Апостол Руси

andrew_apostle

Апо­сто­лом Ру­си-Рос­сии (и во­об­ще се­вер­ных зе­мель) мы счи­та­ем Ан­дрея, бра­та апо­сто­ла Пет­ра, ро­дом из Виф­са­и­ды, го­род­ка на се­вер­ном бе­ре­гу Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Его па­мять – 30 но­яб­ря / 13 де­каб­ря и 30 июня / 13 июля, в празд­ник Со­бо­ра Две­на­дца­ти апо­сто­лов.

Гре­че­ское имя апо­сто­ла Ἀνδρέας, Андрэас (ев­рей­ское неиз­вест­но) пе­ре­во­дит­ся как «му­же­ствен­ный», «храб­рый». Пер­во­на­чаль­но он был ры­бак, а за­тем стал уче­ни­ком Иоан­на Кре­сти­те­ля. В спис­ке две­на­дца­ти апо­сто­лов Ан­дрей зна­чит­ся сре­ди чет­ве­рых наи­бо­лее близ­ких Хри­сту уче­ни­ков; при­чём, его при­зва­ние од­ним из пер­вых (Мф.4:18) или да­же пер­вым (ра­нее бра­та, – Ин.1:35-42), обес­пе­чи­ло ему имя «Пер­во­зван­ный» (по-гре­че­ски Протокле­тос). По­след­ние упо­ми­на­ния об Ан­дрее Пер­во­зван­ном в Но­вом За­ве­те – в рас­ска­зе о при­хо­де в Иеру­са­лим гре­ков, хо­тев­ших ви­деть Хри­ста (Ин.12:20-34), и в на­ча­ле Кни­ги Де­я­ний Апо­столь­ских. По пре­да­нию (апо­кри­фи­че­ские «Де­я­ния Ан­дрея» и др.), он по­лу­чил в апо­столь­ский удел се­вер­ные зем­ли Рим­ской им­пе­рии («Ски­фию») и про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство бал­кан­ским и при­чер­но­мор­ским на­ро­дам. Вер­нув­шись в Гре­цию, апо­стол Ан­дрей был схва­чен и рас­пят в Патрах по при­ка­за­нию про­кон­су­ла Эгея. При этом от­ме­ча­ет­ся, что бру­сья его кре­ста не бы­ли пер­пен­ди­ку­ляр­ны друг ко дру­гу, но ока­за­лись сби­ты на­ис­кось, как ла­тин­ская бук­ва X (икс). Та­кой крест по­это­му ста­ли на­зы­вать Ан­дре­ев­ским.

Честная гла­ва и ча­сти­цы кре­ста апо­сто­ла Ан­дрея хра­нят­ся в го­ро­де Патры (Гре­ция), в со­бо­ре его име­ни. Дру­гие ча­сти мо­щей на­хо­дят­ся в ита­льян­ском го­ро­де Амаль­фи, ку­да их пе­ре­нес­ли из Кон­стан­ти­но­по­ля, и в мо­на­сты­рях Афо­на. Десница (пра­вая ру­ка) апо­сто­ла Ан­дрея с 1644 го­да на­хо­ди­лась в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. В на­сто­я­щее вре­мя она хра­нит­ся в Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре в Москве.

