Скрыть
Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы

Запретив ранее братьям в скорбях жаловаться друг на друга, теперь апостол, наоборот, показывает, что следует делать. Если кого-нибудь из вас, говорит апостол, гнетёт печаль из-за нанесённой случайно кем-либо обиды, либо тяготит вина, либо постигло семейное несчастье, либо вы опечалены по какой-то другой причине, ни в коем случае не ропщите друг на друга в этот момент, но поскорее поторопитесь в церковь и, преклонив колени, молите Господа послать вам Свою благодать в утешение, чтобы вас не поглотила мирская печаль, которая производит смерть (2Кор. 7:10). И сами частым сладостным псалмопением изгоняйте из своего сердца опасную заразу уныния.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-14 Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет; благодушствует ли кто? да поет. Болит ли кто в вас? да призовет пресвитеры Церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. - Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть поет, чтобы блаженство ее приумножилось, ибо пение псалмов, по словам Василия Великого, производит мирное и беспечальное состояние души. Кто не достиг такого состояния, которое Давид называет святостью, побуждая святых петь Господу (Пс. 29, 5), молитва того долго бывает пустословием.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет; благодушствует ли кто? да поет

И этими словами, утешает божественный Иаков, скорбящих христиан, от каждого вида скорби и искушения. Злостраданием назвал обще и всецело, каждую скорбь последующую, сколько телу, столько и душе. Поскольку эти злострадания и скорби, может человек изгнать от себя, прилежной и горячей молитвой к Богу, и через молитву ходатайствует он великое утешение в душу, «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76:4). Но чтобы не сказал какой христианин, что не имеет скорби и злострадания, и поэтому не нуждается в молитве, освобождающей его от горечи, то к таковому обращается брат Божий говоря «благодушствует ли кто? да поет», как бы говоря, брат христианин, если ты не имеешь никакого злострадания или скорби тела и души, но здравствуешь и в обоих имеешь крепость, и по видимому имеешь всякий человеческий успех, то и тогда не должно тебе удаляться от любви и сыновства Божия, но да поёшь Богу песни духовные, божественные псалмы, священные славословия, говоря с Давидом: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33:1). Сими псалмопениями, во-первых, благодаришь Бога, Который избавил тебя от всякой скорби и недуга телесного. Во-вторых, воссылаешь прошения к Нему, чтобы и дальше хранил, здоровье и отраду дарованные тебе. И в-третьих, так ты сохраняешь в душе твоей тишину, безмятежную и радостотворную духовную радость и веселие, которую рождают священные песни и гимны. Как сказал Великий Василий: «радостное и утешительное состояние душе, дают священные песнопения» (Письмо 1). Внимай же, ради любви Божией, не вдавай себя в сообщества и игры и песни дьявольские, потому что ими, не только удаляешь себя от Бога и показываешь свою неблагодарность к твоему Владыке, оказывающему тебе столько благодеяний, но ко всему прочему, ты сам становишься причиной, потери тех благ и здоровья, которые тебе даровал Господь.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иоанн Кибалчич, священник (†1883)

Ст. 13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Ст. 13 Злостра́ждет ли кто в вас (ναχοπαθείτίς έν υμίν), да моли́тву де́ет; благоду́шствует ли кто, да пое́т (εύθυμεί τίς ψαλλέτω).

Человек, как существо ограниченное, живя в мире, подвергается многим несчастиям и злостраданиям. Потеря родных, имущества, чести и самыя многоразличныя болезни, ослабляющия и разрушающия организм, действуют на дух человека и иногда ослабляют его. Эта слабость духа, отражаясь в теле, производит злострадание. Утешения родных и близких, хотя немного, и подкрепляют дух, но не доставляют полнаго облегчения злостраждущему. Следовательно, если человек не может найти опоры для отражения своего злострадания в мире физическом, то он должен искать ее и может найти в мире нравственном. Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет, учит Апостол («Таково и было упражнение всех святых, историю которых мы находим в Священном Писании. Так делал Иаков, когда опасался брада своего Исава. Так делал Моисей, когда народ хотел побить его камнями в пустыне. Так делал Нав., когда израильтяне потерпели поражение под Гаем. Так делал Давид, когда находился в опасности в Кешле. Так делал Езекия, когда получил письмо от Сеннахирима. Так поступали христиане, когда Петр заключен был во узы. Так делал Павел, когда брошен был в темницу в городе Филиппах.»); потому что молитва приносит и облегчение и спасение (Иак.5:15).

Действительно, человек, находясь на земле, может иметь союз с миром духовным, союз с Богом, одною молитвою и в одной молитве. Только молитва к исцеляющему всякий недуг и всяку язю (Мф.4:23), должна быть полная (1Кор.14:14-15), и притом с верою; потому что все возможно только для верующаго (Мк.9:23). Откуда и объясняется то, что собственная молитва злостраждущаго, принося ему помощь и облегчение, необходима для него, как пища для тела. «Толико человеку молитва есть нужна, говорит Св. Димитрий, елико телу повседневная пища: хлеб укрепляет плоть, молитва же душу».

Благотворное действие молитвы на душу человека, опытный в молитве Лествичник изображает так: «некоторые, востав от молитвы, как бы из некоторой раскаленной пещи исходят, чувствуя себя от греховной нечистоты и повода очищенных; а другие как бы некиим светом озарены будучи, и в одежду смирения и веселия облечены, от молитвеннаго подвига возвращаются. Ибо возвращающиеся от молитвы, не имея сих помянутых двух добродетелей, молятся одним только телом, а не духом».

О молитве же одними устами без участия духа Св. Киприан пишет так: «как ты требуешь, чтобы Бог услышал тебя, когда ты сам себя не слышишь? Как хочешь, чтобы Бог во время твоего моления помнил о тебе, когда ты сам о себе не помнишь»?

Благодушествует ли кто да поет. В греческом выражено: εύθημεί τις ψαλλέτω т. е., если кто весел (laetus est), то пусть поет псалмы. Весел человек бывает, когда здоров, когда Бог благословляет его труд, когда в мире с своею совестию и наслаждается полным самодовольством. Почему в таких расположениях человека Апостол предостерегает его от искушения и могущаго быть безчиния (Рим.13:13). Так как веселость духа человеческаго вообще располагает к пению, услаждающему душу, то чтоб было для человека полное услаждение, или услаждение с пользою, он должен петь псалмы; или петь молитвенно, а не безчинныя и непотребныя песни. Пойте Богу нашему, пойте разумно, говорит Псалмо-певец (Пс.46:7-8), по примеру горняго мира, который радость свою выражает тоже в пении (Ис.6:3), даже не имея покоя день и нощь (Откр.4:8). Так, мы знаем из Евангелия, что радость о славе Божией, открывшейся в воплощении Сына Божия, и о примирении земли с небом, отражавшаяся в горних небожителях, всегда сочувствующих благу человека, выражаема была именно пением, которое было слышно даже и на земле (Лк.2:13-14) Почему христианину прилично и должно, выражая свою радость, прославлять Бога телом и душею (1Кор.6:20), и это прославление выражать псалмопением, глаголюще себе, во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах Господеви (Еф.5:19). Только и пение, как и молитва, должно быть внимательное: духом и умом (1Кор.14:15), «непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих сеся. Ибо поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум, возбуждает к уразумению произносимаго».

Приятность услаждения молитвеннаго пения Лествичник выражает так: трудно из уст жаждущаго исторгнуть сосуд воды наполненный: труднее же со умилением молящуюся душу, от всевожделеннаго пред Богом предстояния отвлещи прежде, нежели она оное окончит».

Пользу, важность и достоинство псалмопения превосходно изобразили Св. Василий Великий, Св. Иоанн Златоуст и Бл. Августин.

Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

Злостраждет ли кто: злострадание принимается здесь в общем смысле, как сознание тяготы душевной или телесной, при отсутствии чувства благобытия (противоположность – весел ли), оно может вести к унынию; для облегчения этого сознания и тяжелого чувства апостол предписывает молитву: пусть молится. Молитва принимается здесь также в общем смысле, как излияние чувства молящегося пред Богом; беседа души с Богом при таком тяжелом состоянии облегчает оное, даже вливает отраду в душу и есть самое действительное средство к успокоению удрученного и волнующегося духа.

«Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши чрез молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть поет, чтобы блаженство ее приумножилось» (Феофилакт).

Весел ли кто: чувство благобытия и счастия – противоположное чувству злострадания. Это чувство особенно требует охранения, ибо оно может вести к неправильным и ненравственным поступкам в жизни, если неблагоразумно управляется и направляется. Апостол в таком состоянии предписывает петь псалмы, то есть вообще воздавать славу и хвалу Богу посредством пения. Пение вообще есть самое естественное проявление чувства благобытия; надобно только, чтобы пение это направлено было во славу Божию, а не для чувственного, хотя бы то и очень тонкого, услаждения.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да » и «нет, нет », дабы вам не подпасть осуждению. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы

Без видимой связи с предыдущим, Апостол предостерегает христиан от неумеренного употребления клятвы. Известно, что иудеи около времени Иисуса Христа чрезвычайно часто и в весьма разнообразных формах клялись. Господь Спаситель осудил эти иудейские клятвы и указал Своим последователям простое заверение истины или отрицание неправды - в качестве клятвы (Мф 5:33-37). Апостол запрещение злоупотребления клятвами и указание нормального употребления клятвы излагает почти словами Господа, и, подобно же Господу, не отменяет клятву вообще, а лишь недостойное ее употребление, - мотивируя свое наставление словами «чтобы вам не подпасть осуждению», upo krisin«. осуждение легкомысленно клянущегося весьма легко и возможно. По принятому чтению: eiV upokrisin, слав. в лицемерие, дается мысль о неизбежности лицемерия при легкомысленном употреблении клятвы. «Лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до преступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется» (блаж. Феофил.). В ст. 13 Апостол дает наставление общего характера, чтобы христианин в радости и скорби помнил Господа, чтобы скорбные и радостные чувства свои разрешал молитвою и псалмопением. «Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть ждет, чтобы блаженство ее приумножилось» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
 

Здесь Апостол указывает некоторые еще другие дела благочестия: молитву и псалмопения, как особенно благотворные для отгнания уныния и возбуждения благодушия и радости о Господе. Относительно пения псалмов в радости святой Василий Великий говорит: «это самое мудрое изобретение учителя, чтобы мы пели и вместе учились полезному, ибо усвояемое с удовольствием и приятностью укрепляется в душах тверже» (Беседы на Псалмы, т.I). Далее же Апостол говорит о потребности прибегать к таинству елеосвящения в случаях болезни, указывая при сем, что таинство сие имеет благотворное значение как для тела, так и для души, потому что через него подается прощение грехов и исцеление болезней. Так как Апостол повелевает совершать таинство елеосвящения для исцеления от болезни, то понятно, что оно должно совершаться не над такими только больными, которые совершенно близки к смерти и не подают никаких надежд на выздоровление. Напротив, по точному смыслу подлинного текста, это таинство должно совершать над больными, которые могут иметь силы позвать пресвитеров церковных. Числа пресвитеров не указывает Апостол, «но обычаем предано, говорить Симеон Солунский, призывать семерых, в соответствие седмеричному числу даров Духа, исчисляемых у пророка Исаии (т. 2, стр. 363); иные призывают троих, ради силы Троицы, а в случае нужды и менее троих, но все должно быть произносимо при сем, что преподано произносить». Еще Апостолы «мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху» (Мк.6:13). Вот почему Апостол Иаков говорит о таинстве елеосвящения, как известном деле и касающемся всех мест и времен. Кроме молитвы и елеопомазания здесь еще бывает и рѵковозложение, о коем сказал Иисус Христос Апостолам, а через них и преемникам их: «на недужныя руки возложат, и здрави будут» (Мк.16:18). Таким образом, должно думать, что таинство это установлено Самим Иисусом Христом. Чтобы совершение таинства было действительным, Апостол требует молитвы, исполненной живой веры, как со стороны совершителя таинства, так и от того, над кем оно совершается. Упоминая о пресвитерах, он показывает, что христиане рассеяния составляли из себя тогда отдельные церковные общества, управляемые несколькими пресвитерами, которым, как пастырям Церкви, принадлежало, по преемству от Апостолов, право прощения грехов (Ин.20:23).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Николай Зефиров, протоиерей (†1917)

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы

Т. е., в постигающих вас скорбях, утешения, поддержки ищите в молитве. Если в жизни своей вы спокойны, радостны, то возблагодарите за это Господа и радость, восторги вашей души излейте, воспойте, пред Господом Богом в благодарственной молитве.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible