В Евангелии от Иоанна написано, что распятым на Голгофе рядом со Христом разбойникам войны перебивали ноги, а Иисусу не стали перебивать, увидев что он уже мёртв. Но зачем то проткнули его копьём. Не совсем ясна вся эта сцена, зачем ломали ноги распятым, и почему Иисусу ломать не стали и зачем ударили копьём? И ещё, я нигде не встретил в Новом Завете, что римского сотника, пронзившего Христа, звали Касий Лонгин, из каких источников это расхожее утверждение?
4 Ответа
Насколько мне известно, ноги переламывали для того, чтобы ускорить смерть. Чтобы дышать, распятому человеку необходимо было постоянно приподнимать корпус с помощью напряжения рук и ног, а при перебитых ногах это становилось невозможным.
Пронзили копьем для того, чтобы полностью убедиться в смерти Осужденного. После этого палачи уже могли засвидетельствовать смерть перед начальством, снять Его с креста и передать для погребения. Это как бы "контрольный выстрел".
Имя сотника Лонгина известно из предания Церкви.
С уважением,
Переламывали ноги, чтобы осужденные быстрее умерли (в Евангелии говорится, что это сделано, чтобы не оставлять тела на крестах до субботы, чтобы поскорее снять их, а снимать можно было только уже мертвые тела).
На вопрос о смысле прободения Христа хороший ответ дается в Толковой Библии "Только один из воинов, вероятно, желая устранить всякую возможность погребения мнимоумершего, ударил Христа копьем в бок. Этот удар, пробивший сердце Христа, должен был погасить последнюю искру жизни, если таковая еще тлела в сердце Христа. Евангелист, упоминая об этом событии, хотел доказать действительность смерти Христа в противовес тем еретикам, которые (главным образом, Kеринф) говорили, что Христос не умер на кресте, потому что и тело-то у Него было только призрачное".
Что же касается мученика Лонгина, то дополнительный материал, не упомянутый в Библии, но встречающийся в житиях и предании Церкви, в основном берется из древней христианской литературы (как правило, из апокрифов). Подробнее см. в статье "Лонгин сотник" в "Православной энциклопедии".
В апокрифической литературе именем Лонгин называют трех персонажей:
- Воина, пронзившего копьем тело Спасителя.
- Сотника при кресте, который уверовал, что Иисус Сын Божий (Мф.27:54).
- Сотника, который возглавлял стражу при гробе Спасителя.
Воин с копьем назван Лонгином в поздних версиях апокрифического т.наз. Евангелия Никодима (IV в.).