Антиминс

Литература по теме

Антими́нс (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Наиболее распространенный размер примерно 60 на 40 см.

antimins 1 - Антиминс

На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.

На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.

Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.

Антиминс

Первоначально слово «антиминс» обозначало переносной столик, который употреблялся для совершения Евхаристии вне храмов; подобные переносные столики упоминаются в источниках IV века и использовались они главным образом в военных походах и миссионерских литургиях. Также подобные столики использовались для причащения мирян в крупных храмах; так, в Софии Константинопольской использовали особый антиминс для причащения императора и особый – для остальных мирян.

Антиминсы в привычном нам смысле как переносные платы с вшитыми в них частицами мощей появились в период иконоборческих гонений. Дело в том, что иконоборцы отвергали почитание мощей и потому новые храмы освящали без закладывания мощей под престол, а в некоторых уже освященных храмах мощи из-под престола изымали. В связи с этим православные стали совершать литургию или вне храмов на антиминсах (сторонники иконопочитания были в положении гонимых), или же, когда иконопочитание восторжествовало, они стали использовать антиминс для служения в тех храмах, которые не имели мощей под престолом.

Постепенно к XII веку служение на антиминсе становится нормой даже в тех случаях, когда служба совершается в храме с правильно освященным престолом (в котором есть мощи). Потому и сам антиминс был переосмыслен как свидетельство о том, что в данном храме литургия совершается с благословения архиерея (и данный храм находится в каноническом общении с епархиальной властью). Номоканон XIII века предписывал священнику, служащему без антиминса, в  качестве наказания 70 поклонов. Примерно с этого же времени практика использования антиминсов распространяется в Русской Церкви; законодательно у нас служение литургии с антиминсом закреплено Московским собором 1675 года. Интересно, что до XVII века в России было принято пришивать антиминс к нижней одежде престола или даже прибивать его гвоздями; после XVII века антиминс по примеру греческих церквей стали заворачивать в илитон. «Учительное известие» при Служебнике, составленное в начале XVIII века и действующее до сих пор, называет антиминс в списке первоочередных предметов, необходимых для служения литургии. При этом на одном антиминсе совершается в день только одна литургия; если в храме есть поздняя литургия, то она должна быть совершена на другом антиминсе.

Антиминс – важная святыня; его нельзя стирать, в случае его износа он заменяется новым. В случае чрезвычайного происшествия (пожар, наводнение) священник старается спасти антиминс в первую очередь. Мирянам антиминс трогать запрещается.

Антиминс

Ю.И. Рубан

Антиминс – («вместопрестолие», от греч. анти́ – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Первоначально антиминс употреблялся только вместо св. престола, освященного епископом или патриархом (откуда и происходит его название); при наличии же престола антиминс для совершения Литургии не требовался. Согласно Симеону Солунскому (XV в.), на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн» (Разговор о св. священнодействиях, гл. 76). Т. обр., антиминс является также своего рода «епископской грамотой», скрепленной подписью освящавшего его архиерея и удостоверяющей право священника совершать Евхаристию.

Практика использования антиминса в качестве альтернативы престолу долго существовала и на Руси, и лишь на Московском соборе 1675 г. было установлено иметь антиминс на каждом престоле, даже освященном ранее архиереем. В настоящее время антиминс в сложенном виде постоянно лежит на престоле православного храма под напрестольным Евангелием и, в свою очередь, обернут в илитон – плат большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время Литургии, и на нем стоят сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином). Различаются антиминсы постоянные и переносные, предназначенные для походных (полковых) церквей и часовен.

Антиминс символизирует гроб Иисуса Христа или погребальные пелены (плащаницу), которыми было обвито Его тело. Старообрядческий антиминс (с написанием «антимис») имеет изображение восьмиконечного креста с тростью и копьем по сторонам.

Цитаты об антиминсе

«Исторически антиминс (в современном смысле этого слова; есть ещё и другой, более древний, смысл: “стол для установки на него дискоса и чаши во время Причащения”, таких столов было много в храме Св. Софии) возник как способ “транслировать” освящение престола в пространстве и времени. Прототип антиминса — куски ткани, которые прикладывали к святым мощам, и которые затем сами почитались как святыня. Практика делать это была очень распространена в Церкви первого тысячелетия; при помощи таких кусков ткани даже освящали храмы, используя их вместо св. мощей. Антиминсы (в современном смысле слова) впервые фиксируются как платы, которыми обтирают с престола душистое вино и св. миро во время его освящения. Т. е. по происхождению антиминс — не “документ” на право служения, а способ “перенести” освящение престола в пространстве и времени от уже освящённого престола к новому (который по каким-либо причинам нельзя освятить полным чином)… Смысл надписи на антиминсе был не в “праве служить литургию там-то”, а в “фиксации дня освящения такого-то храма”».
священник Михаил Желтов

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки