Агапа

Ага́па (греч. ἀγάπη; агапе, агапа). Гре­че­ское слово ἀγάπη обо­зна­чает любовь — глав­ную хри­сти­ан­скую доб­ро­де­тель; также  Αγάπη упо­треб­ля­ется как жен­ское имя (в част­но­сти, имя одной из трех хри­сти­ан­ских муче­ниц) и как имя Бога в бого­слов­ской лите­ра­туре (Бог есть любовь = ὁ θεὸς ἀγάπη ἐστίν (1Ин.4:8))

agapa - Агапа
Агапа. Фреска из ката­комб Петра и Мар­цел­лина. IV век.

В литур­ги­че­ской и исто­ри­че­ской лите­ра­туре термин «Агапа» обо­зна­чает общую тра­пезу хри­стиан первых веков, кото­рая также назы­ва­лась «вече­рей любви». Это назва­ние по отно­ше­нию к тра­пезе впер­вые встре­ча­ется в Посла­нии апо­стола Иуды: Тако­вые бывают соблаз­ном на ваших вече­рях любви (ἐν ταῖς ἀγάπαις ὑμῶν); пир­ше­ствуя с вами, без страха утуч­няют себя (1:12). Рас­про­стра­нено мнение, что агапы воз­никли как под­ра­жа­ние прак­тике сов­мест­ных трапез, кото­рая была отли­чи­тель­ной чертой обще­ствен­ного слу­же­ния Иисуса Христа. Также агапы устра­и­ва­лись хри­сти­а­нами в вос­по­ми­на­ние Тайной Вечери, на кото­рой Гос­подь уста­но­вил Таин­ство Евха­ри­стии. Доста­точно часто до сере­дины II века в состав агапы вхо­дила Евха­ри­стия; на этом раннем этапе в писа­ниях мужей апо­столь­ских тер­мины «агапа» и «Евха­ри­стия» упо­треб­ля­ются как сино­нимы.

Под­твер­жде­ние этому видим уже в Новом Завете. В книге Деяний неод­но­кратно гово­рится о тра­пе­зах первых хри­стиан, во время кото­рых совер­ша­лась Евха­ри­стия (Деян.2:42, 46; 20:7). Хорошо известно опи­са­ние агапы, кото­рое при­во­дит апо­стол Павел в 1Кор.1:20-34. Счи­та­ется, что эта «вечеря любви» начи­на­лась При­ча­ще­нием Телом Хри­сто­вым, после чего сле­до­вало вку­ше­ние обыч­ной пищи, в конце при­ча­ща­лись Кровью Хри­сто­вой. Такой поря­док соот­вет­ствует опи­са­нию Тайной вечери у еван­ге­ли­ста Луки (Лк.21:17-20); также инте­ресно, что следы такой прак­тики  име­ются в памят­нике III века «Апо­столь­ское пре­да­ние», в кото­ром опи­сана кре­щаль­ная литур­гия и ска­зано, что ново­кре­ще­ные после При­ча­ще­ния Тела Хри­стова вку­шают воду, молоко и мед и только после этого под­хо­дят к чаше с вином – Кровью Хри­сто­вой (см. сщмч. Иппо­лит Рим­ский. Апо­столь­ское пре­да­ние)

После сере­дины II века про­ис­хо­дит отде­ле­ние агапы от Евха­ри­стии. Глав­ная при­чина – появ­ле­ние прак­тики при­ча­щаться нато­щак и пере­не­се­ние Евха­ри­стии вслед­ствие этого на утрен­нее время, тогда как агапу про­дол­жали совер­шать вече­ром. Однако этот про­цесс про­ис­хо­дил в разных мест­но­стях в разное время (напри­мер, в Алек­сан­дрии прак­тика совер­ше­ния Евха­ри­стии после вечер­ней тра­пезы сохра­ня­лась до V века). Уже на рубеже II–III вв. тер­мины «Евха­ри­стия» и «Агапа» в боль­шин­стве памят­ни­ков раз­ли­ча­ются.

В это время (в конце II века) появ­ля­ется новый вид агап – поми­наль­ные тра­пезы в честь муче­ни­ков или в честь усоп­ших. Парал­лельно с этим агапа ста­но­вится видом цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти: агапы устра­и­ва­ются для бедных хри­стиан (осо­бенно отме­ча­ется уча­стие вдов в агапах). При этом бога­тые хри­сти­ане могли орга­ни­зо­вы­вать подоб­ные вечери, но сами не были обя­заны в них участ­во­вать. Для соблю­де­ния бла­го­чи­ния тре­бо­ва­лось обя­за­тель­ное уча­стие в агапе одного из кли­ри­ков (иногда епи­скопа). К уча­стию в агапе допус­ка­лись только кре­щен­ные; огла­шен­ные в агапах не участ­во­вали, но им посы­лали «хлеб закли­на­ния» (Апо­столь­ское Пре­да­ние, гл. 26, 28).

Стоит отме­тить выска­зы­ва­ние Кли­мента Алек­сан­дрий­ского об агапах: Агапы – «пре­крас­ное спа­си­тель­ное учре­жде­ние Логоса… Агапы поис­тине небес­ная пища, пир­ше­ство Слова (ἑστίασις λογικὴ)… И если ты любишь Гос­пода Бога твоего и ближ­него твоего, то это празд­нич­ное и бла­жен­ное тор­же­ство, имея свой­ства небес­ного, про­ис­хо­дит уже как бы на небе­сах… Агапы – дело чистое и достой­ное Бога, и их цель вспо­мо­ще­ство­ва­ние. Радо­сти вече­рей любви, вслед­ствие уча­стия в них многих, дей­ствуют на любовь ожив­ля­ю­щим обра­зом, они – пред­чув­ствие радо­сти вечной».

В то же время уже источ­ники III века упо­ми­нают раз­лич­ные про­блемы, свя­зан­ные с пове­де­нием отдель­ных людей во время агап: чрез­мер­ное вку­ше­ние пищи и вина, крики, бол­товня, пустой смех. Во многом эти зло­упо­треб­ле­ния стали при­чи­ной осуж­де­ния отцами IV–V вв. прак­тики про­ве­де­ния агап. В итоге на Востоке агапы к концу IV века в целом выхо­дят из прак­тики; на Западе они сохра­ня­лись дольше и окон­ча­тельно были запре­щены в VIII веке.

Счи­та­ется, что на смену агапам пришли иные формы цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти: Об этом пишет исто­рик Церкви Э. Пост­нов: «Если, с тече­нием вре­мени, обще­ние в иму­ще­стве и общие тра­пезы пре­кра­ти­лись, вслед­ствие умно­же­ния числа веру­ю­щих, то взамен того, вся­кого рода вспо­мо­ще­ство­ва­ния хри­стиан друг другу полу­чили самое широ­кое раз­ви­тие. Стран­ники, путе­ше­ство­вав­шие из одной церкви в другую, бедные, боль­ные, старые, вдо­вицы, сироты и все страж­ду­щие – все нахо­дили себе помощь и под­держку у хри­стиан».

Цитаты об агапе

«Цен­тром цер­ков­ной жизни ранних хри­стиан (так же как и во все после­ду­ю­щие эпохи) всегда была лишь Евха­ри­стия, в то время как в тех или иных общи­нах суще­ство­вали также и раз­лич­ные формы общин­ных трапез, вовсе не обя­за­тельно назы­вав­ши­еся “Вече­рями любви” и не имев­шие единой тра­ди­ции их про­ве­де­ния».
М.С. Желтов

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки