- Абсолютно безгрешен только Бог-Троица, но если говорить о людях, греха никогда не имел (и, конечно же, не имеет) только воплотившийся Бог Иисус Христос, которого Церковь именует «единым безгрешным». Кроме того, не грешат небожители – светлые ангелы, души оправданных людей.
- Грешны абсолютно все люди, живущие земной жизнью. «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас», - сообщается в Священном Писании (1Ин.1:8).
- Само предположение, что мы не имеем греха, грешно. Наихудший род греха - не сознавать греха.
- Некрещёные новорожденные дети, младенцы, подвержены первородному греху. Непосредственной вины они, конечно, не имеют, но последствия непослушания Адама и Евы проявляются и в них (см. «первородный грех»). Дети могут обнаруживать жадность, агрессию и пр.
- Люди не только не являются «истинным светом», но и не являются светом вообще, даже о св. Иоанне Предтече в Евангелии говорится: «Он не был свет» (Ин.1:8). Святые сияют Божественным светом (светом нетварной Божественной благодати).
- От прародителей все человечество унаследовало предрасположенность (удобопреклонность) ко греху.
- Опасно успокаивать себя тем, что мы не совершали убийств и ограблений, почитали отца и мать: это ещё не говорит о точном соответствии нашего состояния и нашего поведения требованиям нравственного закона. Даже, казалось бы, малозначительные грехи, могут стать препятствием к достижению Царства славы.
- Чем человек праведнее, тем глубже осознает он свою греховность, о чём говорят многочисленные примеры святых.
- Человек не может перестать грешить самостоятельно, поэтому Бог «дает» нам Свою благодать, чтобы помочь нам остановиться, нравственно преобразиться.
- Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами, чтобы, прибегая к ним, человек мог преодолевать свою греховность. Для отпущения содеянных грехов Господь утвердил Таинство Покаяния, требующее искреннего раскаяния человека в совершенном грехе, осознания личной ответственности перед Богом / ближним, решимости не повторять его.
***
Чистая совесть – признак короткой памяти. «Человек, который ведет себя хорошо», не всегда означает «хороший человек». Просто у него не было повода проявить свою подлость.
протодиакон Андрей
Грех (греч. amartia – ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, болезнь души. Современная массовая культура часто использует это слово не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное. Однако Церковь из своего опыта знает, что грех – это смертельное заболевание. Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воле…
патриарх Алексий II
Не с людьми нужно себя сравнивать – нужно сравнивать себя с законом Божиим.
протоиерей Валериан Кречетов
Все люди нуждаются в нашей доброте. Нужно не осуждать людей, а молиться за них, потому что они несчастны. Все люди больны. Нет ни одного, кто был бы духовно здоров. Каждый грех – это болезнь. Но даже если люди кажутся счастливыми, чувствуют себя хорошо, с точки зрения жизни вечной они больны. Их недуг в том, что они не знают Бога. Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов.
старец Сергий (Шевич)