причине того, что многие еще недостаточно подготовлены к ним.
Считалось, что это неполезно знать тем, кто не проходит сознательно подготовку к Таинству Крещения. С упразднением института оглашения, когда большинство жителей Византийской империи и западных королевств стали принимать Крещение в детстве, данная дисциплина стала исчезать из церковной жизни. Сейчас ее бесполезно соблюдать, поскольку вся информация общедоступна, ее невозможно скрыть от того, кто пожелает узнать. С другой стороны, в частной беседе с неверующими, имеет смысл не рассказывать о Таинстве Причащения. Они просто этого не поймут и могут посмеяться.