Array ( [_gcl_au] => 1.1.768955205.1713521456 [_ga] => GA1.2.2055368480.1713521457 [_ym_uid] => 1713521457391277022 [_ym_d] => 1713521457 [_gid] => GA1.2.1453449621.1713966592 [_ym_isad] => 2 [UDazJFjHGt] => HWXZvhE_jD2Qr [GSmBVJze] => VOSqEa8 [iSTFeskBnIODqwKV] => A9XnNEhuszaMgV6G [_ym_visorc] => b )

На клиросе

На клиросе

Описание

На картине изображены певчие в церкви. Вот только все они — седовласые почтенные старцы. Все они в военных мундирах, с орденами и медалями на груди. Это заслуженные воины, ветераны. Художник хотел показать старых воинов, которые по возрасту уже не могли участвовать в боях. Они собрались в храме, чтобы молитвой поддержать тех, кто сражался в действующей армии. Ветераны всю свою жизнь отдали служению Отечеству, о чем свидетельствуют треугольные нашивки-галуны у них на рукавах. Все эти годы они ходили под пулями, ночевали в окопах, делили друг с другом военный паёк. И совместная молитва для этих старых бойцов — насущная потребность. Пение на клиросе сближает старых товарищей, эти встречи необходимы им не только в житейском плане, чтобы пережить свое одиночество в городе, погруженным в свои заботы. Пусть спешат молодые, перенося надежды в будущее, мечтая о подвигах и славе, — их жизнь уже прожита, остались только воспоминания о былом. Погруженность в мирскую суету уже так не занимает их, да и некуда уже спешить – жизнь пройдена, впереди вечность. Они просят у Христа Небесного Царства для себя, для своих друзей, погибших в боях, они возносят молитвы за молодых детей и внуков, у которых все еще впереди: и взлеты, и падения. А здесь в этом маленьком мирке, в тишине храма они призывают Спасителя на помощь молодым солдатам, которые защищают Родину, и славят Бога, дарующего людям мир и благоденствие.

Художник изображает полумрак церкви, лишь маленький уголок освещен ярким светом, выделяя фигуры отставных солдат. За спинами их ярко-красная хоругвь, Лик Спасителя взирает на этих старичков, на их трогательное пение. Перед добрыми клирошанами икона, освещенная мягким светом свечи. Добродушные лица старичков, их старание вызывает у зрителя самые теплые чувства. Здесь автор показывает жизнь «маленьких людей»: эта тема прослеживается на протяжении всего творческого пути самобытного мастера.

История

Среди мастеров изобразительного искусства было и есть много таких художников, которые не изменяли избранной в начале пути теме, развивая ее в дальнейшем вглубь и вширь. Но даже среди подобных художников Леонид Иванович Соломаткин выделяется тем, что он как бы сливался с персонажами своих картин на протяжении всей своей творческой жизни. И поскольку жизнь его была тяжела в материальном отношении, то и писал художник людей обездоленных, не нашедших себя в современной художнику жизни. Босяк в детстве и юности, испытавший все «прелести» сиротства и положения мальчика на побегушках, он и в Москву-то пришел пешком из города Николаева — столь велико было его желание стать художником. Талант юноши оценили и он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем он переехал в Петербург и продолжил обучение в Академии художеств. Во время обучения получил серебряные медали  за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1866). После окончания Академии и получения звания классного художника третьей степени.

Что касается  истории создания картины «На клиросе», то о ней не осталось сведений, можно предположить, что Леонид Соломаткин изобразил хор знаменитого Казанского собора, величественная  колоннада которого выходит на Невский проспект. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал своеобразным памятником побед русского народа. Здесь хранились трофеи, захваченные у наполеоновской армии: французские военные знамёна, символические ключи от покорённых городов, здесь также хранился личный жезл маршала Даву, который стяжал имя «железного маршала». Имя славного русского главнокомандующего Кутузова было также связано с историей Казанского собора: он молился в этом храме перед тем, как возглавить армию.  Он был похоронен под сводами Казанского собора. Над гробницей Кутузова поместили список Смоленской иконы Божией Матери — образа, который сопровождал наших солдат в бою под деревней Бородино. для защитников Родины этот храм был особенно дорог. Но и после победы над Наполеоном Россия постоянно воевала: была еще война на Кавказе, конфликт с Персией.

Рекомендуемая литература

Клирос

Комментировать