-
Дата создания: XVII в.
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 198×147 см
-
В Библии: Быт. 4:2-8
Сюжет
В основе произведения библейское повествование о первом убийстве, свершившемся после изгнания Адама и Евы из Рая. Причиной этого убийства стала зависть старшего сына прародителей Каина, возревновавшего младшего брата Авеля за то, что Господь призрел на его дары, принесенные в поле на установленном жертвеннике: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. … И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:2-8).
Описание
Перед нами сцена убийства Каином Авеля – это первая насильственная смерть, причиной ее стала зависть и гордость старшего брата, Каина, озлобившегося на своего брата за то, что Господь Бог принял его жертву.
В отличие от других картин, написанных на этот известный ветхозаветный сюжет, произведение мастера отображает не само убийство, которое уже свершилось, а момент бегства Каина прочь, в безлюдную пустыню.
На первом плане изображено распростертое тело Авеля, его угасающий взор обращен на явившегося в облачном столпе Господа, тогда как Каин изображен со спины, зритель не видит его лица. Господь проклинает нераскаявшегося убийцу, перстом указуя идти ему прочь, с лица земли, в отдаленное место. Грех Каина состоит не только в зависти и последовавшем впоследствии убийстве, но и в отсутствии раскаяния за совершенный грех. Слева изображен алтарь, где была принесена жертва, которую Каин принес не от чистого сердца, а с желанием откупиться от Бога, тогда как Авель дал Господу самое лучшее, что у него было.
Обращая внимание на цветовую палитру, можно заметить, что художник намеренно использует мрачные тона, подчеркивающие весь ужас свершившегося преступления. В отличие от Каина, боголюбивый Авель выделен светом – луч солнца падает на его фигуру, мы видим его лик, обращенный к небесам, раскинутые крестом руки, указывающие на его беззащитность перед убийцей.
Произведение исполнено драматизма, здесь нет богатой палитры, обе фигуры – убийцы и его жертвы представляют собой резкий контраст.
История
Пьетро Новелли – известный итальянский живописец, писавший в стиле барокко. Учился у Якопо Амигони. На его творчество также оказали влияние Франческо Гварди и Джованни Тьеполо – известные итальянские живописцы.
Рекомендуемая литература
- Авель Азбука веры
- Убийство Азбука веры
- Зависть Азбука веры
- Толкования на Бытие 4:2
- Тест: Книга Бытия
- Праведный А́вель, сын Ада́ма
- Каин Библейская энциклопедия
- Каин и Авель прот. Олег Стеняев
- Каин и Авель схиархим. Пантелеймон (Агриков)
- Беседа 19 на книгу Бытия свт. Иоанн Златоуст
- История Каина и Авеля в Великом покаянном каноне еп. Виссарион (Нечаев)
- Каин и каиниты свящ. А. Петровский
Комментировать