Тест: Заупокойное богослужение

  • 1. Как ина­че назы­ва­ют­ся кано­ны об усоп­ших, поме­щён­ные в суб­бот­них служ­бах Окто­и­ха в чине утрени?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сре­ди кано­нов, вхо­дя­щих в состав пра­во­слав­ных заупо­кой­ных служб, чаще про­чих упо­треб­ля­ют­ся «мерт­вен­ные» кано­ны 6‑го и 8‑го гла­сов из Окто­и­ха. «Мерт­вен­ные» кано­ны поме­ще­ны в суб­бот­них служ­бах Окто­и­ха 2‑ми в чине утре­ни и име­ют­ся в каж­дом гласе.


  • 2. В какие дни Вели­ко­го Поста совер­ша­ют­ся роди­тель­ские субботы?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во дни Вели­ко­го поста роди­тель­ские суб­бо­ты при­хо­дят­ся на его вто­рую, тре­тью и чет­вёр­тую седмицы.


  • 3. Какие из пере­чис­лен­ных псал­мов мож­но услы­шать на панихиде?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На пани­хи­де чита­ют­ся 50‑й и 90‑й псал­мы. Назна­че­ни­ем 50-го, пока­ян­но­го, псал­ма Устав Цер­ков­ный вну­ша­ет гото­вя­щим­ся вос­петь длин­ный ряд молит­во­сло­вий, пред­ва­ри­тель­но сосре­до­то­чив вни­ма­ние на самих себе, на сво­ей гре­хов­но­сти и недо­сто­ин­стве. Пса­лом 90‑й спо­соб­ству­ет утвер­жде­нию моля­щих­ся в надеж­де, что Гос­подь по молит­вам, воз­но­си­мым в Церк­ви об усоп­ших, спо­до­бит их, по Сво­ей мило­сти, при­об­щить­ся к вышим нетлен­ным благам.


  • 4. Тро­иц­кая суб­бо­та назы­ва­ет­ся так, пото­му что:



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тро­иц­кая суб­бо­та – день все­об­ще­го поми­но­ве­ния усоп­ших, роди­тель­ская суб­бо­та перед Днём Свя­той Тро­и­цы (Тро­и­цы­ным днём).


  • 5. Какое фило­ло­ги­че­ское зна­че­ние име­ет сло­во «пани­хи­да»?
    Под­сказ­ка

    Сло­во «пани­хи­да» свя­за­но в эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии с гре­че­ски­ми сло­ва­ми «παννυχίς» (пани­хис) (от греч. πᾶς — весь, νύξ — ночь) и «ἄδω» (адо)- петь), и, таким обра­зом, име­ет зна­че­ни­ем: все­нощ­ное моле­ние (все­нощ­ное служение).




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 6. Архи­ерей­ский Собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1994 года опре­де­лил установить:





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Опре­де­ле­ни­ем Архи­ерей­ско­го Собо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 29 нояб­ря – 4 декаб­ря 1994 года уста­нов­ле­но совер­шать в День Побе­ды – 9 мая (26 апре­ля по ст. ст.) осо­бое еже­год­ное поми­но­ве­ние усоп­ших вои­нов, за веру, Оте­че­ство и народ жизнь свою поло­жив­ших, и всех стра­даль­че­ски погиб­ших в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны 1941–1945 годов. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Кирил­ла, в этот день во вре­мя слу­же­ния Боже­ствен­ной Литур­гии на заупо­кой­ной екте­нии про­из­но­сят­ся осо­бые про­ше­ния «о вождех и вои­нах…», по окон­ча­нии Литур­гии совер­ша­ет­ся бла­го­дар­ствен­ный моле­бен Гос­по­ду Богу за даро­ва­ние побе­ды в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне.


  • 7. Ука­жи­те бого­слу­жеб­ные кни­ги, содер­жа­щие чино­по­сле­до­ва­ние пани­хи­ды (не толь­ко схе­му, но и тексты):







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Чино­по­сле­до­ва­ние пани­хи­ды изло­же­но в «Треб­ни­ке» и Октоихе.


  • 8. Как мож­но пере­ве­сти с гре­че­ско­го сло­во «парас­тас» (παράστᾰσις)?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Параста́с с др.-греческого (παράστᾰσις) пере­во­дит­ся: «сто­я­ние воз­ле», от др.-греч. πᾰρᾰ- – при­став­ка со зна­че­ни­ем: рядо­по­лож­но­сти, смеж­но­сти + др.-греч. στάσις – «место сто­я­ния», оно было пред­ло­же­но и исполь­зо­ва­но в Треб­ни­ке Пет­ра Моги­лы в 1646 году. При этом Пётр Моги­ла пере­вёл это сло­во как «пред­сто­я­ние».


  • 9. Мясо­пуст­ная суб­бо­та, когда совер­ша­ет­ся поми­но­ве­ние усоп­ших пра­во­слав­ных хри­сти­ан, предшествует:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мясо­пуст­ная суб­бо­та – суб­бо­та перед Неде­лей о Страш­ном Суде. В этот день осо­бен­но умест­но помя­нуть молит­вен­но наших ближ­них. Эта тра­ди­ция име­ет очень дав­ние кор­ни. В этот день, как бы пред­ше­ству­ю­щий Страш­но­му суду, хри­сти­ане про­сят Спа­си­те­ля «явить всем усоп­шим Свою милость в день нели­це­при­ят­но­го воздаяния».


  • 10. Дню памя­ти како­го свя­то­го пред­ше­ству­ет Димит­ри­ев­ская Роди­тель­ская суббота?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бо­та – день все­об­ще­го поми­но­ве­ния усоп­ших в тра­ди­ции Рус­ской, Серб­ской и Бол­гар­ской Пра­во­слав­ных Церк­вей, бли­жай­шая суб­бо­та перед днём памя­ти вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия Солун­ско­го, при­хо­дя­щим­ся на 26 октяб­ря (8 ноября).


  • 11. Празд­ник, кото­рый отме­ча­ет­ся после Тро­иц­кой Роди­тель­ской субботы:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тро­иц­кая суб­бо­та – день все­об­ще­го поми­но­ве­ния усоп­ших, роди­тель­ская суб­бо­та перед Днём Свя­той Тро­и­цы, Пятидесятницей.


  • 12. Вспом­ни­те извест­ный заупо­кой­ный кондак, глас 8. Най­ди­те в пред­став­лен­ных вари­ан­тах отве­та лиш­нее сло­во или выражение.





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В заупо­кой­ном конда­ке 8‑го гла­са отсут­ству­ет сло­во «Смерть»: Со святы́ми упоко́й, Хри­сте́, ду́шу раба́ тво­е­го́, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная.


  • 13. Сколь­ко роди­тель­ских суб­бот име­ну­ют­ся вселенскими?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Все­лен­ских роди­тель­ских суб­бот две: Мясо­пуст­ная все­лен­ская роди­тель­ская суб­бо­та, за неде­лю до Вели­ко­го Поста, и Тро­иц­кая все­лен­ская роди­тель­ская суб­бо­та, перед днём Свя­той Троицы.


  • 14. В текст пра­во­слав­но­го заупо­кой­но­го бого­слу­же­ния вхо­дит пса­лом …, состав­ля­ю­щий …-ю кафиз­му Псал­ти­ри и явля­ю­щий­ся одним из самых поэ­тич­ных тек­стов Свящ. Писа­ния. Вставь­те про­пу­щен­ные цифры.




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В текст пра­во­слав­но­го заупо­кой­но­го бого­слу­же­ния вхо­дит пса­лом 118, состав­ля­ю­щий 17‑ю кафиз­му Псал­ти­ри и явля­ю­щий­ся одним из самых поэ­тич­ных тек­стов Свящ. Писания.


  • 15. Когда отме­ча­ет­ся Радоница?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Радо­ни­ца отме­ча­ет­ся во втор­ник после Фоми­на вос­кре­се­нья, на вто­рой неде­ле после Пасхи.


  • 16. С каким поня­ти­ем (тер­ми­ном) свя­за­но назва­ние «Радо­ни­ца»?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сло­во «Радо­ни­ца» свя­за­но по смыс­лу со сло­вом «радость». Радо­ни­ца при­хо­дит­ся на 9‑й день после Пас­хи. Радость, в дан­ном слу­чае, свя­за­на с радо­стью о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, с упо­ва­ни­ем веру­ю­щих на бла­гость и мило­сер­дие Божии, с надеж­дой на вос­кре­се­ние мёрт­вых и насле­до­ва­ние ими Цар­ства Небесного.


  • 17. Как ина­че назы­ва­ет­ся парастас?





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Параста́с (от греч. παράστᾰσις – сто­я­ние воз­ле) или Вели­кая пани­хи­да – заупо­кой­ная Все­нощ­ная – вели­кая пани­хи­да по всем усоп­шим пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, совер­ша­е­мое на Все­нощ­ном бде­нии роди­тель­ских суб­бот (слу­жит­ся вече­ром в пятницу).


  • 18. Какой день в пра­во­слав­ной народ­ной тра­ди­ции име­ну­ет­ся Пас­хой мёрт­вых (Пас­хой усопших)?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пас­хой мёрт­вых (вари­ант: Пас­хой усоп­ших) в пра­во­слав­ной народ­ной тра­ди­ции име­ну­ет­ся Радо­ни­ца. Поми­но­ве­ние в Радо­ни­цу, хотя и не преду­смот­рен­ное цер­ков­ным Уста­вом, может быть рас­смат­ри­ва­е­мо как совер­ша­е­мое в вос­пол­не­ние опу­ще­ния всех заупо­кой­ных моле­ний и глас­но­го поми­но­ве­ния усоп­ших от Вели­ко­го Чет­вёрт­ка до поне­дель­ни­ка Антипасхи.


  • 19. Как начи­на­ет­ся заупо­кой­ный кондак?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    После шестой пес­ни заупо­кой­но­го кано­на свя­щен­ник про­из­но­сит заупо­кой­ную екте­нью и поёт­ся заупо­кой­ный кондак: «Со святы́ми упоко́й, Хри­сте́, ду́шу раба́ Тво­е­го́ (или ду́шу рабы́ Тво­ея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная».


  • 20. Еван­ге­лие, чте­ние кото­ро­го совер­ша­ет­ся на отпевании:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Еван­ге­лие от Иоан­на, зача­ло 16. В Сино­даль­ном вари­ан­те пере­во­да этот фраг­мент чита­ет­ся так: «Ска­зал Гос­подь при­шед­шим к Нему Иуде­ям: истин­но, истин­но гово­рю вам: сло­во Моё слу­ша­ю­щий и веру­ю­щий Послав­ше­му Меня име­ет жизнь веч­ную и на суд не при­хо­дит, но пере­шёл из смер­ти в жизнь. Истин­но, истин­но гово­рю вам: при­хо­дит час, и ныне есть, когда мёрт­вые услы­шат голос Сына Божия и, услы­шав, ожи­вут. Ибо, как Отец име­ет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд тво­рить, пото­му что Он – Сын Чело­ве­че­ский. Не удив­ляй­тесь это­му, пото­му что при­хо­дит час, когда все, нахо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, услы­шат голос Сына Божия и вый­дут: сотво­рив­шие бла­гое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а сде­лав­шие злое – в вос­кре­се­ние суда. Не могу Я Сам по Себе тво­рить ниче­го: как слы­шу, сужу, и суд Мой пра­ве­ден, пото­му что не ищу воли Моей, но воли Послав­ше­го Меня Отца» (Ин.5:24–30).


  • 21. Что пишет­ся на погре­баль­ном венчике?





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Умер­ший хри­сти­а­нин укра­ша­ет­ся вен­цом, как борец, с честью оста­вив­ший поле подви­га, как воин, одер­жав­ший побе­ду. На вен­чи­ке нахо­дит­ся изоб­ра­же­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Пре­чи­стой Бого­ма­те­ри и Иоан­на Пред­те­чи с над­пи­сью: «Три­свя­тое». Этим пока­зы­ва­ет­ся, что окон­чив­ший своё зем­ное тече­ние наде­ет­ся за свои подви­ги полу­чить венец (2Тим.4:7–8) толь­ко по мило­сер­дию Три­еди­но­го Бога и хода­тай­ству Божи­ей Мате­ри и Пред­те­чи Гос­под­ня Иоанна.


  • 22. В каких слу­ча­ях поёт­ся «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» при погре­бе­нии умерших?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Если кто умрёт в Свя­тую Пас­ху или в какой либо день Пас­халь­ной сед­ми­цы, то при погре­бе­нии его до неде­ли Фоми­ной, боль­шая часть из обыч­ных пес­но­пе­ний о скон­чав­ших­ся опус­ка­ет­ся, ради вели­чия и чести тор­же­ствен­но­го празд­ни­ка Вос­кре­се­ния, ибо это празд­ник тор­же­ства и радо­сти, а не скор­би. А поэто­му Пас­халь­но-вос­крес­ным пени­ем (в т.ч. «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…») над умер­шим Цер­ковь воз­ве­ща­ет, что все уми­ра­ю­щие во Хри­сте Вос­крес­шем, с надеж­дою на вос­кре­се­ние и веч­ную жизнь, через Хри­сто­во Вос­кре­се­ние пере­хо­дят от скор­бей это­го мира к тор­же­ству и радости.


  • 23. Фор­му­ла тор­же­ствен­но­го поми­но­ве­ния «Веч­ная память» возникла:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Выра­же­ние «Веч­ная память» воз­ник­ло в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху как фор­ма про­слав­ле­ния того или ино­го выда­ю­ще­го­ся лица (живо­го или умер­ше­го). В визан­тий­скую эпо­ху упо­треб­ля­лось в том же зна­че­нии, в част­но­сти, при­ме­ни­тель­но к уже почив­шим выда­ю­щим­ся цер­ков­ным дея­те­лям. Как тор­же­ствен­ное про­слав­ле­ние почив­ших импе­ра­то­ров-защит­ни­ков Церк­ви и пра­во­слав­ных иерар­хов вошло в чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия. В позд­ней­шей пра­во­слав­ной бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции выра­же­ние «Веч­ная память» ста­ло пес­но­пе­ни­ем, заклю­ча­ю­щим собой после­до­ва­ние пани­хи­ды по усопшим.


  • 24. Какие виды мерт­вен­но­го после­до­ва­ния исполь­зу­ют­ся в прак­ти­ке Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви?








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,4,5,7,8
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бого­слу­жеб­ные кни­ги Рус­ской Церк­ви содер­жат такие виды после­до­ва­ния мерт­вен­но­го как: мир­ских чело­век; мона­ше­ское – для мона­хов (в том чис­ле иеро­мо­на­хов); иерей­ское – для лиц в иерей­ском сане, а так­же епи­ско­пов (отли­ча­ет­ся про­стран­но­стью и тор­же­ствен­но­стью; по соста­ву име­ет сход­ство с утре­ней Вели­кой Суб­бо­ты); мла­ден­цев – для лиц, не достиг­ших 7‑летнего воз­рас­та. Если отпе­ва­ние совер­ша­ет­ся в Свет­лую сед­ми­цу, все эти чины несколь­ко видо­из­ме­ня­ют­ся. Кро­ме того, Свя­щен­ный Синод 13 декаб­ря 1963 имел суж­де­ние о Чине архи­ерей­ско­го отпе­ва­ния, состав­лен­ном мит­ро­по­ли­том Куй­бы­шев­ским Ману­и­лом (Леме­шев­ским) и поста­но­вил: «раз­ре­шить упо­треб­ле­ние Чина архи­ерей­ско­го отпе­ва­ния <…> не к обя­за­тель­но­му упо­треб­ле­нию, но к упо­треб­ле­нию по пред­ва­ри­тель­но­му заве­ща­нию Прео­свя­щен­ных», одна­ко чин архи­ерей­ско­го отпе­ва­ния не полу­чил распространения.


  • 25. Какое поми­но­ве­ние усоп­ших име­ет пре­вос­ход­ство пред вся­ким другим?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поми­но­ве­ние живых и усоп­ших на про­ско­ми­дии и по освя­ще­нии Даров, хотя и неглас­ное, по сво­е­му зна­че­нию, силе и дей­ствен­но­сти не может быть срав­ни­ва­е­мо ни с каки­ми дру­ги­ми молит­вен­ны­ми поми­но­ве­ни­я­ми: заздрав­ны­ми молеб­на­ми, заупо­кой­ны­ми пани­хи­да­ми или каки­ми-либо дру­ги­ми бла­го­че­сти­вы­ми подви­га­ми в память живых и умер­ших. Оно не может быть срав­ни­ва­е­мо с глас­ным поми­но­ве­ни­ем на той же литур­гии на екте­ни­ях вели­кой и сугу­бой, (что по местам допус­ка­ет­ся) и на спе­ци­аль­ной заупо­кой­ной ектении.


  • 26. Неко­то­рые поми­наль­ные суб­бо­ты назы­ва­ют­ся Все­лен­ски­ми, пото­му что:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В эти дни Цер­ковь вспо­ми­на­ет всех почив­ших хри­сти­ан, ведь у Бога, как извест­но, все живы. Поэто­му Тро­иц­кая роди­тель­ская суб­бо­та назы­ва­ет­ся «Все­лен­ской»: она все­об­щая, всеохватная».


  • 27. Что из пере­чис­лен­но­го обо­зна­ча­ет­ся как непорочны?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    17‑я кафиз­ма обыч­но обо­зна­ча­ет­ся как непо­роч­ны, по пер­вым сло­вам Пс. 118. В прак­ти­ке бого­слу­же­ния этот пса­лом зани­ма­ет осо­бое место. «В обыч­ные пери­о­ды года он дол­жен сти­хо­сло­вить­ся в суб­бо­ты на утре­ни; он поёт­ся и на вос­крес­ной утре­ни, когда не поло­жен поли­е­лей, т. е. в боль­шую часть года; он испол­ня­ет­ся на парас­та­сах, на отпе­ва­ни­ях и т. п.»


  • 28. Что при­ня­то читать над гро­бом усоп­ших мирян, начи­ная сра­зу после кон­чи­ны и закан­чи­вая вре­ме­нем погре­бе­ния, а после того – и в каче­стве осо­бой заупо­кой­ной молит­вы по усердию?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Над гро­бом усоп­ших, начи­ная сра­зу после кон­чи­ны и закан­чи­вая вре­ме­нем погре­бе­ния, а после того – и в каче­стве осо­бой заупо­кой­ной молит­вы по усер­дию, при­ня­то читать Псалтирь.


  • 29. Назва­ние «роди­тель­ская суб­бо­та» произошло:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Роди­тель­ски­ми» суб­бо­ты ста­ли име­но­вать­ся, пото­му что хри­сти­ане молит­вен­но поми­на­ли в первую оче­редь сво­их почив­ших родителей.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 69%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

6 комментариев

  • ВАле­рий, 04.12.2020

    После­до­ва­ние вели­кой пани­хи­ды изла­га­ет­ся в 14‑й гла­ве Типи­ко­на. Более подроб­ное изло­же­ние его с пол­ным тек­стом неиз­ме­ня­е­мых частей поме­ща­ет­ся в Окто­и­хе пред суб­бот­ней служ­бой 1‑го гласа

    Ответить »
  • Diana martin, 08.11.2020

    Боль­шое спа­си­бо за этот урок, стыд­но, что я так мало знаю.

    Ответить »
  • tamara1473, 23.07.2020

    Спа­си­бо за такой тест!К сво­е­му сты­ду, я совсем пло­хо знаю Заупо­кой­ное бого­слу­же­ние, есть о чем заду­мать­ся и поразмыслить!

    Ответить »
  • dimidova-margomail-ru, 02.06.2020

    Сре­ди видов мер­вен­но­го после­до­ва­ния так­же суще­ству­ет отпе­ва­ние инославных

    Ответить »
    • Кирилл, 09.06.2020

      Да, в Треб­ни­ке 1984 года содер­жит­ся чин погре­бе­ния усоп­ших непра­во­слав­ных. Это какой-то ата­визм, Цер­ковь не молит­ся за тех, кто не поже­лал вой­ти в её орга­низм, ведь молит­ва — это сооб­ще­ние благодати.

      Цита­та:

      В извест­ном учеб­ном посо­бии по Литур­ги­ке про­то­и­е­рея Ген­на­дия Нефе­до­ва «Таин­ства и обря­ды Пра­во­слав­ной Церк­ви» (М., 1999) ука­зы­ва­ет­ся, что Треб­ник изда­ния Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии (1984 г.) име­ет чин погре­бе­ния непра­во­слав­но­го усоп­ше­го пра­во­слав­ным свя­щен­ни­ком по слу­чаю «неко­ей бла­го­слав­ной вины». Чино­по­сле­до­ва­ние над усоп­шим непра­во­слав­ным было состав­ле­но при лич­ном уча­стии Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Сер­гия (1944) и утвер­жде­но Свя­щен­ным Сино­дом (ЖМП, 1985, N1, с. 79). Свя­тей­ший Синод в 1797 г. раз­ре­шил пра­во­слав­ным свя­щен­ни­кам при сопро­вож­де­нии в извест­ных слу­ча­ях тела усоп­ше­го непра­во­слав­но­го огра­ни­чи­вать­ся толь­ко пени­ем Три­свя­то­го. Пра­во­слав­ные гре­ки с боль­шой снис­хо­ди­тель­но­стью прак­ти­че­ски реша­ют вопрос о молит­ве за усоп­ших непра­во­слав­ных. Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх Гри­го­рий VI в. 1869 г. уста­но­вил осо­бый чин погре­бе­ния усоп­ших непра­во­слав­ных, при­ня­тый и Еллин­ским Сино­дом. Чин этот состо­ит из Три­свя­то­го, 17 кафиз­мы с обыч­ны­ми при­пе­ва­ми, Апо­сто­ла, Еван­ге­лия и мало­го отпу­ста. Прео­свя­щен­ный Димит­рий (Сам­би­кин) в послед­ние годы сво­е­го пре­бы­ва­ния в Тве­ри разо­слал по епар­хии цир­ку­ляр, кото­рым раз­ре­шал духо­вен­ству в потреб­ных слу­ча­ях отправ­лять по усоп­шим непра­во­слав­ным моле­ние по состав­лен­но­му им чину пани­хи­ды, состо­я­ще­му, глав­ным обра­зом, из пения ирмо­сов. Перед рево­лю­ци­ей в Пет­ро­град­ской Сино­даль­ной Типо­гра­фии было напе­ча­та­но осо­бой бро­шю­рой сла­вян­ским шриф­том Чино­по­сле­до­ва­ние над усоп­шим непра­во­слав­ным. Этот чин ука­зы­ва­лось совер­шать и вме­сто пани­хи­ды, с опу­ще­ни­ем про­ким­на, Апо­сто­ла и Еван­ге­лия. Вме­сте с тем в том же раз­де­ле сво­е­го посо­бия про­то­и­е­рей Ген­на­дий пишет: «Пра­во­слав­ные люди доро­жат сво­ей при­над­леж­но­стью к Пра­во­слав­ной Церк­ви. И молит­во­сло­вия, кото­рые Цер­ковь воз­но­сит о сво­их усоп­ших чадах, упо­треб­лять в при­ло­же­нии к непра­во­слав­ным она рас­це­ни­ва­ет как неува­же­ние к Себе и про­яв­ле­ние рав­но­душ­но­го отно­ше­ния к вере пра­во­слав­ной, пока­за­те­лем рели­ги­оз­но­го инди­фе­рен­тиз­ма» (С. 246).

      Источ­ник: https://mepar.ru/library/vedomosti/77/1721/

      Ответить »
      • Надеж­да, 14.11.2021

        На самом деле, очень мало знаю, надо исправ­лять свои ошиб­ки и полу­чать зна­ния по всем цер­ков­ным службам!

        Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки