Празднование:

История

По­ло­жи­тель­ных све­де­ний о вре­ме­ни яв­ле­ния сей чу­до­твор­ной ико­ны не име­ет­ся. Из немно­гих со­хра­нив­ших­ся све­де­ний мож­но с ве­ро­ят­но­стью за­клю­чить, что яв­ле­ние ее по­сле­до­ва­ло в цар­ство­ва­ние Фе­о­до­ра Алек­се­е­ви­ча (1676–1682 гг.). Ико­на яви­лась в сло­бод­ке Ни­коль­ской, в 35 вер­стах от те­пе­реш­не­го го­ро­да Ни­коль­ска Во­ло­год­ской гу­бер­нии, кре­стья­ни­ну Ди­о­ми­ду Кро­халев­ско­му. Он ло­вил ры­бу в ре­ке Юге, неда­ле­ко от впа­де­ния в нее реч­ки Ду­ни­лов­ки. На су­хих су­чьях, при­би­тых те­че­ни­ем ре­ки к бе­ре­гу, он вдруг уви­дел ико­ну Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рая сто­я­ла, ни­кем не под­дер­жи­ва­е­мая. По­ра­жен­ный див­ным изо­бра­же­ни­ем, кре­стья­нин усерд­но по­мо­лил­ся пе­ред но­во­яв­лен­ной ико­ной, а за­тем вы­ру­бил в де­ре­ве боль­шое углуб­ле­ние и по­ста­вил ту­да ико­ну. Ко­гда он рас­ска­зал сво­им од­но­сель­ча­нам о чу­дес­ном яв­ле­нии ему ико­ны Бо­го­ма­те­ри, все по­спе­ши­ли на по­кло­не­ние ей. Усерд­но и с глу­бо­кой ве­рой мо­ли­лись кре­стьяне пе­ред но­во­яв­лен­ной ико­ной и по­лу­чи­ли неис­чис­ли­мые бла­го­де­я­ния от все­силь­но­го за­ступ­ле­ния и пред­ста­тель­ства Ца­ри­цы Небес­ной пе­ред Бо­гом.

Вско­ре по­сле яв­ле­ния ико­ны на том ме­сте бы­ла вы­стро­е­на Кро­халев­ским ча­сов­ня во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; сю­да и бы­ла по­став­ле­на но­во­яв­лен­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ду­ни­лов­ской — по ме­сту сво­е­го яв­ле­ния неда­ле­ко от реч­ки Ду­ни­лов­ки. Через несколь­ко лет ре­ше­но бы­ло вы­стро­ить храм, но так как са­мо ме­сто яв­ле­ния ико­ны не бы­ло удоб­но для по­строй­ки вслед­ствие то­го, что ему угро­жа­ла опас­ность на­вод­не­ния, то стро­и­те­ли ре­ши­ли ис­кать бо­лее под­хо­дя­ще­го ме­ста. Для это­го они пу­сти­ли стре­лу вверх; стре­ла упа­ла на дру­гом бе­ре­гу ре­ки Юга, про­тив ме­ста яв­ле­ния ико­ны. Ме­сто ока­за­лось удоб­ным; здесь был вы­стро­ен храм и освя­щен в 1712 го­ду. Око­ло хра­ма вско­ре воз­ник­ла ино­че­ская оби­тель, ко­то­рая од­на­ко су­ще­ство­ва­ла недол­го: в 1764 го­ду она бы­ла упразд­не­на.

В 1815 го­ду Ду­ни­лов­ская цер­ковь бы­ла при­пи­са­на к Сре­тен­ско­му со­бо­ру в го­ро­де Ни­коль­ске. В 1857 го­ду в Ду­ни­лов­ке был со­ору­жен ка­мен­ный храм для уве­ко­ве­че­ния па­мя­ти о чу­дес­ном яв­ле­нии ико­ны Бо­го­ма­те­ри и в бла­го­дар­ность Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це за все Ее неиз­ре­чен­ные бла­го­де­я­ния; чу­до­твор­ная же яв­лен­ная ико­на бы­ла по­став­ле­на в Сре­тен­ском со­бо­ре г. Ни­коль­ска, где она пре­бы­ва­ет и ныне. Ле­том она по­ме­ща­ет­ся в верх­ней церк­ви близ со­леи, а зи­мой — в ниж­ней, ря­дом с мест­ной ико­ной Бо­го­ма­те­ри. Еже­год­но 29 июня сия чу­до­твор­ная ико­на пе­ре­но­сит­ся с тор­же­ствен­ным крест­ным хо­дом в Ду­ни­ло­во, в па­мять яв­ле­ния ико­ны, а 20 июля с та­ким же крест­ным хо­дом она воз­вра­ща­ет­ся об­рат­но — в вос­по­ми­на­ние то­го, что в этот день в пер­вый раз пе­ред чу­дес­но най­ден­ной ико­ной был от­слу­жен бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен с во­до­освя­ще­ни­ем и окроп­ле­ни­ем ме­ста яв­ле­ния ико­ны. В этих крест­ных хо­дах участ­ву­ет обык­но­вен­но очень мно­го бо­го­моль­цев. На то вре­мя, ко­гда Ду­ни­лов­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри на­хо­дит­ся в крест­ных хо­дах, в Сре­тен­ский со­бор г. Ни­коль­ска при­но­сят из пу­сты­ни ко­пию с нее.

Со вре­ме­ни яв­ле­ния сей ико­ны при ней не пе­ре­ста­ют со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные чу­дес­ные ис­це­ле­ния. Бла­го­дат­ную по­мощь и уте­ше­ние по­лу­ча­ют и от­дель­ные ли­ца, и це­лые об­ще­ства.

Чу­до­твор­ная Ду­ни­лов­ская ико­на пред­став­ля­ет со­бой ко­пию с Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри, но при этом от­ли­ча­ет­ся и неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми. На верх­ней по­ло­вине ико­ны по­ме­ща­ет­ся изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ках. По пра­вую сто­ро­ну от Нее изо­бра­жен ар­хан­гел Ми­ха­ил, ар­хи­стра­тиг небес­ных во­инств, а по ле­вую — про­рок Илия, рев­ни­тель по Бо­ге и ни­щих кор­ми­тель. На ниж­ней по­ло­вине ико­ны пред­став­лен свя­ти­тель Ни­ко­лай, Мир­ли­кий­ский чу­до­тво­рец; по ле­вую сто­ро­ну его по­ме­ща­ет­ся об­раз св. Ти­хо­на, Ама­фунт­ско­го чу­до­твор­ца, а по пра­вую — изо­бра­же­ние пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы, на­ри­ца­е­мой «Пят­ни­ца».

Ико­на Бо­го­ма­те­ри пи­са­на на дос­ке, име­ю­щей 1 ар­шин дли­ны и 10 верш­ков ши­ри­ны, и укра­ше­на се­реб­ря­ной по­зла­щен­ной ри­зой с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми в вен­це.

Случайный тест

(10 голосов: 5 из 5)