Секуляризация

Литература по теме

Секуляриза́ция (от англ. secular – светский) –

1) процесс вытеснения религии, религиозных организаций и институтов на периферию общественной жизни, связанный, в частности, с потерей престижности религии и её влияния на культуру;
2) процесс искусственного ослабления влияния религиозных организаций и институтов на те или иные стороны жизни общества (пример: изъятие государством у Церкви значительной части её собственности: земельных владений, церковного имущества и пр.).

ivan vladimirov confiscation of church property in petrograd 1922 – Секуляризация
«Изъятие церковных ценностей». И.А. Владимиров.

Христианские отцы II–IV веков употребляли слово «saeculum» для обозначения бренного мира, который противопоставляется вечному Царству Божьему. В тот период появляется нынешнее значение слова «secularis» – «мирской», «светский».

В европейской культуре процессы секуляризации начались в позднем Возрождении (около XVI в.) и ярко проявились в протестантской Реформации. В XVI–XVII веках секуляризация выражалась, в частности, в конфискации светской властью церковного и монастырского имущества, в возрастании в обществе тенденций к вольнодумству, антиклерикализму и нетипичной религиозности, в распространении идей деизма, пантеизма и атеизма. Быть верующим, а особенно признавать авторитет Церкви многими стало считаться чем-то непрестижным и несовременным. Эти настроения хорошо вписались в общую картину философии и культуры эпохи Просвещения XVIII века. Особенно ярко секуляризация проявилась во время Французской буржуазной революции (1789–1794).

В период XVIII–XIX вв. значительное влияние на развитие процессов секуляризации в европейских государствах оказали изменения в их политических структурах, связанные с развитием революционных движений. В Рос­сии в резуль­та­те церковных ре­форм Пет­ра I и Ека­те­ри­ны II бы­ла про­ве­де­на мас­штаб­ная секуляризация, результатом которой стал переход основной части мо­на­стыр­ских зе­мель в собственность го­су­дар­ст­ва. Советская власть с самого начала проводила последовательную по­ли­ти­ку секуляризации, что привело к полно­му унич­то­же­нию прав соб­ст­вен­но­сти ре­лигиозных ор­га­ни­за­ций и ут­ра­те ими ста­ту­са юри­дических лиц.

Собственно, к XX веку уже можно было говорить о существовании секулярного общества в общемировом масштабе. Начиная с советского периода и до наших дней, Православная Церковь (как и любые религиозные организации) в России юридически отделена от государства. Российская Федерация, согласно Конституции РФ, является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14).

Рас­про­стра­не­нию секуляризации в сфе­ре нау­ки и куль­ту­ры спо­соб­ст­во­ва­ли установ­ле­ние кон­тро­ля свет­ских вла­стей над об­ра­зо­вательными струк­ту­ра­ми, а также ос­но­ва­ние светских школ и университетов. До XIX века религия была определяющим фактором в формировании мировоззрения, специфики взаимоотношений частных лиц, социальных групп и институтов. В современном обществе это место часто занимает наука и иные внерелигиозные социальные институты.

Между тем, многие исследователи называют современную эпоху эпохой постсекулярности, условно относя её начало к середине XX века.

Подчеркнем: дух человека, как сила души, долженствующая стремиться к Богу, не выносит пустоты. Если человек или общество отворачивается от Творца, то религия заменяется в его сознании другим мировоззрением (например, атеизмом, материализмом, коммунизмом, человекобожием, различными формами оккультизма).

Основные черты секуляризации в христианском обществе

– отделение Церкви от государства;

– вытеснение Церкви на периферию общественной, политической и культурной жизни;

– постепенное уменьшение участия человека в церковной жизни со сведением этого участия к минимуму;

– превращение религии в частное дело;

– раздвоение жизни человека на религиозную и повседневную, их разграничение;

– индивидуализация отношений с Богом (человек предпочитает обходиться в религиозной жизни без посредников, считает возможным самостоятельно определять формы этих отношений и создавать для себя собственные правила богопочитания и богообщения образ Бога);

– устранение авторитета Церкви из области частной жизни;

– исчезновение из общественной и частной жизни норм аскетического делания;

– отношение к духовенству как к чисто моральным авторитетам или людям, олицетворяющим культурную традицию;

– предельный вариант – выведение Церкви за рамки закона, полное подчинение её во всех вопросах только светскому праву, изъятие имущества;

Одной из форм секуляризации является адаптивизм – стремление приспособить христианское вероучение к современному сознанию, предполагающее изъятие из него всего «устаревшего и неудобного».

Цитаты о секуляризме

«Секуляризация – это реализуемый в культуре и развернутый во времени переход духовного опыта, духовной энергии в область опыта чувственного, практической жизни, что приводит, в конечном счете, к обесцениванию духовного, сакрального, и переоценке внешнего, того, что можно наблюдать и измерить, количественно оценить и логически обосновать... Другими словами, это процесс, переход, когда некогда почитаемое, священное становится обыденным, профанным».
протоиерей Георгий Ореханов

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka