Жребий

***

Жре́бий — 1) услов­ный пред­мет или знак, вытя­ги­ва­е­мый или бро­са­е­мый в случае сомне­ний, затруд­не­ния, неже­ла­ния или невоз­мож­но­сти выбрать из двух или несколь­ких вари­ан­тов реше­ний наи­бо­лее опти­маль­ный; 2) вари­ант судьбы (одного из этапов судьбы); 3) жиз­нен­ная доля, жиз­нен­ный крест (Деян.1:17).

Вопрос о том, допу­стимо ли при­бе­гать при раз­ре­ше­нии тех или иных важных вопро­сов к бро­са­нию жребия, лежит вне рамок одно­знач­ных кате­го­ри­че­ских запре­тов или допу­ще­ний. Здесь многое зави­сит от кон­крет­ных усло­вий и обсто­я­тельств, кон­крет­ного поло­же­ния вещей.

Иногда Про­мысл Божий ставит чело­века перед такими вопро­сами, на кото­рые от него тре­бу­ется само­сто­я­тель­ный, вдум­чи­вый ответ. Напри­мер, готов ли он при­нять Пра­во­слав­ную веру и после­до­вать за Хри­стом? Согла­сен ли пока­яться и изме­нить свою жизнь? В подоб­ных слу­чаях укло­не­ние чело­века от осо­знан­ного выбора может сви­де­тель­ство­вать о его нере­ши­тель­но­сти, мало­ду­шии, лег­ко­мыс­лии или неве­рии.

С другой сто­роны, в жизни встре­ча­ются и такие неод­но­знач­ные ситу­а­ции, когда пра­виль­ный само­сто­я­тель­ный выбор сде­лать доста­точно трудно. В ряде слу­чаев при воз­ник­но­ве­нии труд­но­раз­ре­ши­мых вопро­сов, конечно же, могут помочь реко­мен­да­ции опыт­ных людей, напри­мер, роди­те­лей или духов­ника.

Однако бывает, что одно­знач­ного опти­маль­ного ответа чело­веку попро­сту не найти. Тогда воз­ни­кает необ­хо­ди­мость обра­титься за помо­щью к Богу. Но как обра­титься? Ведь всту­пить с Богом в диалог, при кото­ром на любой труд­ный вопрос тут же после­дует чётко сфор­му­ли­ро­ван­ный ответ, спо­со­бен не каждый и далеко не всегда. В подоб­ных слу­чаях Божьи угод­ники иногда и при­бе­гали к помощи жребия, вверяя реше­ние Божьему Про­мыслу.

Во вре­мена Вет­хого Завета иудеи имели воз­мож­ность вопро­шать Все­дер­жи­теля через урим и туммим (Чис.27:21). Что это было за сред­ство, ска­зать сложно, однако есть осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что вопро­ша­ние через урим и туммим пред­став­ляло собой одну из обря­до­вых форм бро­са­ния жребия.

Надо ска­зать, что жребий исполь­зо­вался сынами Изра­иля при раз­даче земель­ных наде­лов (Чис.25:55), при выборе царя (1Цар.10:19–21). Причём, в назван­ных и неко­то­рых других исто­ри­че­ских эпи­зо­дах такой способ раз­ре­ше­ния вопро­сов был выбран в стро­жай­шем соот­вет­ствии с Боже­ствен­ной волей (см.: Откро­ве­ние Боже­ствен­ное).

Во вре­мена Нового Завета воз­мож­ность бла­го­на­ме­рен­ного исполь­зо­ва­ния жребия про­де­мон­стри­ро­вали апо­столы, когда вместо Иуды-пре­да­теля, выби­рали дру­гого уче­ника, того, кто должен был его заме­нить на поприще апо­столь­ской про­по­веди (Деян.1:26). Разу­ме­ется, этому дей­ствию пред­ше­ство­вала сер­деч­ная молитва (Деян.1:24).

Иногда жребий исполь­зу­ется и при выборе Пат­ри­ар­хов. В таких слу­чаях архи­ереи, под­ра­жая апо­сто­лам, сми­ренно выра­жают незна­ние отно­си­тельно того, кто из выбран­ных ими кан­ди­да­тов на Пат­ри­ар­ший пре­стол явля­ется более достой­ным, и пола­га­ются на Боже­ствен­ную волю. Из 15-ти мос­ков­ских пат­ри­ар­хов трое изби­ра­лись жре­бием: Иосиф, Никон, свт. Тихон.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки