Сотворение Адама

Сотворение Адама

Сюжет

«Сотворение Адама» является самой живописной фреской Сикстинской капеллы, которая находится в Ватикане. Фреска, написанная в 1511 году, входит в композицию, состоящую из девяти фрагментов, изображенных на потолке старинного здания. В основе художественной композиции лежит библейский сюжет из Книги Бытия. Фреска является четвёртой по счету и иллюстрирует слова Писания: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27).

Описание

Микеланджело в изображении Бога-Творца как художник Ренессанса, опирается на античную эстетику, используя реалистическое изображение.

Бог представлен им в образе седовласого Старца, облаченного в розовую тунику, в окружении ангелов. Десница Бога — а образ десницы Божией является символом Божественного действия — направлена в сторону Адама. Поза Адама в какой-то мере соответствует позе Создателя, что указывает на него как на созданного по образу и подобию Божию. С другой стороны положение его корпуса повторяет и очертания скалы: он — творение Божие, как и весь созданный Богом мир.  Рука Адама вытянута вперед, в сторону Создателя — знак принятия им «дыхания жизни»: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

Микеланджело помещает встречный жест двух рук, почти соприкасающихся пальцев, в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов на зрителя. Выбирая из истории сотворения человека именно этот аспект, Микеланджело как художник Ренессанса с его идеей гуманизма делает акцент на творческой составляющей души Адама. По его мнению, способность творить и создавать – один из ценнейших даров, данных человеку свыше.

История

Потолок капеллы художник расписывал с 1508 по 1511 годы по приказу папы Юлия Второго. До него уже имелась роспись, над которой потрудились такие известные художники, как Сандро Боттичелли и Доминико Гирландайо. Но из-за образовавшейся трещины, папой было принято решение переписать фрески заново. Микеланждело разработал иконографическую программу росписи, он также подобрал материалы и приступил к работе. В росписи плафона Сикстинской капеллы художник показал себя выдающимся мастером. Капелла расписана стилем «буоно фреско». Во время реставрации фрески в 1980-1999 гг. было выяснено, что на протяжении всего времени подсобные работы и архитектурные имитации мастеру помогали выполнять коллеги из Флоренции: Дж. Буджардини и Ф. Граначчи, а также его ученик А. Кондиви.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Вадим, 10.08.2024

    Господь всемилостивый, Иисус Христос — сын Божий помилуй меня грешного и благослави.
    Аминь.

    Ответить »
  • aloks1@yandex.ru, 14.08.2024

    Адам показан идеально прекрасным, полным невероятной мощи, кажется, ему подвластно почти все. То, есть, Адам пока ещё не ожил по-настоящему, но через мгновение он встанет на землю, владеть которой он сотворён, на которой он должен созидать, ведь в него вложен Богом невероятный дар — дар творчества.
    Да, фреска демонстрирует нам мысли, представления художника. Но, кто знает, каким он был, первый человек, для которого не существовало ни болезней, ни горя, который был создан в прекрасный, наполненный гармонией мир?
    Может быть, как раз этой мощи, первозданной, прекрасной, стремились достичь в эпоху Возрождения, а не просто античного идеала, как сами мастера позиционировали, а именно той красоты и силы, которые были в человеке когда- то, а сейчас остались лишь отблески и отзвуки первоначального замысла. Замысел был нарушен, поскольку ещё одним даром — свободы — человек воспользовался не так, как следовало…
    Но в мире, поражённым грехом, и следствиями этого греха — болезнями, природными катастрофами, человеческим предательством, подлостью и так далее достичь этой цельности и мощи оказалось невозможным. Отсюда и тот самый кризис гуманизма, который позднее будет чувствоваться и в творчестве самого Микеланджело.

    Ответить »