Смерть Авеля

Смерть Авеля
  • Дата создания: 1701-1704 гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 120.65×149.86 см
  • В Библии: Быт. 4:8

Сюжет

Сюжет иллюстрирует Книгу Бытия: «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдём в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8).

Описание

На представленном полотне изображен момент уже свершившегося убийства Каином Праведного Авеля. Художник не показывает самого убийцу, позорно бежавшего с места своего кровавого преступления.

Перед нами изображена фигура распростершегося на земле Авеля. Чуть позади у его ног – край жертвенника Каина, на каменной плите, предназначенной для сожжения жертвы, лежат в беспорядке грубо срубленные, сломанные сучья и искромсанные пучки полевых трав.

Убийство произошло здесь же, тело Авеля брошено разгневанным Каином на приготовленные для жертвы сучья и ветви деревьев. На чресла убитого небрежно накинут роскошный плащ из меха горностая: подбитый дорогой тканью из ярко-синего бархата, он свидетельствуют о достатке убийцы, о его привязанности к материальным благам. Правая рука и нога Авеля остались приподняты, свидетельствуя о тщетной попытки Авеля защититься, глаза страдальца полуоткрыты, на лице – печать изумления и боли.

Вдали на жертвеннике, где принес с усердием и заботой свои дары Авель, еще виден дымящийся огонь – знак Божьего благоволения на жертву. Порывы сильного ветра раздувают горящие угли, разнося сизый пепел по округе. Вдали на фоне остроконечных горных вершин видны жилища первых людей – Адами и Евы с догорающим очагом, на котором прародители готовили пищу, ожидая с поля своих сыновей. Глинобитные белые мазанки освещены мягким светом восходящего солнца, занимающаяся заря окрашивает их в нежно-розовый свет, бросая мягкие всполохи на простирающиеся предгорные долины. Тихий мирный пейзаж на заднем плане и сцена убийства на переднем создает контраст, усиливая драматизм происходящего события.

Вся сцена создает напряжение: яркий свет, падающий на фигуру убиенного юноши, как бы выхватывает фигуру из окружающей обстановки, внося на полотно нотки трагизма.

Выполненная в классицистической манере, картина назидательно демонстрирует всю тяжесть совершенного преступления. Художник достаточно тонко смог передать благородство Авеля. Главной причиной, по которой он был убит, стала зависть его старшего брата: в момент принесения жертвы Господь благосклонно принял приношение Авеля, а Каиново отверг. Различие жертвы и дара касается духовного устроения тех, кто эти жертвы приносил. Авель принёс в дар лучшее из того, что у него было, в отличие от Каина.

История

Картины Балестра – мастера классицизма были посвящены прежде всего мифологическим и религиозным темам. Сам обучавшийся у Маратти, но практиковавший в основном в Венеции, он писал, защищая принципы академического искусства с его установкой на тонкий, вкус изысканность без излишнего увлечения барочными элементами: «Все нынешнее зло проистекает из общепринятой пагубной привычки работать с воображением, не научившись сначала рисовать по хорошим образцам и сочинять в соответствии с хорошими принципами. Больше никто не видит молодых художников, изучающих древность; напротив, мы подошли к тому моменту, когда такое изучение высмеивается как бесполезное и неприятное».

Рекомендуемая литература

Комментировать