Апостол Византии и Руси

andrei_pervozvannyi

Фор­ми­ро­ва­ние ле­ген­ды об Ан­дрее Пер­во­зван­ном про­хо­ди­ло в рус­ле ин­те­ре­сов боль­шой по­ли­ти­ки, что бы­ло неиз­беж­но в усло­ви­ях «го­судар­ствен­ной Церк­ви» (осо­бен­но это ха­рак­тер­но для Ви­зан­тии). Пре­стиж древ­ней­ших цен­тров Хри­сти­ан­ства был свя­зан с их ран­гом «Апо­столь­ских церк­вей», т. е. Церк­вей, ос­но­ван­ных са­ми­ми апо­сто­ла­ми (Рим – ка­фед­ра апо­сто­ла Пет­ра, Алек­сан­дрия – ка­фед­ра апо­сто­ла Мар­ка, и т. д.). Ко­гда же пор­то­вый го­ро­док Византий, не имев­ший по­доб­ной ис­то­рии, по во­ле им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го стал в 330 го­ду Но­вым (Вто­рым) Ри­мом (Кон­стан­ти­но­по­лем), сто­ли­цей Рим­ской им­пе­рии и цен­тром Во­сточ­но­го Хри­сти­ан­ства (позднее – Пра­во­сла­вия), спо­рив­шим за пер­вен­ство с «ка­то­ли­че­ским» Пер­вым Ри­мом, – то для утвер­жде­ния ав­то­ри­те­та ему по­на­до­би­лась ана­ло­гич­ная ис­то­рия. (В скоб­ках за­ме­тим, что Кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов счи­та­ли «вы­скоч­ка­ми», обя­зан­ны­ми сво­им воз­вы­ше­ни­ем лишь им­пер­ской по­ли­ти­ке, не толь­ко в Ри­ме, но и на Во­сто­ке, осо­бен­но в Алек­сан­дрии Еги­пет­ской, дол­го быв­шей вто­рой по че­сти ка­фед­рой – по­сле Ри­ма – во всём хри­сти­ан­ском ми­ре.) По­это­му воз­ник­ло ска­за­ние о пре­бы­ва­нии Ан­дрея Пер­во­зван­но­го в Византии и по­свя­ще­нии им пер­во­го епи­ско­па это­го го­ро­да Стахия, «апо­сто­ла от Се­ми­де­ся­ти».

Ко­гда же в зо­ну ви­зан­тий­ско­го Пра­во­сла­вия во­шла Русь (позднее став­шая глав­ной пра­во­слав­ной дер­жа­вой), воз­ник­ла необ­хо­ди­мость отож­де­ствить «ски­фов», ко­то­рым про­по­ве­до­вал Ан­дрей Пер­во­зван­ный, со сла­вя­на­ми. По­это­му в «По­весть вре­мен­ных лет» (на­ча­ло XII ве­ка) бы­ла вне­се­на ки­ев­ская «Ле­ген­да об Ан­дрее», за­ста­вив­шая его прой­ти по тер­ри­то­рии бу­ду­щей Ру­си, бла­го­сло­вить пу­стын­ный дне­пров­ский бе­рег, во­дру­зив на нём крест, и пред­ска­зать воз­ник­но­ве­ние Ки­е­ва.

«… И ска­зал (апо­стол Ан­дрей) быв­шим с ним уче­ни­кам: „Ви­ди­те ли эти го­ры? На этих го­рах вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия, бу­дет го­род ве­ли­кий, и воз­двигнет Бог мно­го церк­вей“. И взо­шел на го­ры эти, бла­го­сло­вил их, и по­ста­вил крест, и по­мо­лил­ся Бо­гу». За­тем он по­бы­вал да­же в нов­го­род­ских зем­лях и по­ди­вил­ся рус­ско­му обы­чаю об­ли­вать­ся в бане ква­сом и хле­стать се­бя до по­лу­смер­ти ве­ни­ка­ми, о чём рас­ска­зал, при­дя в Рим. «„Уди­ви­тель­ное ви­дел я в Сла­вян­ской зем­ле на пу­ти сво­ем сю­да. Ви­дел ба­ни де­ре­вян­ные, и разо­жгут их до­крас­на, и раз­де­нут­ся, и бу­дут на­ги, и обо­льют­ся ква­сом ко­же­вен­ным, и под­ни­мут на се­бя мо­ло­дые пру­тья, и бьют се­бя са­ми, и до то­го се­бя до­бьют, что ед­ва вы­ле­зут, чуть жи­вые, и обо­льют­ся во­дою сту­де­ною, и толь­ко так ожи­вут. И тво­рят это вся­кий день, ни­кем же не му­чи­мые, но са­ми се­бя му­чат, и то со­вер­ша­ют омо­ве­нье се­бе, а не му­че­нье“. Те же, слы­шав это, удив­ля­лись» (Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. XI – на­ча­ло XII ве­ка. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Ли­ха­че­ва). Этот по­след­ний, анек­до­ти­че­ский, эпи­зод ле­ген­дар­но­го пу­те­ше­ствия но­сит яв­но из­де­ва­тель­ский ан­ти­нов­го­род­ский ха­рак­тер: Ки­ев и Ве­ли­кий Нов­го­род с са­мо­го на­ча­ла бы­ли дву­мя со­пер­ни­ча­ю­щи­ми цен­тра­ми рус­ской го­судар­ствен­но­сти и куль­ту­ры.

sobor_ap_andreia
с. Грузино Новгородского уезда
Собор св. ап. Андрея Первозванного
1805 г. (Фото ок. 1908 г.)

Ки­ев­ская Русь уви­де­ла в Ан­дрее Пер­во­зван­ном по­кро­ви­те­ля го­судар­ствен­но­сти. В 1030 го­ду Все­во­лод Яро­сла­вич, млад­ший сын кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, по­лу­чил в кре­ще­нии имя Ан­дрей; в 1086 го­ду он ос­но­вал в Ки­е­ве Ан­дре­ев­ский (Ян­чин) мо­на­стырь. В XIII ве­ке на ме­сте про­по­ве­ди апо­сто­ла Ан­дрея и во­дру­же­ния им кре­ста в Ки­е­ве бы­ла по­стро­е­на Кре­сто­воз­дви­жен­ская цер­ковь, а в 1744 го­ду на этом ме­сте воз­ве­ли ка­мен­ный храм во имя апо­сто­ла Ан­дрея по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Ф. Б. Рас­трел­ли.

В кон­це XI ве­ка по­яв­ля­ет­ся пер­вый храм во имя апо­сто­ла Ан­дрея в Нов­го­ро­де. Через неко­то­рое вре­мя здесь про­ис­хо­дит до­пол­не­ние ска­за­ния о по­се­ще­нии апо­сто­лом Ан­дре­ем бу­ду­щих рус­ских зе­мель, чи­та­е­мое в «По­ве­сти вре­мен­ных лет». Со­глас­но мест­ным нов­го­род­ским пре­да­ни­ям, во­шед­шим в «Сте­пен­ную кни­гу», со­став­лен­ную по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Ма­ка­рия ду­хов­ни­ком Ива­на IV Гроз­но­го Ан­дре­ем (бу­ду­щий мит­ро­по­лит Афа­на­сий) меж­ду 1560 – 1563 го­да­ми, апо­стол Ан­дрей, при­дя в «зем­лю словен», про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие, а за­тем «во­дру­зил» и оста­вил свой жезл в «веси, на­ри­ца­е­мой Гру­зине». От­сю­да по ре­ке Вол­хов, Ла­дож­ско­му озе­ру и Неве он от­пра­вил­ся в «ва­ря­ги», за­тем в Рим и Кон­стан­ти­но­поль (прав­да, Но­вый Рим, или Ца­рь­град, по­явил­ся по­чти через три сто­ле­тия по­сле апо­сто­ла Ан­дрея!) (Пол­ное со­бра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. Т. 21. Ч. 1, с. 73). О жез­ле апо­сто­ла Ан­дрея из се­ла Гру­зи­на по­дроб­нее го­во­рит­ся в жи­тии пре­по­доб­но­го Ми­ха­и­ла Клоп­ско­го, ко­то­рое со­ста­вил в Нов­го­ро­де в 1537 го­ду бо­яр­ский сын В. М. Туч­ков по по­ру­че­нию свя­ти­те­ля Ма­ка­рия, быв­ше­го в 1526–1542 го­дах ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским. То­гда же, ве­ро­ят­но, бы­ло на­пи­са­но По­хваль­ное сло­во Ан­дрею Пер­во­зван­но­му «и о мо­на­сты­ре, рекомом Гру­зи­но».

Позднее се­ло Гру­зи­но бы­ло по­да­ре­но им­пе­ра­то­ром Пав­лом I гра­фу Алек­сею Ан­дре­еви­чу Арак­че­е­ву, пре­вра­тив­ше­му его в об­раз­цо­вое по­ме­стье († 21.04.(3.05).1834; был по­хо­ро­нен там же). Здесь, на кра­си­вом вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки Вол­хов, он по­стро­ил боль­шой храм в честь Ан­дрея Пер­во­зван­но­го (со­хра­ни­лись лишь остат­ки фун­да­мен­та). Арак­че­ев счи­тал, что сде­лал это на ме­сте «во­дру­же­ния» апо­сто­лом Ан­дре­ем его жез­ла и что от­сю­да, буд­то бы, про­ис­хо­дит и са­мо на­зва­ние «Грузи­но». Недав­но мест­ные жи­те­ли, гор­дые слав­ной ис­то­ри­ей сво­ей «ве­си», уста­но­ви­ли на ме­сте раз­ва­лин па­мят­ный знак с изо­бра­же­ни­ем Ан­дре­ев­ско­го кре­ста. (В на­сто­я­щее вре­мя – де­рев­ня Гру­зи­но, в 10 км от ст. Чу­до­во Мос­ков­ской ж/д; Нов­го­род­ская об­ласть.)

