Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Человекобожие




    1. Чело­ве­ко­бо­жие – рели­ги­озно-фило­соф­ское поня­тие, ука­зы­ва­ю­щее на соци­аль­ные / фило­соф­ские / рели­ги­оз­ные тен­ден­ции край­него воз­ве­ли­чи­ва­ния воз­мож­но­стей, спо­соб­но­стей, роли в исто­рии, пред­на­зна­че­ния чело­века – за счёт неоправ­дан­ного наде­ле­ния его теми каче­ствен­ными харак­те­ри­сти­ками, кото­рые при­ли­че­ствуют Богу, Боже­ству (пример: чело­век – царь при­роды; чело­ве­че­ский разум не знает границ).
    2. В основе стрем­ле­ния к само­воз­ве­ли­че­нию чело­века лежит гор­дость: «Начало гор­до­сти – уда­ле­ние чело­века от Гос­пода и отступ­ле­ние сердца его от Творца его; ибо начало греха – гор­дость» (Сир.10:14).
    3. Тогда как для хри­сти­а­нина образ­цом, «меркой всего», явля­ется Бог, Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос, а его глав­ным жиз­нен­ным ори­ен­ти­ром явля­ется про­по­ведь и учение Церкви, для чело­ве­ко­бож­ника мери­лом «всех вещей» может являться либо другой греш­ный чело­век / группа греш­ных людей (напри­мер, пред­став­ля­ю­щих то или иное фило­соф­ское тече­ние), либо он сам.
    4. Первые идеи чело­ве­ко­бо­же­ства были озву­чены еще змеем-иску­си­те­лем, ска­зав­шим Еве: «Будете, как боги» (Быт.3:5).
    5. В про­цессе исто­рии раз­ви­тия мира, в разное время, в разных соци­у­мах чело­ве­ко­бо­же­ство про­яв­ля­лось в раз­лич­ных формах. Скажем, в эпоху Воз­рож­де­ния обо­жеств­ле­ние чело­века как тако­вого стало спе­ци­фи­че­ским при­е­мом, поз­во­лив­шим гума­ни­стам в про­ти­во­вес хри­сти­ан­скому учению о чело­веке выдви­нуть идею его сво­бод­ной, твор­че­ской сущ­но­сти. Одни из наи­бо­лее острых про­яв­ле­ний чело­ве­ко­бо­же­ства отме­ча­лись в ате­и­сти­че­ских сооб­ще­ствах. Между тем, прак­тика обо­жеств­ле­ния, сакра­ли­за­ции отдель­ных людей, напри­мер, пра­ви­те­лей, суще­ство­вала и в древ­них язы­че­ских соци­у­мах, скажем, в Египте, Риме.
    6. Такого рода прак­тики не сле­дует урав­ни­вать с прак­ти­кой обо­же­ния, суще­ству­ю­щей в пра­во­славно-хри­сти­ан­ской среде. Стре­мясь к обо­же­нию, хри­сти­а­нин не отри­цает своей огра­ни­чен­но­сти, не дей­ствует вопреки Божьему бла­го­во­ле­нию. Напро­тив, он дей­ствует в соот­вет­ствии с Божьим зако­ном, упо­вает, пола­га­ется на содей­ствие Божие. Обо­жи­ваться, для хри­сти­а­нина, значит упо­доб­ляться Созда­телю, пра­вильно рас­кры­вать в себе черты Его образа, бла­го­датно соеди­няться с Ним.
    7. Несмотря на то, что со вре­мени обра­зо­ва­ния Церкви стало воз­мож­ным как избав­ле­ние чело­века от пер­во­род­ного греха, так и эффек­тив­ная борьба с его лич­ными гре­хов­ными стра­стями и поро­ками, в неко­то­рых обще­ствах осу­ществ­ля­ется не борьба с грехом, а борьба с хри­сти­ан­скими тра­ди­ци­ями, усто­ями, цен­но­стями, с под­лин­ным хри­сти­ан­ством. Чело­ве­ко­бо­жие — про­яв­ле­ние этой борьбы в секу­ляр­ной антро­по­цен­трич­ной куль­туре Нового и Новей­шего времен.
    8.  Не стоит думать, что идеи чело­ве­ко­бо­же­ства в XXI веке стали арха­и­кой.

    ***

    Чело­ве­ко­бо­жие – рели­ги­озно-фило­соф­ская кон­цеп­ция, сур­ро­гат рели­гии в форме наде­ле­ния чело­ве­че­ства боже­ствен­ными чер­тами.

    Гума­низм – рели­ги­озно-фило­соф­ское учение чело­ве­ко­бо­жия, став­шее обще­фи­ло­соф­ским и мето­до­ло­ги­че­ским прин­ци­пом бытия совре­мен­ной инду­стри­ально-тех­но­ло­ги­че­ской циви­ли­за­ции…

    Про­блема совре­мен­ной циви­ли­за­ции заклю­ча­ется в том, что она абсо­лю­ти­зи­ро­вала то состо­я­ние чело­века, в кото­ром он нахо­дится сейчас, – состо­я­ние глу­бо­кого повре­жде­ния и сдвига коор­ди­нат. Про­ти­во­есте­ствен­ное по сути назы­ва­ется теперь «есте­ствен­ным», «нор­маль­ным» просто по факту нали­чия.
    про­то­и­е­рей Павел Вели­ка­нов

    Инте­ресы отдель­ного чело­века раньше зача­стую попи­ра­лись обще­ством, а теперь ста­вятся не только выше инте­ре­сов обще­ства, но и запо­ве­дей Божиих. Это под­ры­вает нрав­ствен­ную основу циви­ли­за­ции.

    См. также: ГУМА­НИЗМ, СЕКУ­ЛЯ­РИЗМ, ПОРОКИ СОВРЕ­МЕН­НОГО ОБЩЕ­СТВА

    «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки