Изгнание из Рая

Изгнание из Рая

Сюжет

Название картины – «Изгнание из Эдемского сада» – отсылает к истории изгнания Адама и Евы из Рая, представленной в Книге Бытия.

Описание

Данная пейзажная картина иллюстрирует стиль школы реки Гудзон – группы американских пейзажистов, основателем которой считается Томас Коул. В нижней левой части скалы Коул подписал свое имя как «Т. Коул».

Традиционно в изображениях данного сюжета в центре композиции обычно находятся фигуры изгоняемых Адама и Евы, оплакивающих свое жалкое положение вследствие нарушенной заповеди Господа. Они закрывают свои лица, Ева изображается идущей впереди Адама, как нарушившая заповедь о невкушении плодов от Древа познания добра и зла первой. Однако Коул сделал основной акцент не на фигурах падших прародителей, а на пейзаже; на фоне пейзажа они теряются, становятся незаметны для зрителя, в их изображении минимум деталей. Коул стремится передать через пейзаж всю тяжесть последствий первородного греха, делая его «говорящим».

Композиция картины разделена на два плана, которые представляют собой контраст света и тьмы. Справа от зрителя находится Рай, из которого Адама и Еву как бы «выталкивает» яркий луч света. Тяжесть их греха такова, что они изгоняются из Рая. Художник показывает Рай наполненным ярким светом, полным жизни, с пышной благоухающей растительностью на фоне бескрайнего голубого неба. Вершины высоких гор как бы пронзают небосвод, а внизу — цветущие пальмы, прохлада журчащего ручья. Художник украшает райскую поляну дивными цветами – глядя на него, зритель погружается в созерцание первозданной красоты природы.

В левой части рисунка внешний мир изображен как противоположность Раю. Картина темная и зловещая, на что намекают гниющие деревья, с засохшими листьями, гнущимися под сильным ветром пальмы, вулкан на заднем плане, а на переднем грохочущий поток непокорной реки, бросающейся в бездну расселины. Вершины гор словно острые шипы вонзаются в небо. Здесь же бродят дикие животные в поиске добычи: мы видим волка, пожирающего оленя в нижнем левом углу, над добычей уже кружит стервятник, готовый растерзать раненое животное.

История

Изгнание из Эдемского сада (или Изгнание из Рая) была написана в 1828 году американским художником Томасом Коулом.

Картина принадлежит к коллекции Музея изящных искусств Бостона и выставлена в галерее Уолеска Эванс Джеймс.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • alksen, 31.03.2025
    Фигуры главных героев почти не видны, они теряются на фоне безмерности работы. Об их состоянии, о том, что с ними произошло рассказывает пейзаж и в этом отчетливо прочитываются черты романтизма. Там вдали, за спинами Адама и Евы остается сияющее светом пространство Рая с прекрасной разнообразной растительностью, с чистыми спокойными водоемами, чистым прозрачным небом. А здесь, где уже идут главные герои — тьма, безжизненные камни, бурные опасные потоки воды, бушующие ветра. На переднем плане — сухое искорёженное дерево — символ того, как изменилась жизнь людей после грехопадения. А дальше — темный вихрь неизвестности… Такой явный контраст гармонии и разрушительной дисгармонии очень воздействует на зрителя.
    Ответить »
    • kozhelga, 01.04.2025
      Творчество художника всегда поражает удивительным восприятием природы.Здесь и жизнь, и смерть. Грех — это смерть, жизнь возможна только с Богом.
      Ответить »