Во 2-й по­ло­вине XVII ве­ка бы­ло­со­став­ле­но «Ска­за­ние крат­ко о со­зда­нии пре­честныа оби­те­ли бо­го­леп­на­го Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да Бо­га Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста на Ва­ла­а­ме…», где го­во­рит­ся о по­се­ще­нии Андреем Первозванным ещё и Ва­ла­ам­ско­го ар­хи­пе­ла­га. Это зна­чит, что на­чаль­ное ки­ев­ское ска­за­ние о пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Ан­дрея по Дне­пру и Вол­хо­ву пре­вра­ти­лось в тра­ди­цию об апо­столь­ской про­по­ве­ди по всей Рус­ской зем­ле. Уже при Иване Гроз­ном апо­сто­ла ста­ли вос­при­ни­мать как «Кре­сти­те­ля Ру­си», и те­ма «апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти» Рус­ской Церк­ви, став­шей «Апо­столь­ской ка­фед­рой», на­стой­чи­во зву­ча­ла в тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бо­ва­лось за­щи­тить са­мо­сто­я­тель­ность Рос­сии в цер­ков­ных де­лах (по­ле­ми­ка с Рим­ско-Ка­то­ли­че­ской Цер­ко­вью и др.). Вско­ре Ан­дрей Пер­во­зван­ный стал небес­ным по­кро­ви­те­лем на­шей дер­жа­вы и да­же па­тро­ном во­ен­но-мор­ско­го фло­та; с тех пор Ан­дре­ев­ский крест укра­ша­ет на­ши су­до­вые фла­ги (Ан­дре­ев­ский флаг).

Про­ис­хо­дит вполне по­нят­ное раз­ви­тие этой ле­ген­ды, и совре­мен­ные ва­ла­ам­ские мо­на­хи «ни­чтоже сумняше­ся» по­ка­зы­ва­ют вос­хи­щён­ным про­сто­душ­ным па­лом­ни­кам «ка­мень апо­сто­ла Ан­дрея». Ве­ро­ят­но, «ло­ги­ка» ле­ген­ды вско­ре за­ста­вит апо­сто­ла Ан­дрея от­плыть на Со­лов­ки (чем эта слав­ная оби­тель ху­же Ва­ла­ам­ской?!), а за­тем сде­ла­ет его по­ляр­ным ис­сле­до­ва­те­лем. (В скоб­ках за­ме­тим, что та­ко­ва во­об­ще «ло­ги­ка» раз­ви­ва­ю­щей­ся вне на­уч­но-ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста на­род­ной ре­ли­ги­оз­но­сти. Об­ра­зо­ван­ные хри­сти­ане долж­ны от­но­сить­ся к это­му с муд­рым по­ни­ма­ни­ем и не спо­рить с её про­сто­душ­ны­ми но­си­те­ля­ми.)

Кро­ме Рос­сии, апо­сто­ла Ан­дрея счи­та­ет сво­им апо­сто­лом и по­кро­ви­те­лем Шот­лан­дия; на фла­ге ко­то­рой при­сут­ству­ет и Ан­дре­ев­ский крест.

Ночь, пред­ше­ству­ю­щая цер­ков­но­му дню па­мя­ти апо­сто­ла Ан­дрея, име­ну­ет­ся «Ан­дре­ев­ской но­чью», в ко­то­рую, по на­род­но­му по­ве­рью, мо­ло­дым пар­ням и де­вуш­кам яв­ля­ют­ся об­ра­зы суже­ных.

Орден св. Андрея Первозванного

Императорский орден св. Андрея Первозванного
Императорский орден св. Андрея
Первозванного

Име­нем Ан­дрея Пер­во­зван­но­го был на­зван ор­ден, учре­жден­ный ца­рём Пет­ром I в 1698 го­ду. Ан­дре­ев­ский ор­ден – пер­вый и выс­ший ор­ден Рос­сий­ской им­пе­рии (до 1917 го­да). Пер­вое на­граж­де­ние со­сто­я­лось 10 мар­та 1699 го­да, ко­гда Петр воз­ло­жил зна­ки ор­де­на на ге­не­рал-криг­смей­сте­ра (впо­след­ствии фельд­мар­ша­ла) Ф. А. Го­ло­ви­на. Ор­де­ном на­граж­да­лись выс­шие во­ен­ные и граж­дан­ские чи­нов­ни­ки, не ни­же ге­не­рал-лей­те­нан­та или тай­но­го со­вет­ни­ка. Им­пе­ра­тор Па­вел I стал на­граж­дать свет­ски­ми ор­де­на­ми рос­сий­ское ду­хо­вен­ство, и пер­вы­ми ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, при­чис­лен­ны­ми к ор­де­ну Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, ста­ли мит­ро­по­лит Санкт-Пе­тер­бург­ский и Нов­го­род­ский Гав­ри­ил (Пет­ров) (1775–1801) и мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон (Лев­шин) (1775–1812). За всю ис­то­рию ор­де­на вру­че­но немно­гим бо­лее 1000 зна­ков. Де­виз ор­де­на – «За ве­ру и вер­ность». Знак ор­де­на – ко­сой Ан­дре­ев­ский крест си­ней эма­ли, на­ло­жен­ный по­верх чер­но­го двух­гла­во­го ор­ла, увен­чан­но­го тре­мя ко­ро­на­ми. На кре­сте изо­бра­же­ние рас­пя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея и че­ты­ре зо­ло­тые ла­тин­ские бук­вы по кон­цам кре­ста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – «Свя­той Ан­дрей, По­кро­ви­тель Рос­сии»).

orden-sv-apostola-andreia-pervozvannogo
Орден св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой –
высший орден Русской Православной Церкви

Ор­де­ну при­над­ле­жал Ан­дре­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве (Боль­шой про­спект, 21/23). В свя­зи с этим над вхо­дом в со­бор укреп­лён знак ор­де­на Ан­дрея Пер­во­зван­но­го.

Пер­вы­ми ка­ва­ле­ра­ми вос­ста­нов­лен­но­го в 1998 го­ду ор­де­на апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го ста­ли ака­де­мик Д. С. Ли­ха­чев, кон­струк­тор стрел­ко­во­го ору­жия М. Т. Ка­лаш­ни­ков, пре­зи­дент Ка­зах­ста­на Н. На­зар­ба­ев и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II.

Име­нем Ан­дрея Пер­во­зван­но­го на­зван и выс­ший ор­ден Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, учре­ждён­ный Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да 28 де­каб­ря 1988 го­да в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем Ты­ся­че­ле­тия Кре­ще­ния Ру­си. На­граж­да­ют­ся им толь­ко гла­вы По­мест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Со­сто­ит из оваль­но­го зна­ка с изо­бра­же­ни­ем в рост апо­сто­ла Ан­дрея, дер­жа­ще­го в ру­ке боль­шой че­ты­рех­ко­неч­ный крест, и вось­ми­ко­неч­ной ал­маз­ной звез­ды с вен­зе­лем С. А. и над­пи­сью по окруж­но­сти: «Аз есмь свет ми­ру».

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Ли­те­ра­ту­ра

Мюл­лер Л. Древ­не­рус­ское Ска­за­ние о хож­де­нии апо­сто­ла Ан­дрея в Ки­ев и Нов­го­род // Ле­то­пи­си и хро­ни­ки: Сб. ста­тей 1973 г. М., 1974, с. 48–63; По­ныр­ко Н. В., Пан­чен­ко А. М. Апо­кри­фы о Ан­дрее Пер­во­зван­ном // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Др. Ру­си. Вып. I. М., 1987, с. 49–54; Ро­бин­сон А. Н. «Марш­рут» апо­сто­ла Ан­дрея // Стра­ни­цы: Жур­нал Биб­лей­ско-Бо­го­слов­ско­го ин-та ап. Ан­дрея. М., 1996. № 2, с. 57–74; Бур­ков В. Г. Ор­ден Ан­дрея Пер­во­зван­но­го // Со­фия. Нов­го­род, 1997. № 4, с. 36–37; Бур­ков В. Г. Воз­рож­де­ние пер­во­го рос­сий­ско­го ор­де­на // Со­фия. Нов­го­род, 1999. № 2, с. 34–35; Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001. Т. II, с. 370–377, 399–409 (ста­тьи с по­дроб­ны­ми биб­лио­гра­фи­че­ски­ми ука­за­ни­я­ми).

Случайный тест