Анти­минс

***

Антими́нс  (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вме­сто­пре­сто­лие) – освя­щен­ный архи­ереем четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с изоб­ра­же­нием поло­же­ния Иисуса Христа во гроб, с заши­той части­цей святых мощей, на кото­ром совер­ша­ется литур­гия. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный размер при­мерно 60 на 40 см.

На анти­мин­сах изоб­ра­жа­ется поло­же­ние во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре еван­ге­ли­ста.

На анти­минсе есть под­пись епи­скопа, кото­рый его освя­щал, а также ука­зано, где, когда и для какого храма состо­я­лось это освя­ще­ние.

Анти­минс – неотъ­ем­ле­мая часть пре­стола, без кото­рой нельзя совер­шать литур­гию. Анти­минс раз­во­ра­чи­ва­ется в опре­де­лен­ный момент бого­слу­же­ния, по окон­ча­нии кото­рого свер­ты­ва­ется особым обра­зом и хра­нится в спе­ци­аль­ном плате – или­тоне.

Анти­минс берет начало от воз­ник­шего в ран­не­хри­сти­ан­ские вре­мена обычая совер­шать литур­гию на гроб­ни­цах муче­ни­ков. Впо­след­ствии, при уве­ли­че­нии коли­че­ства храмов в пре­столы стали вкла­ды­вать только частицы мощей. На рубеже VIIIIX вв. частицы мощей стали вши­вать в мате­рию и пола­гать поверх пре­стола.

Антиминс

***

Анти­минс

Ю.И. Рубан

Анти­минс – («вме­сто­пре­сто­лие», от греч. анти́ – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льня­ной или шел­ко­вый плат с изоб­ра­же­нием сцены поло­же­ния Христа во гроб и четы­рех еван­ге­ли­стов, в кото­рый вшита частица мощей какого-либо свя­того. Пер­во­на­чально анти­минс упо­треб­лялся только вместо св. пре­стола, освя­щен­ного епи­ско­пом или пат­ри­ар­хом (откуда и про­ис­хо­дит его назва­ние); при нали­чии же пре­стола анти­минс для совер­ше­ния Литур­гии не тре­бо­вался. Согласно Симеону Солун­скому (XV в.), на анти­мин­сах «совер­ша­ется все, что и на боже­ствен­ной тра­пезе (Литур­гии). Когда нужно, по усмот­ре­нию архи­ерея, они, совер­шенно освя­щен­ные, посы­ла­ются в места, где нет жерт­вен­ника [пре­стола], и на них совер­ша­ется боже­ствен­ное свя­щен­но­дей­ствие Тайн» (Раз­го­вор о св. свя­щен­но­дей­ствиях, гл. 76). Т. обр., анти­минс явля­ется также своего рода «епи­скоп­ской гра­мо­той», скреп­лен­ной под­пи­сью освя­щав­шего его архи­ерея и удо­сто­ве­ря­ю­щей право свя­щен­ника совер­шать Евха­ри­стию.

Прак­тика исполь­зо­ва­ния анти­минса в каче­стве аль­тер­на­тивы пре­столу долго суще­ство­вала и на Руси, и лишь на Мос­ков­ском соборе 1675 г. было уста­нов­лено иметь анти­минс на каждом пре­столе, даже освя­щен­ном ранее архи­ереем. В насто­я­щее время анти­минс в сло­жен­ном виде посто­янно лежит на пре­столе пра­во­слав­ного храма под напре­столь­ным Еван­ге­лием и, в свою оче­редь, обер­нут в илитон – плат боль­шего раз­мера. Он раз­во­ра­чи­ва­ется в опре­де­лен­ном порядке во время Литур­гии, и на нем стоят сосуды с освя­ща­е­мыми Свя­тыми Дарами (евха­ри­сти­че­скими хлебом и вином). Раз­ли­ча­ются анти­минсы посто­ян­ные и пере­нос­ные, пред­на­зна­чен­ные для поход­ных (пол­ко­вых) церк­вей и часо­вен.

Анти­минс сим­во­ли­зи­рует гроб Иисуса Христа или погре­баль­ные пелены (пла­ща­ницу), кото­рыми было обвито Его тело. Ста­ро­об­ряд­че­ский анти­минс (с напи­са­нием «анти­мис») имеет изоб­ра­же­ние вось­ми­ко­неч­ного креста с тро­стью и копьем по сто­ро­нам.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки