Здравствуйте друзья. Обратил внимание на то, что в 3 гл. Бытия написано - Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Но уже в Евангелие от Матфея, Спаситель произносит такие слова - будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Почему поменялось качество змея или через это показано, что каждый может измениться?
3 Ответа
Змей был и хитрый, и мудрый. Просто по-славянски слова «хитрый», «хитрец» не имеют негативного оттенка. В богослужебных текстах Христос называется хитрецом и даже всехитрецом - именно как премудрый Творец. Например, в каноне Сретению:
Ра́зумом просте́ртая Небеса́, весели́теся, и ра́дуйся, земле́, из Пребоже́ственных бо не́др Хитре́ц проше́д Христо́с, Ма́терию Де́вою Бо́гу Отцу́ прино́сится Младе́нец, И́же пре́жде все́х, сла́вно бо просла́вися.
Перевод:
Возвеселитесь небеса, распростертые премудро, / радуйся и земля: / ибо происшедший из недр Божественнейших Создатель Христос, / Матерью Девой Богу Отцу как младенец приносится, / Тот, Кто прежде всех, / ибо Он славно прославился.
Или вот рассказ о ремесле ап. Павла, Акилы и Прискиллы:
«И зане́ единохудо́жником бы́ти им, пребы́сть у них и де́лаше, бя́ху бо скинотво́рцы хи́тростию» (Деян.18:3).
Тот же текст по-русски:
«и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян.18:3).
Так что не змей изменился, но мы должны подражать мудрости змея, прежде всего сохраняющего в минуту опасности свою голову. Нашей головой, ради которой при необходимости нужно пожертвовать всем остальным, является православная вера.
Для того чтобы понять эти отрывки Писания нужно почитать толкования святых отцов. Качество змия не поменялось просто это разные обороты речи. На церковнославянском эти отрывки звучат так:
Се Аз посыла́ю вас я́ко о́вцы посреде́ волко́в, бу́дите у́бо му́дри я́ко змия́, и це́ли я́ко го́лубие. (Мф.10:16).
Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог. И рече змий жене: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго? (Быт.3:1)
В Мф.10:16 говорится об одном свойстве змея хитрости - которая приравнивается к мудрости. Это своего рода метафора. Наделение животного человеческими качествами. В Быт.3:1 говорится прямо о его хитрости. Вот Вам к пониманию примеры толкований святых отцов на эти два отрывка.
Толкование прп. Антония Великиого (Мф.10:16): «змея, будучи настигнута преследующими ее людьми, все тело подставляет под удары, но, действуя мудро, сохраняет голову невредимой: остановившись и замерев, она свивается в клубок; при этом в середине оказывается голова, как стеной охраняемая телом. Так же мудро она сбрасывает старую кожу, как бы освобождаясь от ветхости, тем самым велит нам, отягощенным узким и полным несчастий путем, совлечься ветхого человека и облечься в нового, таким образом обновившись. Кроме того, можно для своей пользы подражать ее изобретательности: как она лестью ввела нас в преступление и падение, так мы должны в ближних всевать то, что относится к вере.»
Толкование прп. Ефрема Сирина (Быт.3:1):"Змий был хитрее бессловесных животных, которыми управлял человек, но если и превосходил хитростью ту степень, на какой поставлены звери, то не следует отсюда, что он возвышался до степени человека. Змия Бог сотворил хитрее бессловесных скотов и лукавее неразумных животных, но поскольку не было у него разума, то явно, что он не имел и мудрости человеческой. Адам превосходил змия и по самому образу сотворения, и по душе, и по уму, и по славе, какой был облечен, и по месту жительства своего, а потому видно, что он безмерно выше змия и по хитрости. Адам превосходил мудростью всех зверей, потому что Бог поставил его владыкой и правителем их; он был хитрее всех, потому что всем нарек имена. Как Израильтяне не могли без покрывала взирать на лицо Моисеево, так животные не могли взирать на светлый зрак Адамов. Потупив очи, проходили они перед ним, когда нарекал им имена, потому что очи их не могли взирать на славу его. Итак, хотя змий был хитрее зверей, однако же неразумен пред Адамом и Евой, владыками зверей.»
Благодарю за ответ!!!!
Нет никакой разницы, в обоих случаях стоит слово, образованное от φρόνιμος - мудрый, благоразумный, разумный.
Благодарю за ответ. Но Христос не случайно добавил ещё слова-будьте просты как голуби.В житейском плане, мудрый может быть и хитрым,, т. е желающий получить какую то выгоду для себя,а мудрый и простой, это тот который просто служит Богу и ему выгода не нужна. Это моё мнение.
Благодарю за ответ.