Побежденные. Панихида

Описание

На картине изображены всего два живых человека – это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины – это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско-турецкой войны. Необъятное поле, усыпанное мертвыми телами. Священник, читающий отходную молитву павшим. Грозовое небо, скупо роняющее на мерзлую землю солнечные лучи, – робкая надежда на то, что когда-нибудь тучи рассеются и кровопролитие окончится.

Зритель не сразу различает распростертые на земле тела, не сразу обращает внимание на свежевырытую братскую могилу и деревянный крест в левой части полотна. Но приглядевшись, он в ужасе видит изуродованные обнаженные трупы солдат, их отрубленные руки и головы, едва присыпанные землей. Кому-то, по воспоминаниям художника, турки отрезали под Телишем пальцы и вложили их в рот, кому-то вырезали православные кресты на лбу или на спине. Раздеты егеря были преднамеренно: не только для того, чтобы было чем поживиться врагу, но и чтобы легче было скрыть эти нечеловеческие зверства, присыпав трупы землей. Поэтому и сам художник (в реальности), и зритель (уже по замыслу автора) на картине – не сразу различают в бескрайнем поле обнаженные человеческие тела. «Все без исключения раненые наши под Телишем были предварительно прирезаны и изуродованы турками, и вместе с убитыми обшарены и раздеты догола. Товарищи их, егеря, собрали разбросанные по полю битвы тела, положили их рядом перед общею могилою. Священник отслужил панихиду…» – писал Верещагин в каталоге выставки 1883 года в Санкт-Петербурге.

Картина стала для Верещагина символической панихидой по всем душам (вне зависимости от национальности и вероисповедания), которые забрала война. «Побежденные. Панихида» – пожалуй, самое сильное философское произведение художника.

История

Приобретено П.М. Третьяковым у автора в 1887 году.

Во время штурма Плевны был убит младший брат художника – Сергей Верещагин. Похоронить его не удалось – территория, на которой он погиб, была занята турками. Василий Верещагин отправился на поиски, но вскоре понял, что найти брата не удастся. По мотивам этой горестной экспедиции он написал картину – самую пронзительную во всем балканском цикле.

Верещагин писал картину в парижском пригороде Мезон-Лаффит, где оборудовал уникальную мастерскую под открытым небом: закольцованный рельс, по которому перемещалась специальная кабина. Сидя в ней (или, напротив, поместив в кабину тот или иной предмет), художник мог буквально «догнать солнце» и практически в любое время получить нужное освещение или ракурс.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Марианна, 21.06.2024

    Картина поистине не отпускает от себя…ты не можешь даже отойти,просто смотришь и сердце твое плачет…

    Ответить »
  • aloks1@yandex.ru, 23.06.2024

    Когда-то давно на лекциях по зарубежной литературе мы говорили о том, что ужас войны как таковой впервые был показан в романе «Огонь» Анри Барбюса. Роман появился в 1916 году. В 1904 году, под Порт-Артуром, во время русско-японской войны погиб на подорвавшемся на мине броненосце «Петропавловск» Василий Верещагин – художник, который зримо, остро, не парадно показал, что такое война. Он видел и знал ее не теоретически: не ценивший и не принимавший наград за художественные достижения, он принял орден Святого Георгия 4-й степени, данный ему за оборону Самаркандской крепости.
    У Барбюса была уже другая война, более страшная, но Верещагин словно предчувствовал весь тот ужас, который принесет XX века и показывал это предчувствие в своих работах.
    Картина «Побежденные. Панихида» — это скорбь и плач по павшим на поле боя, она наполнена отчаянием и болью, но – не безнадежностью. Потому, что в ней есть намек на Божье присутствие, и оно угадывается даже не через показ фигуры священника, совершающего богослужение — моление об усопших, а — в лучах солнца, пробивающихся сквозь тучи. И вот это дает невероятную надежду. Надежду не на здешнее, а на то, что Бог не оставит людей. Никогда, чтобы не происходило…
    Преодолевая позитивистские взгляды, характерные для XIX века, Верещагин, как большой художник, касается самого главного…

    Ответить »