Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов

Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов


Дары, полученные в Таинстве Священства, семинарское образование, высокий кредит доверия со стороны мирян дают священнослужителям немало преимуществ перед мирянами, однако не исключают возможность и для мирян стать успешными катехизаторами. Священнослужителей некоторые катехумены воспринимают как некую касту, и таких катехизатор-мирянин может больше расположить к себе, упростить общение.

Мы имеем пример из Священного Писания, когда человек свидетельствовал о Христе, не имея первоначально никакого отношения ни к Апостолам, ни к рукоположенным от них пресвитерам. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос (Деян.18:24-28)». Апостол Павел отметил роль святого апостола Аполлоса в распространении христианства в Коринфе: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог (1 Кор. 3:6).

Часто приходится встречать аргумент: важнее всего для проповеди собственная жизнь по заповедям Христовым, а учительство – это лишнее. Этот тезис активно исповедуют некоторые воцерковлённые и зачастую даже достаточно начитанные миряне. В подтверждение своей позиции они обычно приводят слова прп. Серафима: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». На это можно ответить следующее:

1) Не умаляя истинности слов Саровского подвижника, можно добавить, что собственный пример – не отдельный метод, а необходимый элемент любого метода катехизации. Слова человека, просвещенного Божественной благодатью, намного быстрее найдут отклик в душах людей. Однако, в практическом плане, где найти столько святых катехизаторов, обладающих ещё и даром слова?

2) В дополнение имеет смысл привести ещё два высказывания по обсуждаемому вопросу, которые не противоречат словам преподобного Серафима, а дополняют их.

Преподобный Иоанн Лествичник: «не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы, ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не все стяжали всё в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле, а в других, напротив, дело сильнее слова» [1].

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание» [2].

3) Внутренняя и внешняя миссия – это не хобби, а проявление деятельной любви, обязанность любого христианина по спасению ближнего. Не все становятся аскетами-подвижниками, но любой имеет возможность хотя бы посоветовать ближнему хорошую книгу или разоблачить псевдоцерковное суеверие.

Для катехизатора принципиально важны следующие качества:

– «горячая вера», так как нужно, пробудить, зажечь человека, а не просто дать знания; побудительным мотивом и движущей силой для катехизатора должна быть любовь к ученикам, а не желание власти или самоутверждение;

– высокие моральные качества и духовная зрелость;

– системное духовное образование;

– коммуникативные способности: умение ясно изложить мысль на понятном собеседнику языке, учитывая его культурный и образовательный уровень; мудрая снисходительность к духовному уровню человека;

– поддержание обратной связи с катехуменом, наличие диалога в обучении;

– христоцентричность изложения материала; он не должен быть абстрагирован от Бога, открывшегося нам во Христе.

Среди главных ошибок катехизаторов можно указать следующие:

– Рассказ о христианстве как о религии закона в ущерб религии Любви. Представление о христианстве как о системе запретов, превращение огласительных бесед в перечисление обязанностей христианина.

– Подмена целей (свободы, радости, новой жизни) средствами их достижения; отрицательный характер проповеди (установка «всё нельзя»), подмена христианской нравственности внешней аскетикой.

– Дисбаланс между догматикой и нравственным содержанием христианства в сторону догматического богословия.

– Акцент на обряде, чинопоследовании Таинств Крещения и Миропомазания. Таинство Крещения следует рассматривать в большей мере как повод, а не как содержание бесед.

– Однако и вопросы, как со стороны катехизатора, так и со стороны участников, должны быть в русле обсуждаемой темы, иначе встречи потеряют целостность и системность. Диалогичность позволит лучше понять уровень знаний катехуменов и укрепит их внимание.

– Стремление передать как можно больше информации там, где катехизация включает в себя 1-2 занятия.

– Передача знаний, теоретической информации в отрыве от опыта веры. Забвение того, что любой ответ должен быть не только информационным, но и экзистенциальным, т.е. прямо или косвенно назидательным для присутствующих.

– Неактуальность передаваемых знаний и опыта для слушающих. Знания должны быть практичны для оглашаемых, не абстрактны, не связаны лишь с глубокой древностью, а близки и необходимы им.

– Категоричность или чрезмерный либерализм (заискивание, чрезмерное упрощение Православия до уровня оглашенных).

– Сухой, непонятный новоначальным язык, избыток церковнославянизмов и богословских терминов (средостение, живот, синергия, эсхатология и т.п.).

– Отсутствие наглядных пособий и печатных материалов, которые раздаются оглашаемым для самостоятельного изучения. Как минимум это должен быть список литературы для самостоятельного изучения и несколько молитв с их объяснением.

– Занятия без учёта духовного, нравственного и интеллектуального уровня оглашаемых. Соответственно и задачи могут стоять разные: от полной и серьёзной подготовки до минимальных знаний или хотя бы избавления от «иллюзии знания» церковной жизни. В практическом плане в предварительной беседе или после первого занятия катехизатор может выделить отдельных лиц для индивидуальных бесед или разделения одной группы на две-три.

– Хаос в организации встреч (опоздания, перенос времени и т.д.), неряшливый, равно как и заспанный, усталый вид катехизатора.

– И, наконец, самая главная ошибка – отношение к оглашаемым как к объектам воздействия, а не братьям и сестрам, отсутствие любви к ближним и своему служению.

сентябрь 2013 г.

Кирилл Борисов, магистр богословия

Примечания

[1] Преподобный Иоанн Лествичник Лествица, Слово 26, п. 154. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

[2] Св. Иоанн Кронштадтский Моя жизнь во Христе, (абзац 688) / [Электрон.ресурс] (1 файл).

Комментировать