Скрыть

Толкования:

Амвросиаст

а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам

Иерусалим, который Павел называет матерью нашей, есть таинство Господне, через которое мы возрождаемся в свободу, подобно тому как он [Иерусалим] сам свободен. Потому и вышним зовется, что место его на небесах: и кого он рождает, с ним там и будут. Господь говорит: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17:24).

На Послание к Галатам.

Блж. Феофилакт Болгарский

а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам

В том прообраз Агари. Посмотри также и прообраз Сарры; она ведь прообразовывала горний Иерусалим. Он же есть град верующих, откуда и закон наш: ибо с неба Евангелие. Этот град свободен от наблюдений закона, и все в нем устрояется свободно и с благородным достоинством. Ибо ничто у нас не совершается из-за видимой награды, и не угрожают нам телесные наказания, но и обещания более божественны, и наказания приличны благородным, - именно отлучение от таинственной трапезы и епитимьи.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам

См. Толкование на Гал. 4:25

Прп. Ефрем Сирин

а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам

См. Толкование на Гал. 4:21

Прп. Иоанн Кассиан

а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам

Если хотите, то здесь сразу четыре фигуры речи сливаются в одну. Один и тот же Иерусалим можно понимать в четырех смыслах: исторически - это иудейский город; аллегорически - это Церковь Христова; анагогически - это небесный град Божий, матерь всех нас, тропологически - это душа человека, которую этим именем часто либо подбадривает, либо восхваляет Господь.

Собеседования.

Свт. Иоанн Златоуст

а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам

См. Толкование на Гал. 4:24

Свт. Феофан Затворник

а вышний Иерусалим, свободь есть, иже есть мати всем нам

Сказал святой Павел, что эти две жены, Агарь и Сарра, изображают два завета; потом объяснил подробно, что Агарь изображает Ветхий Завет, данный на Синае, рабства требующий и в рабство рождающий, которого осуществление представляет нынешний Иерусалим, работающий с чадами своими. Ожидалось бы, что скажет: а Сарра изображает другой завет, Евангельский, требующий свободного Богу служения и в свободу рождающий, которого полное осуществление представляет вышний Иерусалим, Христова Церковь, свободная со всеми чадами своими, то есть со всеми нами, верующими в Евангелие Христово. Но святой Павел рассудил сократить такое сопоставление, столь простое и очевидное, что его легко может всякий и сам собою сделать; и остановился только на последнем своем слове о нынешнем Иерусалиме, средоточии рабской подзаконности, чтобы поскорее противопоставить ему вышний Иерусалим, святую Церковь, седалище свободы Евангельской, не заслоняя сего противопоставления другими образами, для сильнейшей впечатлительности сличения.

Вышний Иерусалим, противополагаясь нынешнему у святого Павла, вызывает понятие о грядущем. Все же грядущее светлое сливалось тогда в одном представлении обетованного Царства Мессии. Не другое что разумеет под сим словом и святой Павел. Это у него Царство Мессии, прежде обетованное, а теперь осуществленное и представляемое святой Церковию. «Вышний Иерусалим - Церковь, и рождающиеся в нем не рабы» (святой Златоуст). Она - вышний Иерусалим, не потому, чтоб была на небе, но потому, что небесна по высоким совершенствам своим, по небесным, действующим в ней, силам, по тесному союзу с небом, с коим она составляет единое целое, потому что не имеет никаких целей земных и потому что, будучи преисполнена небесных стихий, образует в себе небесных граждан.

Свободь есть. По самому существу своему свободен, «то есть не имеет на себе ига закона» (блаженный Феодорит). Если он противоположен нынешнему рабствующему, то должен быть свободен и вами, равно как и всеми, должен быть признаваем таким. Или так: а вышний Иерусалим, святая Церковь свободна. Он, как бы указывая на нее, говорит: а Церковь святая свободна. На, посмотри! Так и следует ей быть. Не нечто мысленное, идеальное, противопоставляет он Иерусалиму действительному, - но действительное же общество лиц, свободно служащих Богу и свободных от всякой связности подзаконностию. Мысль его, что так это и должно быть, как выходит из приведенного им сопоставления заветов. Что можно было указывать на такое общество как на действительное, свидетели тому сами же галаты, которые доселе были совершенно свободны и теперь только начали вязать себя, без всякой нужды, наперекор всем указаниям и знамениям Божиим.

Иже есть мати всем нам. Эти слова противополагаются слонам: работает с чады своими. Иерусалим нынешний, синагога, закон рождают рабов и работают с чадами своими. А святая Церковь свободная, в свободу рождает и свободствует с чадами своими, ею порожденными. Чада эти - все мы, верующие. Если мы держим себя свободно от всякой связи законом, то потому, что иначе сему быть нельзя. Такова мать наша, свободная, свободных рождающая. Свяжись мы законом: станем несвободными, откажемся от матери, породившей нас. Этим вместе внушалось: и вы таковы же, и были и есте. Зачем же вам вязать себя?

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible