Знает ли Бог, какой именно выбор сделает человек благодаря свободной воле?
Например, я могу либо пойти в храм в воскресенье, либо могу не пойти. Я выбираю первый вариант. Так вот, знал ли Бог изначально что я выберу первый вариант или он видит два варианта развития событий равнозначными и специально ограничивает свое предварительное знание о том, что я выберу?
Ведь если Бог знает, что мы выберем, то тогда нет смысла в испытаниях с его стороны.
5 Ответов
Бог вне времени и пространства, потому Он не связан этими величинами, Он вездесущ и всеведущ. Бог знает не только конкретный выбор человека наперёд, он даже знает его вечную участь. Однако надо, чтобы воля человека проявилась для всех: Ангелов и людей. Когда будет совершаться Суд, никто не сможет сказать, что ему чего-то недоставало и он мог бы себя проявить по-другому. Очень яркий пример этого - Иуда. Господь знал, что он предаст. Однако не лишил его Причащения и до последнего момента увещевал, давал понять, что Ему всё известно и называл всё своими именами:
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин.13:21)
Иуда мог спастись и не предать. Но он сделал свой выбор и ему нечем оправдаться на Суде. Иуда получил всё, что было дано и другим апостолам.
Так и в отношении других людей. Господь знает, какой выбор они сделают, но не лишает этого выбора, чтобы проявилась их воля.
Бог обладает предведением, то есть знает заранее то, что точно произойдет. Нельзя видеть то, что никогда не произойдет. Испытания нужны не для Бога, а для нас. Наши нравственные выборы происходят во времени, греховные выборы заслуживают наказания, правильные выборы - награды. Бессмысленно было бы награждать или наказывать человека за то, что он может сделать только гипотетически, важно, чтобы он проявил свою волю. А Бог знает не только, что Вы будете делать в воскресенье, но и видит реально Вас уже либо в раю, либо в аду. Потому что для Него нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.


Я ведь не писал о том, что Бог предопределил все наши выборы. Речь идет только о знании этих выборов и видении их последствий, а выборы мы делаем сами.

Но если Бог знал что я благодаря свободной воле решу совершить грех ещё до начала времён, разве это не есть предопределение? Пока у меня, исходя из всех ответов, складывается картина похожая на учение о роке или фатуме, которая безусловно осуждается во всех апологетических материалах, посвященных свободной воле.

Нет, Бог не предопределяет нравственный выбор человека. Свобода воли означает то, что человек свободен осуществить внутренний выбор добра или зла. Если полицейский знает, что преступник точно совершит преступление в скором времени и затем находит его и отправляет в суд, это не значит, что полицейский заставил его преступить закон. Также и Бог знает заранее что человек выберет, но не заставляет его выбирать добро или зло. Бог не может не знать то, что вы выберете, потому что Он обладает предведением всего что случится в самом прямом смысле этого слова.

То есть Бог знал что жители Ниневии точно покаются, что Иуда точно предаст его, но зачем тогда он увещевал в обоих случаях покаяться? И зачем говорится, что Он добивается спасения всех грешников, если знает точное число тех кто не сделает?
Получается, эти слова не играют никакой роли и говорятся только для того, чтобы люди не возмущались?

Бог знал, что жители Ниневии принесут покаяние, но нужно было чтобы они это сделали на самом деле. Воздаяние происходит не на основании одного предзнания Богом будущих поступков, а на основании действительно совершенных поступков, что справедливо. Христос увещевал некоторых грешников, зная точно что они не раскаются, чтобы они не имели оправдания на суде. Он прямо говорит неоднократно в Евангелии, что Его проповедь и чудеса послужат к большему осуждению тех, кто отверг их. В Библии не сказано, что Бог добивается спасения всех грешников. Сказано что Он желает, чтобы все спаслись и пришли в познание истины. И Он действительно делает для этого многое, это не пустые слова. Кто же виноват, что некоторые по своей свободной воле желают до самого конца враждовать с Богом?

Подводя итог, Бог знал ещё до начала времён о том, что я крещусь. Моя же свобода воли означает, что Он не заставлял меня это делать.

Да, не заставлял, но всячески помогал. Его действие всегда первично, человек либо отвечает на призыв, либо нет.

А возможен ли такой вариант: Бог видит в вечности, до начала времён то, что я крещусь как уже совершившееся, но при этом наравне видит и все остальные возможные многочисленные варианты моей жизни как уже свершившиеся? Тот из вариантов, который выберу я, зависит только от меня, при этом Бог не знает какой из них я выберу не потому что Он этого не может знать, а потому что не хочет этого знать.

Вы пытаетесь мыслить о Боге как о человеке, в этом ошибка, подобные ограничения к Богу неприменимы. Находясь вне времени Бог видит все как есть, а не гипотетически. Нельзя видеть то, что никогда не случится на самом деле. Вы зачем-то пытаетесь ограничить Бога, хотя в этом никакого смысла. Богу нет смысла ограничивать Свое знание о Вас и нигде в Библии мы не находим подтверждения Вашей гипотезе. Также не нужно забывать, что вера, покаяние, крещение - это дары Божьи, выбрать это возможно благодаря тому, что Бог их дал, как и само желание принимать эти дары, не нарушая нашей свободы.

Разве предведение Богом выбора человека как факт, который однозначно свершится не является предопределением и признаком того, что судьбу невозможно изменить. Из нашего диалога я понял, что свобода воли это всего лишь иллюзия, созданная Богом для того, чтобы после конца света никто не предъявил никаких претензий.
Пример же с полицейским показывает лишь то, что полицейский видит один из возможных вариантов развития события, и не может знать различные возможные обстоятельства, которые могут помешать преступнику.
Своим же примером я не пытаюсь поставить Бога в рамки, а всего лишь пытаюсь как-то объяснить неразрешимое противоречие, не отрицая при этом всемогущества Бога. Другим же вариантом я вижу только лишь признание того, что предвиденную Богом судьбу невозможно изменить и Бог является одинаково источником и добра и зла.

Мне кажется, что требовать от Бога знания того, что именно выберет свободный человек все равно, что требовать от Него создать камень, который Он не сможет поднять.
В варианте, который я предложил, с незнанием Богом результата свободного выбора человека (по причине того, что Он не хочет этого знать) Бог остается всезнающим, всемогущим и источником благости и добра.

Дело не в том какие варианты Вы предложите, а в том, что Бог Сам о Себе открыл в Своем Слове. В Библии ясно сказано, что предательство Иуды и распятие Христа стало исполнением древних пророчеств, то есть Бог всегда знал каким образом эти люди реализуют свою волю. В то же время, Он не принуждал их к этому, а воспользовался их греховными поступками для исполнения Своего благого замысла. А то, что результат любых человеческих планов зависит от Бога, об этом прямо написано в Библии: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21).

Вы можете ознакомиться с решениями вопроса о совмещении свободы и Божественного предзнания в философии религии здесь https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vvedenie-v-filosofiyu-religii/1_19
Конечно, Бог всеведущ, поэтому Он знал все события этого мира от начала до конца даже прежде создания мира.
Что касается испытаний, они нужны не для Бога, а для нас. Хотя Бог знает наш выбор, однако поступает с нами так, как будто не знает результата. Для достойного такие испытания приведут к наградам, а для недостойного они станут причиной наказания.
Вот как об этом пишет прп. Марк Подвижник на примере Авраама:
Бог искушал Авраама, т. е. посылал ему скорби к его же собственной пользе, не для того, чтобы узнать, каков он, ибо знающий все прежде бытия знал и его, но чтобы подать ему повод к совершенной вере.
Это, действительно, очень похоже на детерминирующее предопределение.
Но поучению Православной Церкви - это не так.
И чтобы максимально приблизиться к спасительному пониманию Воли Божией, нашей воли и нашего спасения, - необходимо понять разницу между Всеведением Божиим и предопределением. Точнее, поверить в то, что Бог не обязал, не предопределил нас к тому или иному исходу.
В Вашем состоянии можно даже не думать, не концентрировать внимание на Предведении Божием. Вам сейчас важнее почувствовать ответственость за каждый шаг, за каждое действие. Почувствовать, увидеть две силы: Божию помощь для святого, безгрешного, правильного выбора и сопротивление собственных страстей и диавола этому выбору.
Да, Господь все это видит и знает. И тем более помогает. Но выбор и борьба с сопротивляющимися страстями за нами.
Если Бог ещё до начала времён предопределил все мои выборы и мою посмертную участь, то свобода воли это исключительно иллюзия, созданная чтобы показать, что мы якобы за что-то отвечаем. В этом случае предвидение равносильно предопределению, что противоречит святым отцам заявлявшим, что предопределение следуют после предвидения.