Антиминс

Антими́нс (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вме­сто­пре­сто­лие) – освя­щен­ный архи­ереем четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с изоб­ра­же­нием поло­же­ния Иисуса Христа во гроб, с заши­той части­цей святых мощей, на кото­ром совер­ша­ется литур­гия. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный размер при­мерно 60 на 40 см.

На анти­мин­сах изоб­ра­жа­ется поло­же­ние во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре еван­ге­ли­ста.

На анти­минсе есть под­пись епи­скопа, кото­рый его освя­щал, а также ука­зано, где, когда и для какого храма состо­я­лось это освя­ще­ние.

Анти­минс – неотъ­ем­ле­мая часть пре­стола, без кото­рой нельзя совер­шать литур­гию. Анти­минс раз­во­ра­чи­ва­ется в опре­де­лен­ный момент бого­слу­же­ния, по окон­ча­нии кото­рого свер­ты­ва­ется особым обра­зом и хра­нится в спе­ци­аль­ном плате – или­тоне.

Антиминс

Пер­во­на­чально слово «анти­минс» обо­зна­чало пере­нос­ной столик, кото­рый упо­треб­лялся для совер­ше­ния Евха­ри­стии вне храмов; подоб­ные пере­нос­ные сто­лики упо­ми­на­ются в источ­ни­ках IV века и исполь­зо­ва­лись они глав­ным обра­зом в воен­ных похо­дах и мис­си­о­нер­ских литур­гиях. Также подоб­ные сто­лики исполь­зо­ва­лись для при­ча­ще­ния мирян в круп­ных храмах; так, в Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской исполь­зо­вали особый анти­минс для при­ча­ще­ния импе­ра­тора и особый – для осталь­ных мирян.

Анти­минсы в при­выч­ном нам смысле как пере­нос­ные платы с вши­тыми в них части­цами мощей появи­лись в период ико­но­бор­че­ских гоне­ний. Дело в том, что ико­но­борцы отвер­гали почи­та­ние мощей и потому новые храмы освя­щали без закла­ды­ва­ния мощей под пре­стол, а в неко­то­рых уже освя­щен­ных храмах мощи из-под пре­стола изы­мали. В связи с этим пра­во­слав­ные стали совер­шать литур­гию или вне храмов на анти­мин­сах (сто­рон­ники ико­но­по­чи­та­ния были в поло­же­нии гони­мых), или же, когда ико­но­по­чи­та­ние вос­тор­же­ство­вало, они стали исполь­зо­вать анти­минс для слу­же­ния в тех храмах, кото­рые не имели мощей под пре­сто­лом.

Посте­пенно к XII веку слу­же­ние на анти­минсе ста­но­вится нормой даже в тех слу­чаях, когда служба совер­ша­ется в храме с пра­вильно освя­щен­ным пре­сто­лом (в кото­ром есть мощи). Потому и сам анти­минс был пере­осмыс­лен как сви­де­тель­ство о том, что в данном храме литур­гия совер­ша­ется с бла­го­сло­ве­ния архи­ерея (и данный храм нахо­дится в кано­ни­че­ском обще­нии с епар­хи­аль­ной вла­стью). Номо­ка­нон XIII века пред­пи­сы­вал свя­щен­нику, слу­жа­щему без анти­минса, в  каче­стве нака­за­ния 70 покло­нов. При­мерно с этого же вре­мени прак­тика исполь­зо­ва­ния анти­мин­сов рас­про­стра­ня­ется в Рус­ской Церкви; зако­но­да­тельно у нас слу­же­ние литур­гии с анти­мин­сом закреп­лено Мос­ков­ским собо­ром 1675 года. Инте­ресно, что до XVII века в России было при­нято при­ши­вать анти­минс к нижней одежде пре­стола или даже при­би­вать его гвоз­дями; после XVII века анти­минс по при­меру гре­че­ских церк­вей стали заво­ра­чи­вать в илитон. «Учи­тель­ное изве­стие» при Слу­жеб­нике, состав­лен­ное в начале XVIII века и дей­ству­ю­щее до сих пор, назы­вает анти­минс в списке пер­во­оче­ред­ных пред­ме­тов, необ­хо­ди­мых для слу­же­ния литур­гии. При этом на одном анти­минсе совер­ша­ется в день только одна литур­гия; если в храме есть позд­няя литур­гия, то она должна быть совер­шена на другом анти­минсе.

Анти­минс – важная свя­тыня; его нельзя сти­рать, в случае его износа он заме­ня­ется новым. В случае чрез­вы­чай­ного про­ис­ше­ствия (пожар, навод­не­ние) свя­щен­ник ста­ра­ется спасти анти­минс в первую оче­редь. Миря­нам анти­минс тро­гать запре­ща­ется.

Анти­минс

Ю.И. Рубан

Анти­минс – («вме­сто­пре­сто­лие», от греч. анти́ – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льня­ной или шел­ко­вый плат с изоб­ра­же­нием сцены поло­же­ния Христа во гроб и четы­рех еван­ге­ли­стов, в кото­рый вшита частица мощей какого-либо свя­того. Пер­во­на­чально анти­минс упо­треб­лялся только вместо св. пре­стола, освя­щен­ного епи­ско­пом или пат­ри­ар­хом (откуда и про­ис­хо­дит его назва­ние); при нали­чии же пре­стола анти­минс для совер­ше­ния Литур­гии не тре­бо­вался. Согласно Симеону Солун­скому (XV в.), на анти­мин­сах «совер­ша­ется все, что и на боже­ствен­ной тра­пезе (Литур­гии). Когда нужно, по усмот­ре­нию архи­ерея, они, совер­шенно освя­щен­ные, посы­ла­ются в места, где нет жерт­вен­ника [пре­стола], и на них совер­ша­ется боже­ствен­ное свя­щен­но­дей­ствие Тайн» (Раз­го­вор о св. свя­щен­но­дей­ствиях, гл. 76). Т. обр., анти­минс явля­ется также своего рода «епи­скоп­ской гра­мо­той», скреп­лен­ной под­пи­сью освя­щав­шего его архи­ерея и удо­сто­ве­ря­ю­щей право свя­щен­ника совер­шать Евха­ри­стию.

Прак­тика исполь­зо­ва­ния анти­минса в каче­стве аль­тер­на­тивы пре­столу долго суще­ство­вала и на Руси, и лишь на Мос­ков­ском соборе 1675 г. было уста­нов­лено иметь анти­минс на каждом пре­столе, даже освя­щен­ном ранее архи­ереем. В насто­я­щее время анти­минс в сло­жен­ном виде посто­янно лежит на пре­столе пра­во­слав­ного храма под напре­столь­ным Еван­ге­лием и, в свою оче­редь, обер­нут в илитон – плат боль­шего раз­мера. Он раз­во­ра­чи­ва­ется в опре­де­лен­ном порядке во время Литур­гии, и на нем стоят сосуды с освя­ща­е­мыми Свя­тыми Дарами (евха­ри­сти­че­скими хлебом и вином). Раз­ли­ча­ются анти­минсы посто­ян­ные и пере­нос­ные, пред­на­зна­чен­ные для поход­ных (пол­ко­вых) церк­вей и часо­вен.

Анти­минс сим­во­ли­зи­рует гроб Иисуса Христа или погре­баль­ные пелены (пла­ща­ницу), кото­рыми было обвито Его тело. Ста­ро­об­ряд­че­ский анти­минс (с напи­са­нием «анти­мис») имеет изоб­ра­же­ние вось­ми­ко­неч­ного креста с тро­стью и копьем по сто­ро­нам.

Цитаты об анти­минсе

«Исто­ри­че­ски анти­минс (в совре­мен­ном смысле этого слова; есть ещё и другой, более древ­ний, смысл: “стол для уста­новки на него дис­коса и чаши во время При­ча­ще­ния”, таких столов было много в храме Св. Софии) возник как способ “транс­ли­ро­вать” освя­ще­ние пре­стола в про­стран­стве и вре­мени. Про­то­тип анти­минса — куски ткани, кото­рые при­кла­ды­вали к святым мощам, и кото­рые затем сами почи­та­лись как свя­тыня. Прак­тика делать это была очень рас­про­стра­нена в Церкви пер­вого тыся­че­ле­тия; при помощи таких кусков ткани даже освя­щали храмы, исполь­зуя их вместо св. мощей. Анти­минсы (в совре­мен­ном смысле слова) впер­вые фик­си­ру­ются как платы, кото­рыми обти­рают с пре­стола души­стое вино и св. миро во время его освя­ще­ния. Т. е. по про­ис­хож­де­нию анти­минс — не “доку­мент” на право слу­же­ния, а способ “пере­не­сти” освя­ще­ние пре­стола в про­стран­стве и вре­мени от уже освя­щён­ного пре­стола к новому (кото­рый по каким-либо при­чи­нам нельзя освя­тить полным чином)… Смысл над­писи на анти­минсе был не в “праве слу­жить литур­гию там-то”, а в “фик­са­ции дня освя­ще­ния такого-то храма”».
свя­щен­ник Михаил Желтов

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки