Празднование:

История

Пре­да­ние го­во­рит о том, что чу­до­твор­ный Ац­кур­ский об­раз – ко­пия неру­ко­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ный в Гру­зию свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным. Как сле­ду­ет из со­чи­не­ния «По­хва­ла» («Хож­де­ние и про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го»), Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це по жре­бию вы­па­ло уда­лить­ся в Гру­зию, но по­ве­ле­ни­ем Гос­по­да для про­по­ве­ди хри­сти­ан­ства ту­да был по­слан апо­стол Ан­дрей, ко­то­рый из рук Пре­чи­стой по­лу­чил Ее неру­ко­твор­ный об­раз, за­пе­чат­лен­ный на обыч­ной дос­ке, ко­то­рую Она при­ло­жи­ла к Сво­е­му Пре­чи­сто­му Ли­ку. От свя­той ико­ны в Гру­зин­ских пре­де­лах бы­ли яв­ле­ны мно­го­чис­лен­ные чу­де­са.

На­име­но­ва­ние ико­ны про­изо­шло от на­зва­ния се­ле­ния Ац­ку­ри, в ча­сов­ню ко­то­ро­го был по­ме­щен неру­ко­твор­ный спи­сок об­ра­за, со­здан­ный апо­сто­лом Ан­дре­ем: он про­сто при­ло­жил обыч­ную дос­ку к Пер­во­об­ра­зу.

Ац­кур­ская ико­на поль­зо­ва­лась ши­ро­ким по­чи­та­ни­ем сре­ди им­пе­ра­то­ров и про­стых жи­те­лей Гру­зии, мно­гие спе­ци­аль­но при­ез­жа­ли в Ац­ку­ри, чтобы по­кло­нить­ся свя­то­му об­ра­зу.

Од­на­жды по­сле силь­но­го зем­ле­тря­се­ния в Гру­зии в 80-х го­дах XIII ве­ка чу­до­твор­ный об­раз был об­ре­тен непо­вре­жден­ным под об­ру­шив­шим­ся ку­по­лом Ац­кур­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра.

Не раз при на­па­де­нии пер­сид­ских войск вра­ги хри­сти­ан­ства по­хи­ща­ли и уво­зи­ли в свои края свя­тую Ац­кур­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, но каж­дый раз она воз­вра­ща­лась об­рат­но в Ац­ку­ри.

В кон­це 60-х го­дов XVI сто­ле­тия сын име­ре­тин­ско­го ца­ря Баг­ра­та III Ге­ор­гий по­ме­стил ико­ну в Ге­лат­ский мо­на­стырь, где она пре­бы­ва­ла до на­ча­ла XX ве­ка. Ге­лат­ский (Га­е­нат­ский) мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в VIII ве­ке свя­тым ца­рем Да­ви­дом в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дит­ся в 4–5 км к се­ве­ро-во­сто­ку от Ку­та­и­си, древ­не­го цен­тра ис­то­ри­че­ской про­вин­ции За­пад­ной Гру­зии Име­ре­ти.

Ац­кур­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы от­но­сит­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу «Оди­гит­рии» («Пу­те­во­ди­тель­ни­цы»), изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, дер­жа­щей на ле­вой ру­ке Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, на­хо­дит­ся в цен­тре че­кан­но­го трех­част­но­го ки­о­та-склад­ня. Оклад сде­лан из чер­вон­но­го зо­ло­та и се­реб­ра с ис­поль­зо­ва­ни­ем дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней, жем­чу­га.

С 1952 го­да чу­до­твор­ная Ац­кур­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы хра­нит­ся в Го­судар­ствен­ном му­зее ис­то­рии ис­кусств Гру­зии им. Ш. Я. Ами­ра­на­шви­ли.

Случайный тест