Этика

Литература по теме

Э́тика христианская – христианское нравоучение, основанное на Божественном Откровении, в значительной мере преподанном через Господа Иисуса Христа и Его апостолов.

Образцовым Примером соблюдения норм христианской этики является Богочеловек Иисус Христос.

Человек был сотворен Богом свободным, способным к нравственному выбору, за который он должен нести ответственность. Добродетельные поступки заслуживают награду, а греховные поступки – наказания. Человек призван к исполнению воли Божией, соблюдая которую он уподобляется Самому Творцу. В качестве ориентира ему дан закон Божий, который в большей или меньшей степени выражен в естественном нравственном законе, заповедях, изложенных в Священном Писании Ветхого и Нового Завета и, наконец, в законах гражданских и церковных. Образцовым Примером соблюдения нравственного закона является Господь Иисус Христос. Он есть Образец нравственного совершенства. Уподобление Богу и соединение с Богом, со Христом – цель соблюдения закона: «Конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4).

Следование нравственному христианскому учению способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, сближению его с Богом, благодаря чему он получает возможность войти в Царство Божие. Нравственная ценность добродетельных поступков определяется не просто их пользой для человека и общества, а тем, угодны ли они Богу и ради чего совершаются.

Естественный нравственный закон дан каждому человеку, он проявляется во внутреннем нравственном чувстве (голос совести), во врождённой для человека способности знать добро и зло, отличать одно от другого и направлять себя в сторону добра. Сходство в понятиях о добре и зле в разных культурах и религиях может быть объяснено существованием универсального естественного закона. Те люди, которые не знают заповедей Божьих, изложенных в Библии, и не являются христианами, тем не менее, имеют представление о добре и зле из естественного закона, на основании которого они и будут судимы Богом (см.: Рим.2:12-15).

Откровенный нравственный закон – это закон, преподанный Богом посредством сверхъестественного Откровения; закон, в рамках которого требования Божественной воли относительно нравственной стороны жизни людей, нормы нравственности представлены с надлежащей ясностью и определенностью. В соответствии с двумя историческими периодами преподания и раскрытия этого закона различают Ветхозаветный нравственный закон и Новозаветный нравственный (Евангельский) закон.

Ветхозаветный нравственный закон был преподан Богом израильскому народу после его исхода из Египта. Его нравственные предписания сконцентрированы в десяти Заповедях (декалоге). Предписания декалога запрещают то, что противоречит любви к Богу и к ближнему, и предписывают то, что для человека существенно важно. Ветхозаветный нравственный закон свят, но в определенном отношении он уступает Новозаветному нравственному закону. Одной из целей соблюдения этого закона была подготовка израильского народа к Пришествию Спасителя.

Новозаветный (Евангельский) нравственный закон превосходит Ветхозаветный в следующем.
1) Ветхозаветный закон был, прежде всего, направлен на регулирование внешнего поведения человека, тогда как требования Новозаветного закона в значительной мере направлены и на формирование «внутреннего» человека.
2) Ветхозаветный закон побуждал людей к его исполнению обетованиями (в большей мере) временных земных благ, и в гораздо меньшей, чем Новозаветный закон, обетованием нетленных, небесных, вечных, будущих благ. Новозаветный закон побуждает людей искать, прежде всего, «Царства Божия и правды Его» (Мф.6:33).
3) Новозаветный нравственный закон был не только преподан Христом – Сам Христос (по человеческому естеству) явился образцовым Примером соблюдения этого закона, всецело подчинив Свою человеческую волю Божественной воле, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8).
Кроме того, в результате Искупления человека и образования Церкви люди получили доступ к спасительным благодатным средствам, необходимым им для следования по пути духовно-нравственного совершенства, к достижению Царства святых.

Итак, Новозаветный закон не отменяет нравственные предписания Ветхозаветного закона. Наоборот, он выявляет его скрытые возможности, извлекая из него новые требования.

Господь Иисус Христос выразил суть христианского нравственного учения таким образом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40).

К проповеди Господа Иисуса Христа нужно добавить нравственное учение апостолов, которое раскрывает эту проповедь более подробно (см.: Рим.12-15; 1Кор.12-13; Кол.3-4; Еф.4-5 и др.).

Кроме заповедей, Новозаветный закон содержит евангельские советы (см.: Мф.19:21; 1Кор.7:25-26,39-40). Заповеди предназначены для того, чтобы устранить все, что несовместимо с любовью; целью же советов является устранение того, что может препятствовать развитию любви, и достижение, таким образом, христианского совершенства.

Примеры некоторых ложных (а)моральных принципов

  1. Добрая цель оправдывает даже аморальные средства. Некоторые люди ошибочно полагают, что совершение аморальных поступков ради достижения благих целей всегда угодно Богу. В действительности это не так.
  2. Правильно из двух видов морального зла выбрать меньшее. Как поясняет свт. Феофан Затворник, «кто хорошо понимает относительную важность [нравственных] обязанностей, тот не затруднится избрать должное. То несомненно, что представляющаяся несовместность обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно». Нужно вспомнить, что убийство Иисуса Христа было мотивировано именно таким ложным (а)моральным принципом: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:50).
  3. Моральный принцип определяется его практической житейской пользой (утилитаризм). Многие люди, даже среди христиан, считают, что право на счастье может оправдать, к примеру, разрушение семьи с нелюбимым человеком ради создания отношений с любимым. При таком подходе, не жизнь подстраивается под моральные принципы, а сами принципы считаются правильными, если только соответствуют представлениям человека о земном счастье. Однако это в корне неправильно, потому что верующий человек должен определять свои моральные ориентиры не как ему выгодно, а в соответствии с Божьими заповедями, даже если это тяжело.
  4. Христианские моральные принципы должны пересматриваться в соответствии с духом времени. Такой взгляд тоже встречается, когда моральные принципы объявляются пережитками прошлого и взамен придумываются новые, которые обычно удобны и по-своему выгодны. Главный недостаток этого представления в том, что источником знаний о морали и нравственности считается не Бог, а сами люди, которые свободны пересмотреть моральные нормы, как пересматриваются разные государственные законы.

Цитаты об этике

«Богочеловек есть добродетель, всеобъемлющая добродетель; в Нем, только в Нем и Им человек как богоподобное существо может своим добровольным трудом, при содействии благодати святых таинств, достичь всякой добродетели и жить в ней. В Богочеловеческом Теле Христовом, Церкви, все Христово становится нашим, а значит – и вся Его всеохватывающая добродетель. В этом целиком и полностью заключаются евангельская мораль и этика».
прп. Иустин (Попович)

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka