Богородица, Дева Мария, родившая Иисуса Христа: Житие

П.Ю. Малков

Све­де­ния о житии Бого­ро­дицы, содер­жа­щи­еся в Свя­щен­ном Писа­нии Нового Завета, не явля­ются доста­точно подроб­ными. Здесь при­сут­ствуют лишь несколько эпи­зо­дов, свя­зан­ных с именем и лич­но­стью Бого­ро­дицы (Мф. 1:16, 18–25; 2. 11, 13–15, 19–23; 12. 46–50; 13. 55; Мк. 3:31–35; Лк 1. 26–56; 2. 4–7, 16–52; 8. 19–21; Ин. 2:1–12; 19. 25–27; Деян. 1:14.).

Из биб­лей­ского рас­сказа мы не узнаем ничего ни об обсто­я­тель­ствах Ее Рож­де­ства, ни о Вве­де­нии во храм, ни о жизни Бого­ро­дицы после Пяти­де­сят­ницы. Такие подроб­но­сти жития Бого­ро­дицы доно­сит до нас Цер­ков­ное Пре­да­ние: древ­ние ска­за­ния, цер­ковно-исто­ри­че­ские сочи­не­ния, гомиле­ти­че­ско-биб­лей­ских све­де­ний о житии Бого­ма­тери яви­лись ран­не­хри­сти­ан­ские апо­крифы: «Исто­рия Иакова о рож­де­нии Марии» (иначе – «Про­то­е­ван­ге­лие Иакова»; 2‑я пол.–кон. II в., Египет), «Еван­ге­лие дет­ства» (иначе – «Еван­ге­лие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плот­ника» (ок. 400 г., Египет), «Свя­того Иоанна Бого­слова ска­за­ние об Успе­нии Святой Бого­ро­дицы» (IVV вв.).

Не при­зна­вая апо­крифы как источ­ник веро­уче­ния, Цер­ковь вместе с тем заим­ство­вала из них целый ряд сюже­тов, свя­зан­ных с земной жизнью Бого­ро­дицы. При этом сами апо­кри­фи­че­ские рас­сказы в новой отре­дак­ти­ро­ван­ной версии ока­за­лись очи­щены от гно­сти­че­ского эле­мента и согла­со­ваны с кано­ни­че­ским рас­ска­зом о Бого­ро­дице, содер­жа­щимся в Чет­ве­ро­е­ван­ге­лии. Попу­ляр­но­сти заим­ство­ван­ных из апо­кри­фов сюже­тов, свя­зан­ных с лич­но­стью Бого­ро­дицы, спо­соб­ство­вали и мно­го­чис­лен­ные пере­воды древ­них апо­кри­фов на раз­лич­ные языки: «Еван­ге­лие дет­ства», напр., было пере­ве­дено на сирий­ский, копт­ский, армян­ский, гру­зин­ский языки; суще­ствуют также его латин­ская (известна как «Еван­ге­лие псевдо-Матфея»), эфи­оп­ская, араб­ская и сла­вян­ская («Исто­рия Фомы изра­иль­тя­нина», «Дет­ство Хри­стово») версии.

Долгая мно­го­ве­ко­вая работа по очи­ще­нию апо­кри­фи­че­ских мате­ри­а­лов, свя­зан­ных с обра­зом Бого­ро­дицы, от содер­жа­щихся здесь непра­во­слав­ных идей и непри­ем­ле­мых для Церкви сюже­тов при­вела к сло­же­нию еди­ного и внут­ренне непро­ти­во­ре­чи­вого Пре­да­ния о земной жизни Бого­ро­дицы, к осу­ществ­ле­нию вза­и­мо­связи обсто­я­тельств Ее жития с бого­слу­жеб­ным годич­ным кругом (апо­кри­фи­че­скими ска­за­ни­ями о Бого­ро­дице активно поль­зо­ва­лись такие зна­ме­ни­тые пес­но­писцы, как свт. Андрей Крит­ский, прп. Косма Маи­ум­ский и прп. Иоанн Дамас­кин). Ска­за­ния о жизни Бого­ро­дицы издревле нахо­дили живой отклик у пра­во­слав­ных хри­стиан, были их люби­мым чте­нием. Они вхо­дили в раз­лич­ные агио­гра­фи­че­ские лите­ра­тур­ные тра­ди­ции помест­ных Церк­вей. Ска­за­ния нашли отра­же­ние и в про­по­ве­дях святых отцов (св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Зла­то­уста, прп. Иоанна Дамас­кина, свт. Гри­го­рия Паламы и др.) на цер­ков­ные празд­ники.

Пре­да­ние сви­де­тель­ствует о том, что на рубеже двух эр миро­вой исто­рии, раз­де­лен­ных рож­де­нием Христа, в г. Наза­рете жили немо­ло­дые и без­дет­ные супруги, святые пра­вед­ные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвя­щен­ную испол­не­нию Божией воли и слу­же­нию ближ­ним, меч­тали они и горячо моли­лись о том, чтобы Гос­подь даро­вал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвя­щена слу­же­нию Богу. Нако­нец, по про­ше­ствии 50 лет их супру­же­ства, молитва пре­ста­ре­лых пра­вед­ни­ков была услы­шана: дочь они назвали Марией (в пере­воде с еврей­ского – «гос­пожа» или «надежда»). Девочка, при­нес­шая уте­ше­ние и душев­ное облег­че­ние пре­ста­ре­лым и бого­бо­яз­нен­ным супру­гам, пред­на­зна­чена была стать Мате­рью буду­щего Спа­си­теля мира, Сына Божия. По отцу Она про­ис­хо­дила из колена Иудина, из рода Дави­дова; по матери – от пле­мени Ааро­нова; среди Ее пред­ков были вет­хо­за­вет­ные пат­ри­архи, пер­во­свя­щен­ники, пра­ви­тели и цари иудей­ские.

Цер­ков­ное Пре­да­ние доно­сит до нас ряд зна­чи­мых обсто­я­тельств собы­тия Рож­де­ства Бого­ро­дицы. Иоаким и Анна очень стра­дали из-за своего бес­пло­дия, в кото­ром вет­хо­за­вет­ная мораль видела нака­за­ние Божие. Иоакиму даже пре­пят­ство­вали при­но­сить в храме жертвы, считая, что он неуго­ден Богу, поскольку не создал потом­ства изра­иль­скому народу. Иоаким знал, что мн. вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники, напр. Авраам, так же, как и он, до самых пре­клон­ных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молит­вам все же посы­лал им потом­ство. Иоаким уда­лился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в тече­ние 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько опла­ки­вала свою без­дет­ность. И ее, как и супруга, уни­чи­жали за бес­пло­дие окру­жа­ю­щие. Но одна­жды, когда Анна гуляла в саду и моли­лась Богу о том, чтобы Он даро­вал ей ребенка, как неко­гда даро­вал потом­ство пре­ста­ре­лой Сарре, перед Анной пред­стал ангел Гос­по­день и пообе­щал ей, что скоро она родит и о потом­стве ее будут гово­рить во всем мире (Про­то­е­ван­ге­лие. 4). Анна дала обет посвя­тить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, воз­ве­щая, что Бог внял его молит­вам. Иоаким воз­вра­тился домой к Анне, где вскоре совер­ши­лись зача­тие и Рож­де­ство Бого­ро­дицы.

Пре­ста­ре­лые роди­тели при­несли Богу бла­го­дар­ствен­ные жертвы за данный им дар. Анна после рож­де­ния дочери дала обет, что мла­де­нец не будет ходить по земле до тех пор, пока роди­тели не введут Марию в храм Гос­по­день. «…Они от Него,– гово­рит свт. Гри­го­рий Палама,– прияли обе­ща­ние о Твоем рож­де­нии и, пре­красно посту­пая, Тебя, обе­щан­ную им, в свою оче­редь Ему обе­щали…» (Greg. Pal. In Praesent. 8).

Когда буду­щая Бого­ро­дица достигла 3‑летнего воз­раста, Иоаким и Анна, откла­ды­вав­шие до этого момента Ее посвя­ще­ние Богу, решили, что настала пора при­ве­сти Марию в храм. По пре­да­нию (Про­то­е­ван­ге­лие. 7), вступ­ле­ние Марии во храм сопро­вож­да­лось тор­же­ствен­ным шествием, по дороге к храму стояли юные непо­роч­ные девы с зажжен­ными све­тиль­ни­ками. «…Да ликов­ствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них про­изыде, Мария све­то­нос­ная, боже­ствен­ная свеща, и раду­ется вхо­дящи во храм…» (седа­лен по поли­е­лее). Роди­тели поста­вили Ее на первую из 15 высо­ких сту­пе­ней храма. И здесь, по пре­да­нию, пере­да­ва­е­мому блж. Иеро­ни­мом Стри­дон­ским, свер­ши­лось чудо: Мария само­сто­я­тельно, без чьей-либо под­держки, взойдя по крутым сту­пе­ням, всту­пила в храм (Hieron. De nativit. S. Mariae). В тот же миг навстречу Ей вышел пер­во­свя­щен­ник: по пре­да­нию, Заха­рия – буду­щий отец Иоанна Кре­сти­теля (Пред­течи). Он, по осо­бому откро­ве­нию Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право вхо­дить лишь 1 раз в году пер­во­свя­щен­ник.

После этого Иоаким и Анна оста­вили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом осо­бого Про­мысла Божия. Она вос­пи­ты­ва­лась и учи­лась вместе с др. девами, тру­ди­лась над пряжей и шила свя­щен­ни­че­ские обла­че­ния. Пищу буд. Бого­ро­дице при­но­сил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый воз­лю­била еси все­ли­тися, и со ангелы, Дево, бесе­ду­ющи пре­бы­ва­еши, пре­славне с небесе хлеб при­ем­лющи, Пита­тель­нице Жизни» (тро­парь 4‑й песни 2‑го канона на Вве­де­ние).

Пре­да­ние повест­вует о том, что Бого­ро­дица про­жила при храме до 12 лет. Насту­пило время, когда Ей над­ле­жало оста­вить храм и всту­пить в брак. Но Она объ­явила пер­во­свя­щен­нику и свя­щен­ни­кам, что дала обет дев­ства перед Богом. Тогда, из ува­же­ния к ее обету и для сохра­не­ния Ее дев­ства, чтобы юная дева не оста­ва­лась без покро­ви­тель­ства и попе­че­ния (к тому вре­мени почили Ее роди­тели), Марию обру­чили пре­ста­ре­лому плот­нику Иосифу, про­ис­хо­див­шему из рода царя Давида. По пре­да­нию, Гос­подь Сам указал на него в каче­стве буд. обруч­ника и защит­ника Бого­ро­дицы. Хра­мо­вые свя­щен­ники собрали 12 мужчин из рода Давида, поло­жили их посохи на жерт­вен­ник и моли­лись, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем пер­во­свя­щен­ник отдал каж­дому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него выле­тела голубка и села Иосифу на голову. Тогда пер­во­свя­щен­ник сказал старцу: «Ты избран, чтобы при­нять к себе и блюсти Деву Гос­пода». (Про­то­е­ван­ге­лие. 9). Бого­ро­дица посе­ли­лась в доме Иосифа в Наза­рете. Здесь Она пре­бы­вала в трудах, бого­мыс­лии и молитве. В это время воз­никла необ­хо­ди­мость в изго­тов­ле­нии новой завесы для иеру­са­лим­ского храма. Часть работы по пору­че­нию пер­во­свя­щен­ника испол­нила Дева Мария.

Насту­пил момент Бла­го­ве­ще­ния. Это собы­тие опи­сы­ва­ется в Новом Завете еван­ге­ли­стом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пре­чи­стой Деве арх. Гав­ри­ила, дабы он воз­ве­стил Ей о скором Рож­де­стве от Нее Гос­пода. По пре­да­нию, в тот момент, когда перед Ней явился архан­гел, Она читала отры­вок из Книги про­рока Исаии «се, Дева во чреве при­и­мет…» (Ис. 7:14). Бого­ро­дица начала молиться о том, чтобы Гос­подь открыл Ей таин­ствен­ный смысл этих слов и скорее испол­нил Свое обе­то­ва­ние. Как раз в этот миг Она уви­дела перед Собой арх. Гав­ри­ила, кото­рый воз­ве­стил Ей о скором рож­де­нии Сына. Мла­де­нец будет Сыном Все­выш­него, наре­чется Иису­сом, насле­дует пре­стол Дави­дов и Его Цар­ству не будет конца. Мария недо­уме­вает: как может все это испол­ниться, если Она пре­бы­вает в дев­стве? Ангел отве­чает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Все­выш­него осенит Тебя; посему и рож­да­е­мое Святое наре­чется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Мария в ответ на слова архан­гела дает Свое доб­ро­воль­ное согла­сие на Бого­во­пло­ще­ние: «Се, Раба Гос­подня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Арх. Гав­риил отхо­дит от Бого­ро­дицы. Совер­ша­ется без­муж­ное зача­тие Гос­пода Иисуса Христа.

После собы­тия Бла­го­ве­ще­ния Бого­ро­дица отпра­ви­лась наве­стить Свою род­ствен­ницу прав. Ели­са­вету, буду­щая мать св. Иоанна Кре­сти­теля (Пред­течи). Пра­вед­ные Заха­рия и Ели­са­вета жили в левит­ском г. Иута. В соот­вет­ствии с пре­да­нием, по дороге в Иуту Бого­ро­дица посе­тила Иеру­са­лим и пере­дала в храм уже гото­вое руко­де­лие – часть новой завесы. Там над Бого­ро­ди­цей про­из­нес воз­вы­шен­ное бла­го­сло­ве­ние пер­во­свя­щен­ник, ска­зав­ший, что Гос­подь про­сла­вит Марию во всех родах земных (Про­то­е­ван­ге­лие. 12). Собы­тие встречи Бого­ро­дицы и Ели­са­веты опи­сы­вает еван­ге­лист Лука (Лк. 1:39–56). В момент встречи Марии и Ели­са­веты мла­де­нец взыг­рал во чреве Ели­са­веты. Она испол­ни­лась Св. Духа и про­из­несла про­ро­че­ские слова о Матери Гос­пода, посе­тив­шей ее дом. Бого­ро­дица отве­тила ей тор­же­ствен­ным поэ­ти­че­ским гимном: «Вели­чит душа Моя Гос­пода…» (Лк. 1:46–55), про­слав­ля­ю­щим мило­сер­дие Божие, явля­е­мое Изра­илю в испол­не­ние древ­них про­ро­честв о Мессии. Она сви­де­тель­ствует, что отныне Ее убла­жат все поко­ле­ния живу­щих на земле. Бого­ро­дица нахо­ди­лась в доме Заха­рии и Ели­са­веты ок. 3 меся­цев, затем вер­ну­лась в Наза­рет.

Вскоре Иосиф заме­тил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в сму­ще­ние. Он хотел втайне отпу­стить Ее из своего дома, тем самым осво­бо­див от пре­сле­до­ва­ния по суро­вому вет­хо­за­вет­ному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засви­де­тель­ство­вал, что рож­да­ю­щийся от Бого­ро­дицы Мла­де­нец зачат наи­тием Свя­таго Духа. Она родит Сына, Кото­рого сле­дует назвать именем Иисус, так как Он спасет чело­ве­че­ство от грехов. Иосиф был послу­шен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, обе­ре­гая Ее чистоту и дев­ство (Мф. 1:18–25).

Ново­за­вет­ный рас­сказ о собы­тии Рож­де­ства Хри­стова содер­жится в двух, допол­ня­ю­щих друг друга, Еван­ге­лиях – от Матфея (1:18–2:23) и от Луки (2:1–20). Здесь повест­ву­ется о том, что во вре­мена цар­ство­ва­ния имп. Авгу­ста в Риме (под вла­стью кото­рого нахо­ди­лась в те вре­мена Пале­стина) и царя Ирода в Иудее по реше­нию импе­ра­тора, была устро­ена пере­пись насе­ле­ния. При этом евреям – для их уча­стия в пере­писи – над­ле­жало прийти в те города, откуда про­ис­хо­дил их род. Иосиф и Мария, ожи­дав­шая уже к тому вре­мени ско­рого рож­де­ния Ребенка, пришли в Виф­леем, так как про­ис­хо­дили из рода царя Давида (Euseb. Hist. eccl. I 7. 17). Виф­леем же был горо­дом Дави­до­вым. Не найдя сво­бод­ных мест в гости­нице, они вынуж­дены были (хотя это было холод­ное время года) посе­литься в загоне для скота – по Цер­ков­ному Пре­да­нию, беру­щему начало в ран­не­христ. апо­кри­фах и в сви­де­тель­ствах древ­них отцов Церкви (Iust. Martyr. Dial. 78; Orig. Contra Cels. I 51), это была пещера. В этой пещере ночью у Пре­свя­той Девы и родился Богом­ла­де­нец Иисус Хри­стос. Рож­де­ство совер­ши­лось без обыч­ных для роже­ниц физи­че­ских стра­да­ний. Бого­ро­дица Сама спе­ле­нала Гос­пода по Его Рож­де­стве и поло­жила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она ока­за­лась сви­де­тель­ни­цей покло­не­ния Гос­поду пас­ту­хов и сла­гала в сердце Своем слова их рас­сказа о чудес­ном явле­нии в поле ангель­ских сил (Лк. 2:8–14, 19).

На 8‑й день по Рож­де­стве над Богом­ла­ден­цем был совер­шен обряд обре­за­ния и наре­че­ния имени (Лк. 2:21), а по про­ше­ствии 40 дней при­несли Его в иеру­са­лим­ский храм. Это собы­тие вспо­ми­на­ется Цер­ко­вью под именем Сре­те­ния Гос­подня. Его обсто­я­тель­ства опи­сы­ва­ются еван­ге­ли­стом Лукой (2. 22–38). Мла­де­нец был при­не­сен в храм во испол­не­ние древ­них обы­чаев вет­хо­за­вет­ного закона Моисея (Лев. 12:1–8). В соот­вет­ствии с этим зако­ном, жен­щины по исте­че­нии 40 дней, если родился маль­чик, и 80 дней, если роди­лась девочка, должны были прийти в храм для при­не­се­ния очи­сти­тель­ной жертвы.

Посе­щает храм ради при­не­се­ния такой жертвы и Бого­ро­дица. Ею при­но­сятся 2 гор­лицы и 2 голу­би­ных птенца – жертва, по закону допу­сти­мая лишь для бед­ня­ков. По обычаю после при­не­се­ния жертвы за пер­во­род­ного сына свя­щен­ник при­ни­мал мла­денца из рук матери и, обра­тив­шись к алтарю, высоко под­ни­мал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совер­шал над ним 2 молитвы: одну – за закон о выкупе (пер­во­рож­ден­ные сыно­вья изра­иль­тян были пред­на­зна­чены, как при­над­ле­жа­щие Богу (Ис. 13:1–2), слу­жить в скинии и храме – позд­нее эти обя­зан­но­сти были воз­ло­жены на леви­тов (Чис. 8:14–19), но закон преду­смат­ри­вал воз­мож­ность осво­бож­де­ния от этого слу­же­ния через выкуп), др.– за даро­ва­ние пер­венца.

Мла­де­нец Хри­стос был встре­чен при входе в храм бла­го­че­сти­вым и пра­вед­ным стар­цем Симео­ном. Старец про­из­нес бла­го­да­ре­ние Богу и свое зна­ме­ни­тое «Ныне отпус­ка­ешь…». Он обра­тился к Бого­ро­дице, про­ро­че­ствуя о Ее судьбе: «…и Тебе Самой оружие прой­дет душу…». Слова об «оружии», т. е. о мече, кото­рым будет прон­зено сердце Бого­ро­дицы,– это про­ро­че­ство о тех стра­да­ниях, что Ей пред­стоит испы­тать, когда Она ока­жется сви­де­тель­ни­цей муче­ний и смерти на Кресте Ее Боже­ствен­ного Сына.

По древ­нему Пре­да­нию Вост. Церкви, именно после собы­тия Сре­те­ния (Ephraem Syri. In Deatess.; а не в ночь Рож­де­ства – Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 1; ср.: Theoph. Bulg. In Matth. 1. 1) совер­ши­лось покло­не­ние Богом­ла­денцу при­шед­ших с востока волх­вов (Мф. 2:1–12). Обма­ну­тый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семей­ство вскоре – по ука­за­нию явив­ше­гося Иосифу ангела – было вынуж­дено поки­нуть Пале­стину и бежать в Египет (Мф. 2:13–15). Оттуда Иосиф и Бого­ро­дица с Мла­ден­цем вер­ну­лись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явив­ше­гося ему во сне ангела (Мф. 2:19–21).

Сохра­нился целый ряд бла­го­че­сти­вых пре­да­ний, свя­зан­ных с пре­бы­ва­нием Свя­того Семей­ства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткну­лись на раз­бой­ни­ков, двое из кото­рых были в дозоре, осталь­ные спали. Один раз­бой­ник, смутно ощу­тив­ший Боже­ствен­ное вели­чие Мла­денца, не дал това­ри­щам нане­сти вред Свя­тому Семей­ству. Тогда Бого­ро­дица ска­зала ему: «Гос­подь Бог под­дер­жит тебя Своею дес­ни­цей и отпу­ще­нием грехов одарит» (Еван­ге­лие дет­ства Спа­си­теля Араб­ское. 23). По пре­да­нию, именно этот мило­серд­ный раз­бой­ник и ока­зался потом тем бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, чьи грехи были про­щены Гос­по­дом на кресте, и кото­рый удо­сто­ился войти в рай вместе со Хри­стом (Лк. 23:39–43).

По воз­вра­ще­нии в Пале­стину Святое Семей­ство вновь посе­ли­лось в Наза­рете (Мф. 2:23). По пре­да­нию, Бого­ро­дица зани­ма­лась руко­де­лием, учила гра­моте мест­ных детей. Она по-преж­нему пре­бы­вала в молитве и бого­мыс­лии. Каждый год все Семей­ство отправ­ля­лось – по суще­ству­ю­щему рели­ги­оз­ному обычаю – в Иеру­са­лим на празд­ник Пасхи. Во время одного из подоб­ных путе­ше­ствий уже поки­нув­шие храм Иосиф и Бого­ро­дица не заме­тили, что отрок Иисус, Кото­рому было тогда 12 лет, остался в Иеру­са­лиме. Они думали, что Иисус идет в Гали­лею с к.-л. из их род­ствен­ни­ков или зна­ко­мых; не найдя Его среди них и будучи обес­по­ко­ены этим, Иосиф и Бого­ро­дица воз­вра­ти­лись в иеру­са­лим­ский храм. Они нашли здесь Иисуса, бесе­ду­ю­щего с иудей­скими учи­те­лями, пора­жав­ши­мися при­су­щей Ему не по летам муд­ро­сти. Бого­ро­дица ска­зала Ему о той скорби, кото­рая охва­тила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди сопле­мен­ни­ков. Гос­подь отве­тил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что при­над­ле­жит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Тогда они не поняли смысла ска­зан­ных Гос­по­дом слов. И все же Бого­ма­терь сохра­нила все Его слова в Своем сердце, смутно преду­га­ды­вая то буду­щее, что ожи­дает Ее Сына и Саму Бого­ро­дицу (Лк. 2:41–51).

В соот­вет­ствии с Цер­ков­ным Пре­да­нием, через несколько лет после этого собы­тия умер Иосиф. Теперь о Христе и Его бра­тьях (в согла­сии с вост. экзе­ге­ти­че­ской тра­ди­цией, детях Иосифа от пер­вого брака – Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерз­лю­кин. С. 25–26) забо­ти­лась Бого­ма­терь.

После Кре­ще­ния Гос­подня и 40-днев­ного поста в пустыне, Сын Божий ока­зался вместе со Своей Мате­рью на брач­ном пире в Кане Гали­лей­ской. Здесь Бого­ро­дица попро­сила Его уте­шить испы­ты­вав­ших недо­ста­ток в вине пиру­ю­щих и явить ради этого Свою Боже­ствен­ную силу. Гос­подь сна­чала отве­тил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упо­ва­ние Бого­ро­дицы на все­мо­гу­ще­ство Боже­ствен­ного Сына и из почте­ния к Ней (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудес­ным обра­зом пре­тво­рил воду в вино (Ин. 2:1–11). По пре­да­нию, вскоре после пре­бы­ва­ния на браке в Кане Бого­ро­дица по воле Сына пере­се­ли­лась в Капер­наум (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4).

Испол­не­ние воли Небес­ного Отца было для Иисуса несрав­ненно важнее семей­ного род­ства. Об этом сви­де­тель­ствует извест­ный эпизод, опи­сан­ный в синоп­ти­че­ских Еван­ге­лиях (Мф. 12:46–50; Мк. 3:31–35; Лк. 8:19–21): придя к дому, где про­по­ве­до­вал Хри­стос, поже­лав­шие Его уви­деть Бого­ро­дица и братья Гос­пода послали к Нему про­сить о встрече; Иисус Хри­стос отве­тил, что всякий, испол­ня­ю­щий волю Его Небес­ного Отца, явля­ется Его братом, сест­рой и мате­рью.

Во время Крест­ных стра­да­ний Гос­пода Бого­ро­дица нахо­ди­лась непо­да­леку от Своего Боже­ствен­ного Сына. Она не оста­вила Гос­пода и у Креста, раз­де­ляя с Ним Его стра­да­ния. Здесь Она пред­сто­яла Рас­пя­тому вместе с ап. Иоан­ном Бого­сло­вом. Хри­стос сказал Бого­ро­дице, ука­зы­вая на Иоанна: «Жено! се, сын Твой», а затем апо­столу: «се, Матерь твоя» (Ин. 19:26–27). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Бого­ро­дице.

Цер­ковь верит, что Гос­подь явился Своей Матери сразу по Вос­кре­се­нии. Блж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский счи­тает (Theoph. Bulg. In Matth. 27), что именно Бого­ро­дица упо­ми­на­ется среди жен миро­но­сиц у еван­ге­ли­ста Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф. 27:56), т. к. Иаков и Иосия – дети почив­шего Иосифа, обруч­ника Ее, а также – «другой Марии» (Мф. 27:61; 28. 1). Ей и Марии Маг­да­лине сна­чала явился ангел, воз­ве­стив­ший о Вос­кре­се­нии Христа, а затем и Сам вос­став­ший из гроба Гос­подь (Мф. 28:1–10). О том, что «другая Мария» и Бого­ро­дица – одно лицо, утвер­жда­ется и в синак­сар­ном чтении во Святую Неделю Пасхи.

Пре­да­ние Церкви утвер­ждает, что Бого­ро­дица при­сут­ство­вала и при Воз­не­се­нии Гос­под­нем. Ее изоб­ра­же­ние всегда име­ется на иконе этого Празд­ника. По Воз­не­се­нии Христа Бого­ро­дица нахо­ди­лась в Иеру­са­лиме вместе с апо­сто­лами (Деян. 1:14) и ожи­дала испол­не­ния обе­то­ва­ния Своего Сына – схож­де­ния Свя­того Духа. По про­ше­ствии 10 дней после Воз­не­се­ния на Бого­ро­дицу и апо­сто­лов сошел Святой Дух в образе огнен­ных языков – осу­ще­стви­лось чудо Пяти­де­сят­ницы (Деян. 2:1–4).

После соше­ствия Свя­того Духа Бого­ро­дица про­сла­ви­лась среди хри­стиан мно­гими Своими чудо­тво­ре­ни­ями и удо­сто­и­лась вели­кого почи­та­ния. По пре­да­нию, Она была сви­де­тель­ни­цей муче­ни­че­ской смерти архи­диак. Сте­фана и моли­лась о том, чтобы Гос­подь даро­вал ему силы с твер­до­стью и тер­пе­нием встре­тить кон­чину. После начав­шихся при Ироде Агриппе пре­сле­до­ва­ний хри­стиан и казни Иакова Бого­ро­дица и апо­столы оста­вили Иеру­са­лим. Они бро­сили жребий, дабы узнать, кому и где сле­дует про­по­ве­до­вать Еван­гель­скую Истину. В удел Бого­ро­дице для Ее про­по­веди доста­лась Иверия (Грузия). Она соби­ра­лась отпра­виться туда, но явив­шийся Ей ангел вос­пре­пят­ство­вал это сде­лать. Он воз­ве­стил Бого­ро­дице, что Иверии над­ле­жит про­све­титься Светом Хри­сто­вым много позд­нее, а пока Она должна остаться в Иеру­са­лиме, чтобы отпра­виться отсюда в иную, также тре­бу­ю­щую про­све­ще­ния, землю. Имя этой страны должно было открыться Бого­ро­дице позд­нее. В Иеру­са­лиме Бого­ро­дица бес­пре­станно посе­щала опу­стев­ший по Вос­кре­се­нии Гроб Хри­стов и моли­лась. Иудеи хотели настиг­нуть Ее здесь и убить и даже выстав­ляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудес­ным обра­зом скры­вала Бого­ро­дицу от глаз иудеев, и Она бес­пре­пят­ственно посе­щала пещеру Погре­бе­ния (Ска­за­ние об Успе­нии Святой Бого­ро­дицы. 2).

Цер­ков­ное Пре­да­ние повест­вует о мор­ском путе­ше­ствии Бого­ро­дицы к неко­гда вос­кре­шен­ному Гос­по­дом и став­шему кипр­ским епи­ско­пом Лазарю. По дороге Ее корабль был под­хва­чен бурей и пере­не­сен к горе Афон. Постиг­нув, что это та самая земля, о кото­рой Ей бла­го­вест­во­вал в Иеру­са­лиме ангел, Бого­ро­дица сту­пила на Афон­ский п‑ов. В те вре­мена на Афоне про­цве­тали самые раз­но­об­раз­ные язы­че­ские культы, однако с при­хо­дом Бого­ро­дицы язы­че­ство ока­за­лось на Афоне повер­жено. Силой Своей про­по­веди и мно­го­чис­лен­ными чуде­сами Бого­ро­дица обра­тила мест­ных жите­лей в хри­сти­ан­ство. Перед отплы­тием с Афона Бого­ро­дица бла­го­сло­вила народ и ска­зала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия бла­го­дать на место сие и на пре­бы­ва­ю­щих в нем с верою и со стра­хом и с запо­ве­дями Сына Моего; с малым попе­че­нием изобильно будет им вся на земле, и жизнь небес­ную полу­чат, и не оску­деет милость Сына Моего от места сего до скон­ча­ния века, и аз буду тепла заступ­ница к Сыну Моему о месте сем и о пре­бы­ва­ю­щих в нем » (Пор­фи­рий (Успен­ский), еп. Исто­рия Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129–131). Бого­ро­дица отплыла со Своими спут­ни­ками на Кипр, где посе­тила Лазаря. Во время своего путе­ше­ствия Божия Матерь побы­вала в Ефесе. Воз­вра­тясь в Иеру­са­лим, Она по-преж­нему часто и подолгу моли­лась в местах, кото­рые были свя­заны с собы­ти­ями земной жизни Ее Сына. Как повест­вует «Ска­за­ние об Успе­нии Святой Бого­ро­дицы», о том, что Ее земная кон­чина уже близка, Бого­ро­дица узнала от арх. Гав­ри­ила. Эту весть Бого­ро­дица при­няла с боль­шой радо­стью: Ей пред­сто­яла скорая встреча со Своим Сыном. В каче­стве пред­зна­ме­но­ва­ния ожи­да­ю­щей Бого­ро­дицу по Ее Успе­нии славы архан­гел вручил Ей рай­скую ветвь от фини­ко­вого дерева, сия­ю­щую незем­ным светом. Эту ветвь над­ле­жало нести перед гробом Бого­ро­дицы в день Ее погре­бе­ния.

Когда Бого­ро­дица воз­ле­жала на смерт­ном одре, совер­ши­лось чудес­ное собы­тие: силой Божией в Ее дом были собраны нахо­див­ши­еся тогда в раз­лич­ных стра­нах апо­столы, кото­рые бла­го­даря этому чуду смогли при­сут­ство­вать при Успе­нии Девы Марии. Об этом чудес­ном собы­тии сви­де­тель­ствует бого­слу­же­ние утрени Успе­ния Бого­ро­дицы: «Все­чест­ный лик пре­муд­рых апо­стол собрася чудно погре­бести славно тело Твое пре­чи­стое, Бого­ро­дице все­пе­тая: с ними же вос­пеша и ангел мно­же­ство, Пре­став­ле­ние Твое честно хва­ляще, еже верою празд­нуем» (седа­лен по 1‑й кафизме на Успе­ние). По Цер­ков­ному Пре­да­нию, сия­ю­щую чисто­той душу Бого­ма­тери принял Гос­подь, явив­шийся с сонмом небес­ных сил: «Див­ля­хуся ангель­ския силы, в Сионе смот­ря­юще своего Вла­дыку, жен­скую душу руками нося­щаго: пре­чи­сто бо рожд­шей, сыно­лепно про­воз­гла­шаше: гряди Чистая, с Сыном и Богом про­слав­лена буди» (тро­парь 9‑й песни 1‑го канона Успе­ния). Не было у одра Бого­ро­дицы лишь ап. Фомы (эпизод и опи­са­ние воз­не­се­ния Бого­ро­дицы по лат. версии апо­крифа об Успе­нии Святой Бого­ро­дицы). Согласно Цер­ков­ному пре­да­нию, после смерти Бого­ро­дицы апо­столы поло­жили Ее тело в гроб­нице-пещере, зава­лив вход боль­шим камнем. На 3‑й день к ним при­со­еди­нился отсут­ство­вав­ший в день Успе­ния Фома, кото­рый очень стра­дал от того, что так и не успел про­ститься с Бого­ро­ди­цей. По его слез­ной мольбе апо­столы отва­лили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попро­щаться с телом умер­шей Бого­ро­дицы. Но, к их удив­ле­нию, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от кото­рых исхо­дило дивное бла­го­уха­ние. Пра­во­слав­ная Цер­ковь хранит Пре­да­ние, что Бого­ро­дица была вос­кре­шена силой Божией на 3‑й день после Своего Успе­ния и взошла на Небо. «Побед­ныя поче­сти взяла еси на есте­ство Чистая, Бога рождши: Обаче же подо­бя­щися Творцу Твоему и Сыну, паче есте­ства пови­ну­е­шися есте­ствен­ным зако­ном. Темже умерши, с Сыном воста­еши веч­ну­ющи» (тро­парь 1‑й песни 1‑го канона Успе­ния).

У неко­то­рых древ­них писа­те­лей про­скаль­зы­вала мысль о муче­ни­че­ской смерти Бого­ма­тери (напр. в Слове, при­пи­сы­ва­е­мом Тимо­фею, пресв. Иеру­са­лим­скому, V в.), однако это пред­по­ло­же­ние отвер­га­ется свя­тыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Цер­ков­ным Пре­да­нием.

Год Успе­ния Бого­ма­тери древними духов­ными писа­те­лями и цер­ков­ными исто­ри­ками назы­ва­ется раз­лично. Евсе­вий Кеса­рий­ский ука­зы­вает 48 г. по Р. Х., Иппо­лит Рим­ский – 43 г. по Р. Х., Епи­фа­ний Кипр­ский – 25‑й год по Воз­не­се­нии Хри­сто­вом, Ники­фор Кал­лист – 44 г. по Р. Х.

***

Ист.: Смир­нов И., прот. Апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния о Божией Матери и дея­ниях апо­сто­лов // ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плот­ника; Michel C. Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M. Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary // Ed. by M. O’Caroll. Wilmington, 1983; Еван­ге­лие дет­ства (Еван­ге­лие от Фомы) // Апо­крифы древ­них хри­стиан. М.,1989. С. 142–150; Исто­рия Иакова о рож­де­нии Марии // Там же. С. 117–129; Апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния об Иисусе, Святом Семей­стве и сви­де­те­лях Хри­сто­вых / Сост. И. С. Свен­циц­кая, А. П. Ско­го­рев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999.

Лит.: Ска­за­ния о земной жизни Пресв. Бого­ро­дицы: С 14 рис. и 26 поли­ти­па­жами. СПб., 1870; Барсов М. В. Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие: Тол­ко­ва­ния и руко­вод­ство к изу­че­нию. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Тол­ко­ва­ние Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия: Сб. ст. для нази­да­тель­ного чтения; Снес­со­рева С. Земная жизнь Пресв. Бого­ро­дицы. СПб., 1892. М., 1997. Яро­славль, 1994, 1998; Бого­ма­терь: Полное иллю­стри­ро­ван­ное опи­са­ние Ее земной жизни и посвя­щен­ных Ее имени чудо­твор­ных икон. / Под ред. Посе­ля­нина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., [1997]; его же. Бого­ма­терь на земле. СПб.; М., 2002; Ска­бал­ла­но­вич М. Хри­сти­ан­ские празд­ники: Рож­де­ство Пресв. Бого­ро­дицы. Вве­де­ние во Храм Пресв. Бого­ро­дицы. Успе­ние Пресв. Бого­ро­дицы. К., 1915–1916. Серг. П., 1995; Мерз­лю­кин А. Родо­сло­вие Пресв. Девы Марии и про­ис­хож­де­ние «бра­тьев Гос­под­них». П., 1955, СПб., 1995.

статья из V т. «Пра­во­слав­ной энцик­ло­пе­дии», М. 2002, С. 486–487.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки