Четы­ре­де­сят­ница

***

Четыредеся́тница – 1) также Святая или Вели­кая четы­ре­де­сят­ница – первые сорок дней Вели­кого поста; 2) также Малая четы­ре­де­сят­ница — Рож­де­ствен­ский пост.

Первые 40‑к дней Вели­кого поста – время стро­гого воз­дер­жа­ния, при­го­тов­ля­ю­щее хри­стиан к долж­ной встрече празд­ника Пасхи. Вели­кий пост уста­нов­лен в вос­по­ми­на­ние соро­ка­днев­ного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соеди­не­нии со Страст­ной сед­ми­цей) 7 недель.

В это время не вку­ша­ется пища живот­ного про­ис­хож­де­ния (мясо, яйца и молоч­ные про­дукты), а также и рыба. В празд­ник Бла­го­ве­ще­ния и в Верб­ное вос­кре­се­нье раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы, а в Лаза­реву суб­боту – рыбной икры. Для бере­мен­ных женщин, кор­мя­щих мате­рей и боль­ных пост может быть ослаб­лен или отме­нен.

Сле­дует пом­нить, что суть и цель поста – воз­дер­жа­ние от стра­стей, при­ле­жа­ние к молитве, духов­ному чтению и бого­мыс­лию, чему спо­соб­ствует воз­дер­жа­ние в пище, сми­ря­ю­щее плоть. Поэтому подвиг поста сле­дует при­ни­мать с рас­суж­де­нием, учи­ты­вая состо­я­ние здо­ро­вья, опыт поще­ния, обсто­я­тель­ства жизни, сове­ту­ясь со свя­щен­ни­ком.

Вели­кому посту пред­ше­ствуют при­го­то­ви­тель­ные недели, кото­рыми Цер­ковь духовно (осо­быми служ­бами) и телесно (посте­пен­ным пере­хо­дом к стро­гому посту) гото­вит веру­ю­щих к св. Четы­ре­де­сят­нице.

Бого­слу­же­ние Вели­кого поста имеет свои осо­бен­но­сти. Утром совер­ша­ется утреня, часы и вечерня; вече­ром – вели­кое пове­че­рие. По поне­дель­ни­кам, втор­ни­кам и чет­вер­гам литур­гия не совер­ша­ется (кроме слу­чаев, когда на эти дни попа­дает боль­шой празд­ник); по средам и пят­ни­цам слу­жится литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, в вос­кре­се­нье – литур­гия св. Васи­лия Вели­кого, а по суб­бо­там – обыч­ная, св. Иоанна Зла­то­уста.

В первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста празд­ну­ется Тор­же­ство Пра­во­сла­вия – празд­ник, уста­нов­лен­ный в 8‑м веке после победы над ересью ико­но­бор­че­ства.

Во второе вос­кре­се­нье совер­ша­ется память свт. Гри­го­рия Паламы, рас­крыв­шего учение о Небес­ном (Фавор­ском) свете, оза­ря­ю­щем души под­ви­за­ю­щихся в молитве и посте.

В третье вос­кре­се­нье, назы­ва­е­мое Кре­сто­по­клон­ным, совер­ша­ется покло­не­ние Свя­тому Кресту. В чет­вер­тое – память прп. Иоанна Лествич­ника, напи­сав­шего «Лествицу» – сочи­не­ние о вос­хож­де­нии к совер­шен­ству в доб­ро­де­те­лях.

Пятое вос­кре­се­нье посвя­щено вос­по­ми­на­нию прп. Марии Еги­пет­ской, явив­шей обра­зец истин­ного пока­я­ния остав­ле­нием гре­хов­ной жизни и обра­ще­нием к Богу.

Шестое вос­кре­се­нье (неделя ваий) – дву­на­де­ся­тый празд­ник, назы­ва­е­мый Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим или Верб­ное вос­кре­се­нье, в кото­рый празд­ну­ется тор­же­ствен­ное шествие Спа­си­теля на воль­ные стра­да­ния.

Осо­бен­ной служ­бой отли­ча­ются: поне­дель­ник-чет­верг первой сед­мицы – на вели­ком пове­че­рии чита­ется Вели­кий канон; пят­ница первой сед­мицы – память вмч. Фео­дора Тирона и бла­го­слов­ле­ние колива; чет­верг пятой сед­мицы – сто­я­ние Марии Еги­пет­ской, когда пол­но­стью поется Вели­кий канон и чита­ется житие пре­по­доб­ной; суб­бота пятой сед­мицы, назы­ва­е­мая Суб­бо­той Ака­фи­ста, – в похвалу Божией Матери совер­ша­ется пение ака­фи­ста; суб­бота шестой сед­мицы назы­ва­ется Лаза­ре­вой, т.к. посвя­щена вос­по­ми­на­нию вос­кре­ше­ния Гос­по­дом пра­вед­ного Лазаря (Ин. 11, 1–46).

В суб­боты второй, тре­тьей и чет­вер­той седмиц (Роди­тель­ские суб­боты) совер­ша­ется поми­но­ве­ние усоп­ших. В дни Страст­ной сед­мицы совер­ша­ются особые службы, посвя­щен­ные вос­по­ми­на­нию пре­да­ния и стра­да­ний Спа­си­теля.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки