Цензура духовная

***

Цензу́ра духо́вная — экс­пер­тиза изда­ва­е­мой и рас­про­стра­ня­е­мой в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви печат­ной про­дук­ции рели­ги­оз­ного содер­жа­ния с целью соот­вет­ствия пра­во­слав­ному веро­уче­нию и тра­ди­циям Церкви.

***

Про­ти­во­ре­чит ли духов­ная цен­зура сво­боде чело­века как хри­сти­а­нина?

На про­тя­же­нии послед­них деся­ти­ле­тий, вплоть до сего­дняш­него дня, мно­же­ством граж­дан поня­тие «цен­зура» вос­при­ни­ма­лось скорее в нега­тив­ном, чем в пози­тив­ном ключе. Во многом такое отно­ше­ние объ­яс­ня­ется зна­ком­ством с мето­дами функ­ци­о­ни­ро­ва­ния идео­ло­ги­че­ской цен­зуры во вре­мена совет­ского про­шлого. Как пра­вило, нега­тив­ное отно­ше­ние к цен­зуре бывает свя­зано с пред­став­ле­нием о том, что она нару­шает раз­лич­ные виды граж­дан­ских прав и свобод: право и сво­боду выска­зы­вать личное мнение, право и сво­боду само­вы­ра­же­ния и т. п.

Довольно часто отри­ца­тель­ное отно­ше­ние со сто­роны членов обще­ства выка­зы­ва­ется и по отно­ше­нию к духов­ной цен­зуре. Конечно, цен­зура и дей­стви­тельно бывает направ­лена на огра­ни­че­ние прав и свобод (демо­кра­ти­че­ских, рели­ги­оз­ных и пр.). Однако, цен­зура цен­зуре рознь; многое зави­сит от того, каковы её глав­ные цели и задачи. Скажем, воен­ная цен­зура может иметь своей целью сохра­не­ние воен­ной, слу­жеб­ной и госу­дар­ствен­ной тайны; обще­ственно-нрав­ствен­ная — защиту под­рас­та­ю­щего поко­ле­ния от инфор­ма­ции, спо­соб­ной трав­ми­ро­вать дет­скую пси­хику, от раз­врата.

Что каса­ется непо­сред­ственно духов­ной цен­зуры, её глав­ная цель заклю­ча­ется в том, чтобы обе­ре­гать истины веры от иска­же­ний, а самих веру­ю­щих — от вос­при­я­тия недоб­ро­ка­че­ствен­ной инфор­ма­ции, как доб­ро­ка­че­ствен­ной; не пра­во­слав­ной, как пра­во­слав­ной; анти­цер­ков­ной и анти­хри­сти­ан­ской, как под­линно хри­сти­ан­ской.

В своё время Спа­си­тель, обра­ща­ясь к уве­ро­вав­шим иудеям, заме­тил, что если они пре­бу­дут в Его слове, то познают истину, и истина сде­лает их сво­бод­ными (Ин.8:31–32). Пони­мая духов­ную цен­зуру как сред­ство, спо­соб­ству­ю­щее обе­ре­га­нию истины, и имея в виду выше­на­зван­ное настав­ле­ние Христа, можно ска­зать, что под­линно духов­ная цен­зура не только не пре­пят­ствует веру­ю­щим реа­ли­зо­вы­вать их сво­боду как членов Все­лен­ской Церкви, но при­звана содей­ство­вать раз­ви­тию этой сво­боды. Так, под­линно духов­ная цен­зура спо­соб­ствует сво­боде веру­ю­щих от ересей, заблуж­де­ний, рас­коль­ни­че­ских настро­е­ний, все­воз­мож­ных гре­хов­ных соблаз­нов.

Заме­тим, что даже и при актив­ном функ­ци­о­ни­ро­ва­нии цер­ковно-цен­зур­ных орга­нов нередко слу­ча­ется, что среди допу­щен­ных ими к изда­нию про­из­ве­де­ний, отме­чен­ных знаком «реко­мен­до­вано…», встре­ча­ется немало сочи­не­ний спор­ного, а то и сомни­тель­ного содер­жа­ния. Трудно даже пред­ста­вить, что было бы, если бы в свет выхо­дили все сочи­не­ния (без пред­ва­ри­тель­ного цен­зу­ри­ро­ва­ния), напи­сан­ные от лица «пра­во­слав­ных» авто­ров, если бы на про­стран­ство книж­ной про­дук­ции под видом пра­во­слав­ных про­из­ве­де­ний хлынул поток сочи­не­ний лже­э­ку­ме­ни­че­ского, ино­слав­ного и откро­венно ере­ти­че­ского толка. Как это отра­зи­лось бы на состо­я­нии веру­ю­щих?

Другое дело, что недо­ра­ботки и край­но­сти бывают свой­ственны даже и «духов­ной» цен­зуре. Но это не отно­сится к духов­ной цен­зуре как к тако­вой, как к сред­ству осу­ществ­ле­ния цер­ков­ного кон­троля за каче­ством и досто­ин­ством печат­ной про­дук­ции, выхо­дя­щей под знаком душе­спа­си­тель­ной, пра­во­слав­ной лите­ра­туры.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки