Бла́го –
1) одно из имён Бога, связанное с таким Его сущностным свойством, как благость;
2) плод благодеяния Божия в отношении того или иного творения (Втор.26:11; 2Пар.6:41)
3) добро;
4) благополучие;
5) все, что служит удовлетворению истинных потребностей человека.
Бог как Высшее Благо
Святые отцы, раскрывая учение о Боге, свидетельствовали о Нём, как о благом Творце и Промыслителе, неисчерпаемом Источнике благ. По словам св. Августина, только Бог есть «наибольшее Благо, превыше которого нет ничего... Благо неизменяемое, поистине вечное и бессмертное», а все остальные блага «могут иметь бытие лишь от самого высшего Блага». Бог не становится благим и не перестанет быть таковым. Он от вечности благ – благ по Своей сущности. Будучи благим, Бог щедро изливает блага на Свои творения: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144:9). Высшее благо для человека – находится в союзе с Богом, иметь общение с Ним, видеть Его «как Он есть» (1Ин.3:2), что будет возможно в полной мере в жизни будущего века.
Тварные блага
Всё, созданное Богом, было создано хорошо: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Апостол Павел пишет, что «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой» (1Тим.4:4-5). Ни человек, ни диавол и демоны не были созданы злыми. Злыми они стали, злоупотребив своей свободой.
Различают основные и инструментальные человеческие блага. Первые обладают ценностью сами по себе (желанны ради них самих), последние – служат для приобретения основных благ. Примеры основных благ: жизнь, здоровье, счастье, дружба, семья, знания, красота, свобода, мир (отсутствие войн и конфликтов), справедливость, душевный покой. Примеры инструментальных благ: различные материальные блага, пища и питье, лекарства, инструменты, технологии, учеба. Иногда понятия «основное благо» и «инструментальное благо» могут пересекаться. Например, работа может являться не только средством заработка, но и формой самореализации. Умение различать эти блага помогает жить более осмысленной и правильной жизнью. Ошибка многих людей состоит в том, что они всю жизнь гоняются за инструментальными благами (деньги, статус), забывая, ради каких основных благ (любовь, счастье, здоровье, внутренний покой) они это делают.
Блага также бывают материальными и нематериальными. Материальные блага имеют вещественную форму. Примеры: пища, одежда, дом, транспортное средство, деньги, природные ресурсы. Нематериальные блага невещественны, но крайне важны для человека. Примеры: здоровье, знания, репутация, любовь, дружба, свобода, доверие.
Христианин может приобретать материальные блага, но не нарушая закона Божия. Правильное отношение к этим благам выражено в словах Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). В связи с этим протоиерей Николай Стеллецкий пишет:
«Христианство, не воспрещая человеку желать благ временной жизни, трудиться для их приобретения и пользоваться ими, налагает на него при этом только некоторые ограничения, или условия. Так, он должен приобретать их только честным трудом (2Фес. 3:10) и не должен употреблять для этого средств незаконных и преступных; не должен искать их для цели суетной, чувственной и земной (Лк. 12:19; 1Тим. 6:9); не должен пристращаться к ним своим сердцем (Пс. 61:11) и слишком полагаться на них, или надеяться (1Тим. 6:17); не должен смотреть на них как на свою неотъемлемую собственность и всегда быть готовым жертвовать ими для целей высших, духовных (1Тим. 6:18; Евр. 13:16), или благодушно перенести непроизвольное их лишение, если бы оно случилось (Мф. 24:13; Лк. 21:19; 1Петр. 2:19); и, наконец, должен заблаговременно приучить себя довольствоваться малым (1Тим. 6:7–8)».
Что касается нематериальных благ, то к ним можно и нужно стремиться, впрочем, опять же, не вразрез с установлениями Божьими. Например, нельзя стремиться сохранить свое здоровье, используя для этого богопротивные средства, или сохранить свою (земную) жизнь через отречение от имени Иисуса Христа: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:25).
Хотя между праведностью человека и благами, в светском понимании этого слова, не всегда существует строгая связь, тем не менее, добродетельная жизнь может вести к сохранению или приобретению этих благ. Это может происходить двояко: Бог может непосредственно вознаградить человека за добро уже в этой жизни (ср.: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» – Исх.20:12); ведя добродетельная жизнь человек может оградить себя от определённого рода опасностей.
Общее и частное благо
Под общим благом принято понимать то, что объективно служит к пользе общества (сообщества, семьи, государства, города и так далее).
Важным аспектом этой категории является принцип неконфликтности: выгода одних индивидов не наносит злостного вреда другим.
