Великий князь Владимир выбирает веру

Великий князь Владимир выбирает веру

Сюжет

Согласно преданию, отраженному в Повести временных лет, ещё прежде принятия князем Владимиром православной веры, к нему являлись представители разных религий, стремясь склонить его к принятию той веры, которую они представляли: болгары-магометане; иноземцы из Рима, католики; хазарские евреи; православные греки.

После этого князь Владимир собрал «бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя… Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?».

Посоветовавшись с боярами и старцами, князь отправил людей сперва к болгарам, затем к «немцам» (католикам) и православным грекам, с тем, чтобы они на месте ознакомились с тем, какая у кого служба и кто как служит Богу.

Когда они возвратились, князь вновь созвал бояр и старцев, чтобы всем вместе выслушать возвратившихся. «Они же сказали: “Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей”. И спросил Владимир: “Где примем крещение?”. Они же сказали: “Где тебе любо”».

Это произошло в 987 г.

Исходя из данного предания следует, что последующее принятие князем Владимиром Православия было осознанным. Художник по-своему отобразил содержание этого предания.

Описание

На картине «Великий князь Владимир избирает религию» изображён красивый мудрый старец царственного вида с седой окладистой бородой – князь Владимир, перед ним греческий монах в чёрной рясе держит раскрытую Библию с цветной иллюстрацией. Владимир протягивает руки к Библии, видимо, с просьбой что-то пояснить. На втором плане – католический священник в ярком одеянии, он уходит, отвергнутый и обиженный. На заднем плане – в тени – остальные представители посольства.

Во взгляде Владимира явный интерес к излагаемым православным священником фактам. Художник убеждает зрителя в том, что Владимир взвешенно принял решения. Нужно только к нему присмотреться, и тогда глазам откроется его красота.

На полотне присутствуют декоративность и стилизация, свойственная художественной манере автора. Но в самой композиции, в изображении главных героев – князя Владимира и православного философа-грека – показана психология героев. Во взгляде Владимира, его жесте – углубленное осмысление действительности.

Этот интерес к внутренним, душевным взаимодействиям, психологическому резонансу предметов и сочетаний цветов был свойственен художественной манере мастера.

История

Картина написана в 1822 году, вероятно, на волне патриотического подъёма после изгнания Наполеона из России. В результате в этот период появляется интерес к русской истории, вследствие чего популярность приобретает исторический жанр в живописи, интерес к древнерусскому градостроительству в архитектуре, в философии также возрождается интерес к Православию.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

3 комментария

  • alksen, 04.08.2025
    Тут ключевое слово «выбирает», то есть в этот момент принимает решение и зрителю дается четко понять, какое оно, данное решение, чей рассказ о вере заинтересовал правителя Руси, а чей нет. Представитель западной части христианского мира, еще не разделенного кардинально, оглядывается с обидой и осуждением. Причем если их фигуры говорят о движении прочь в композиции, то диалог между Великим князем и представителем восточного христианства демонстрирует движение друг другу, тем самым, движение к православию.
    Великий князь Владимир показан в красном (царского цвета!) плаще, чтобы сразу было видно, кто в этой картине главный, за кем весомое решающее слово.
    Художники не случайно раз за разом обращались к этой теме: интересно раскрыть, как происходил выбор цивилизационного пути. Иван Егорович Эггин делает это очень иллюстративно, дидактично, и при этом интересно и грамотно с точки зрения рисунка и живописи.
    Ответить »
    • kozhelga, 05.08.2025
      Художник очень грамотно подходит к теме: удивительно, как точно он передает душевное настроение князя Владимира! Какой глубокий психологизм мастера!
      Ответить »
  • Пилигрим, 06.08.2025
    А для меня центральной фигурой (картины, не исторического события) является не князь Владимир. Он ещё неопределившийся, не знающий, пока не понимающий, не вникший. Его взгляд словно упирается во что-то, пока не идя далее. А вот фигуру греческого монаха я воспинимаю как центральную. Она и расположена по центру композиции. Как бережно он держит и передаёт свою книгу, символ своей веры. Сколько какой-то отцовской заботы, мудрости и безграничной чуткости в его взгляде – он готов «по отцовски» разъяснить, помочь, поддержать, зародить исток веры Руси.
    Ответить »