Христос Воскресе!
Не нашла первоисточники, к сожалению. Многие священники, комментируя, например, Псалтирь, или отвечая на различные вопросы, говорят: молитва за других влечет скорби молящемуся. Т.к. надо потерпеть, взять что-то на себя, чтобы помощь была оказана. Иначе... Молитва не будет услышана? Или - почему так? За доброе дело получается в ответ «зло».
Известно, что вредить людям бесы по своему произволу не могут - им запрещает/попускает Бог, как своему творению и орудию для спасения людей. Тем более - вопрос: зачем Бог разрешает кусать людей в ответ? По логике, все происходит - допускается происходить Богом, - только ради блага человека - ради его конечного спасения. Значит, укусы полезны молящемуся - крепнет его вера, идет духовный рост человека? Цель - та же: спасение?
Еще у Паисия Святогорца было: девочка просила молитв за болящую маму, и старец сказал ей: «давай помолимся за нее вместе. Но ты готова взять часть маминой доли на себя?». И, если это разделение ноши - научение любви, то почему же - именно так, по аналогии со страданием Христа за нас?.. Почему же любовь не «прививается» иным образом, а тесными путями и несладкой жизнью?..
3 Ответа
Т.к. надо потерпеть, взять что-то на себя, чтобы помощь была оказана.
Я думаю, что это не совсем так. То, что любая эффективная молитва непременно влечет за собой скорби, это неправда. Можно молиться и без всяких скорбей и особых трудов, такие примеры есть в Библии. Однако молитва с приложением некоторого труда может быть более полезной как особое проявление любви (например, когда молящийся берет на себя дополнительно пост или особое правило, прося о ближнем). Но это может быть только добровольным делом. Почему так? Наверное потому что смысл молитвы не в самой молитве (Бог и без наших молитв знает и может все устроить), а в возможности проявления любви Христовой через нас. Эта любовь жертвенна, она не задается вопросом почему так и не ищет наиболее легких вариантов, это можно сказать потребность души святого человека. Кто заставлял святых совершать разные тяжелые подвиги, которые не требуются для спасения? Никто не заставлял, они делали это по любви к Богу и ближнему. Думаю, что такие вещи нам сложно понять и объяснить рационально, наверное, это можно только переживать в личном опыте. Дело тут не в том, что бесы мстят, а в том, что человек добровольно берет на себя некий труд, в котором выражается его любовь.
Как-то уже в старости, когда один аскет-отшельник начал убеждать его (Силуана Афонского), что «Бог накажет всех безбожников, и будут они гореть в аду», Силуан спросил его: «Ну скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» «А что поделаешь, сами виноваты», — сказал монах. И старец со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех».
Мы молимся за других по любви. У каждого есть свои страсти (бесы которые воюют против человека и толкают его на определённый грех). И когда мы помогаем человеку бороться с грехом (бесами) своей молитвой, то получаем, так называемую, «отдачу» (бесу нужно сначала победить нас, чтобы потом снова напасть на человека). Пока мы молимся действие греха (бесовское нападение) на страждущего ослабляется и он «отдыхает» от нападения и сам учится борьбе с грехом. Вспомните «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:3-5). Исцеление расслабленного произошло по вере других и Господь простил ему грехи.
В общем мы молимся за других и воюем с бесом за других по любви. Не помню конкретно, но думаю, что Паисий Святогорец, говорил следующее, что если мы воюем с бесом, он в ответ не будет нам кидать шоколадки и благодарить, а будет пытаться нас уничтожить. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим.15:1) и »... как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Потому и мы уподобляясь Господу воюем против греха.
Но есть одно «но», если бес нападая вместо человека на нас может найти за что зацепиться (имея ввиду тот грех за который мы молимся, чтобы человек от него избавился), то и будет «отдача», если в нас нет этого греха или мы его, с помощью Божией, уже искоренили, то «отдачи» как таковой не должно быть.
У Вас так много вопросов, что на все ответить не получится. Поэтому отвечу лишь на заглавный: совершенно незачем терпеть эти скорби, никто Вас не обязывает молиться за других. Это дело любви: если мы действительно любим другого, то готовы и понести бремя своей любви, в том числе деятельную заботу о ближнем и нападения бесов за труд молитвы. Если у Вас есть дети, Вы поймете, о чем я говорю.
Впрочем, если в человеке нет любви к ближним, то можно ли его назвать христианином? Или это обычный эгоист, просто носящий крестик на груди?
Обращу также Ваше внимание, что скорби и зло - совсем не одно и то же.
Что касается прочих вопросов, можете задать их еще раз, желательно в развернутом и однозначном виде.