Создание и поддержание общего блага – это основополагающая задача любого человеческого сообщества. Оно представляет собой такую ценность, которая может потребовать от человека сознательного жертвования личными интересами. Например, семейный человек, исходя из соображений пользы для всей семьи, может поступиться своими личными интересами. Этот пример можно перенести на уровень общества, государства, Церкви.
Наставление о содействии общему благу содержится в словах апостола Павла: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:2) и «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого (1Кор.10:24).
Вопрос об общем благе тесно связан с темой прав человека. В документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» сказано:
«Пользование политическими и гражданскими правами не должно приводить к разделениям и вражде. Православная традиция соборности предполагает сохранение единства общества на основе непреходящих нравственных ценностей. Церковь призывает людей сдерживать свои эгоистические устремления ради общего блага».
Цитаты о благе
«Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен».
Притч.16:20
«Есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле должно назвать блаженным, и это есть Бог».
свт. Василий Великий
«Похотение зла есть лишение блага; благо же наше состоит в том, чтоб охотно делать всякое добро, которое угодно Богу всяческих».
прп. Антоний Великий
«Здешние блага быстро протекают, даются на час и, подобно камешкам в игре, перекидываются с места на место, и переходят то к тем, то к другим; ничего здесь нельзя назвать своим, все или время отнимет, или зависть переведет в чужие руки. Напротив, блага душевные постоянны и прочны, никогда не отойдут и не отпадут от нас, никогда не обманут надежд того, кто им поверил».
свт. Григорий Богослов
«Будем наслаждаться и настоящими благами, если только возлюбим будущие и небесные».
свт. Иоанн Златоуст
«Наше конечное благо есть то, ради чего должно быть желательно все остальное, само же оно желательно ради него самого».
блж. Августин
«По взгляду строгих и последовательных стоиков, все так называемые внешние блага не суть блага. Благо в собственном смысле имеет существенные отличительные признаки, по которым его никогда нельзя смешивать со злом: первое всегда прекрасно, второе всегда безобразно. Указанные же блага ни прекрасны, ни безобразны. Они не могут сделать человека ни счастливым, если он сам не имеет добродетели, ни несчастливым, если он добродетелен. Они вполне индифферентны, или безразличны. Но такого взгляда на внешние блага мы, христиане, не можем разделять, потому что если эти блага считать даже безусловно безразличными для вечного назначения человека, то они вовсе не безразличны для Божественного Провидения, без которого и волос с головы нашей не упадет (Лк.21:18) и в которое стоики-пантеисты, конечно, не верили.
Внешние блага, если смотреть на них с точки зрения христианской веры в Провидение, суть дары Божии и в то же время имеют значение особых средств для достижения известных целей в воспитательных путях Промышления Божия относительно того или другого человека в отдельности. Для христианина нет земных благ совершенно безразличных, но если бы он и считал их таковыми, то не мог бы ни благодарить Бога за Его временные благодеяния, ни просить Его о своих временных нуждах, а это все, однако же, неотделимо от понятия христианской жизни. По учению Самого Иисуса Христа, внешние блага не суть что-либо безразличное для Его последователей. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, – говорит Он, – и это все приложится вам (Мф.6:33). Этим уже высказывается, что и этого всего (т.е. и всего прочего, необходимого для полного человеческого существования на земле) можно христианину искать, но лишь не прежде и не больше всего».
протоиерей Николай Стеллецкий
Литература по теме
- Блага истинные Сокровищница духовной мудрости
- Какие блага дал нам Господь Иисус Христос свт. Иннокентий Московский
- Обретение высшего Блага еп. Александр (Милеант)
- Идея блага М. Олесницкий
- Могут ли демоны сообщить кому-либо благое? прп. Варсонофий и Иоанн
- Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих свт. Иоанн Златоуст
- О природе блага против манихеев блж. Августин
- О тех благах, которыми Творец преисполнил настоящую, осуждению повинную, жизнь блж. Августин
- О благах, следующих из божественной любви игум. Каллист Ангеликуд
- Различные положения философов о высшем благе пресвитер Климент Александрийский
- Христианское учение о высшем благе и о так называемых благах низших в сравнении со стоическим И.А. Невзоров
- Об общем благе архиеп. Амвросий (Ключарев)
- О высочайшем благе К.И. Скворцов
- Попечение о внешних благах протопр. Василий Бажанов
- О благах внешних прот. Иоанн Гапонов
- Молитвы о временных благах кардинал Томас Шпидлик
- О райских благах прот. Василий Бандаков
- Христианское учение о высшем благе и о так называемых благах низших в сравнении со стоическим И.А. Невзоров

Комментировать