Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Феодосий Кавказский. Жизнеописание. Сборник

Феодосий Кавказский (в миру Фёдор Фёдорович Кашин, 1862-1948) – иеросхимонах РПЦ, служивший на Кавказе, а ранее на Афоне и в Иерусалиме. Руководитель женской монашеской общины. С 1927 года примыкал к непоминающим, однако не подчинялся какому-либо центру непоминающих, живя крайне замкнутой жизнью.

Многое в биографии Феодосия Кавказского остаётся неясным или искажённым. Основным источников «биографических сведений» о нём являются «Воспоминания» женщин, живших при нём, а также сочинения, основанные на их «Воспоминаниях». Причём эти «Жития» часто противоречат друг другу и содержат явно недостоверные данные.

В 1995 году прославлен в Ставрополье по инициативе митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона (Докукина) как «местночтимый святой». До этого Синодальная комиссия по канонизации святых категорически отказывала в канонизации Феодосия Кавказского пять раз, однако митрополит Гедеон, тем не менее всячески способствовал почитанию «старца».

После того, как митрополит Гедеон (Докукин) сделал Фёдора Кашина, «местночтимым святым», митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий заявил в печати, что «это личный грех владыки Гедеона». Почитается также рядом групп неканонического Православия].
Проза.ру

***

Пять раз комиссия отказывала в канонизации Феодосия Кавказского из-за жития, полного двусмысленностей и несообразностей, в котором намешаны рассказы о нескольких людях. Но митрополит Ставропольский Гедеон, получив отказ от комиссии, самостоятельно провозгласил Феодосия месточтимым святым. Теперь останки этого старца в качестве мощей выставлены в храме в Минеральных Водах, притягивая паломников, едущих за непременным чудом со всей страны и покупающих «земельку и маслице от могилки».
Правмир.ру

***

Этот человек был самочинно канонизован владыкой Гедеоном вопреки прямому запрету Патриарха. Канонизация считается несостоявшейся. Она не подтверждена Синодом, без какового подтверждения – недействительна. Таким образом, внесение этой памяти в календарь РПЦЗ также незаконно.
Древо-инфо

***

На соборе 2004 года митр. Ювеналий на вопрос еп. Ставропольского Феофана (ныне митр. Челябинский) о том, как относиться к тому, что в Ставропольской епархии как местночтимый прославлен иеромонах Феодосий Кавказский, ответил: «Эта канонизация – это личный грех митрополита Гедеона».

***

В последнее время почитание Феодосия Кавказского стало почти повсеместным, но практически никому не известно, что это почитание не благословлено Комиссией по канонизации при Священном Синоде Русской Православной Церкви. Неоднократно Комиссия отклоняла прошения правящего архиерея о разрешении хотя бы местного почитания, однако книги, видеокассеты и иконы Феодосия Кавказского распространяются всё шире, создавая вокруг его образа ореол святости.

Отношение к Феодосию его современников

1. Архимандрит Иоанн (Мирошников) (род. перед революцией, служил в Астрахани, Хасавюрте, похоронен в ограде Покровской церкви в Пятигорске) вспоминал, что о. Феодосий не признавал Церкви, был против патриарха Сергия.

2. Иеросхимонах Стефан (Игнатенко) (Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М.: «Новая книга», «Ковчег», 1999) (дедушка иг. Косьмы из ТСЛ, служил всю жизнь на Северном Кавказе, последнее время – в Пантелеимоновском храме Кисловодска, похоронен на городском кладбище) – категорически запрещал общаться с о. Феодосием.

3. Прот. Владимир Знаменский (умер недавно) очень почитал старцев, проведывал многих больных, был великим нищелюбом, но никогда ничего не рассказывал о Феодосии и не благословлял ходить к нему на могилу.

4. О. Иоанн Мешалкин (служил в Успенской церкви Пятигорска) также не упоминал о Феодосии.

5. Жители Минеральных Вод отзывались нелестно: в храм Феодосий не ходил. Знавшие его при жизни не почитали.

6. Феодосий Кавказский ни с кем из отцов не дружил, не общался – именно так вели себя имяславцы – жестоко относились к Православным, были настроены фанатически, избегали общения с теми, кто не разделяет их заблуждений. Подобным образом ведут себя и нынешние почитатели Феодосия Кавказского

Таким образом, никакого почитания при жизни не было, в отличие от того же о.Стефана (Игнатенко) и других вышеупомянутых священников, которых почитали уже при жизни.

Митр. Антоний (Романовский) – почил в 1962г. – очень хорошо знал ситуацию в своей епархии, был против почитания Феодосия, и при нём не было никаких слухов о последнем.

При последующих архиереях – также.

Поколения 30-40х гг. ничего не слышали о нем (наверное, потому, что все священнослужители запрещали с ним общаться). Об этом свидетельствуют даже некоторые насельники ТСЛ.

Противоречивость и сомнительность сведений о его жизни

1. Дата рождения. В ранних житиях – 1800г., в поздних – 1841г., по некоторым сведениям – еще позже.

2. «У меня нет родителей», – может ли нормальный ребёнок в три года так сказать?

3. Апокрифичность всех книг о нём (в том числе и официального издания Ставропольской епархии) (Преподобный Феодосий Кавказский. Житие. Чудеса. Акафист. Издано по благословению митр. Гедеона братством во имя Честного и Животворящего Креста Господня, М.,1998).

4. Сведения о пребывании на Афоне и в Иерусалиме очень противоречивы. Из истории известно, что русские священники никогда не служили в храме Воскресения «гробовыми» – только греки, но «иерусалимский батюшка» Феодосий служил при Гробе Господнем 60 лет, причём мог разговаривать на 14 языках (См. например: «Иерусалимский батюшка» – иеросхимонах Феодосий. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994, с.17).

5. Нелепость написаного, например:

– Уезжая, Феодосий «увёз всю благодать из Иерусалима» (Анна Ильинская. «Тайна старца Феодосия». М.: «Православный паломник», 1997).

– «Теперь ваш Красный Узел становится центром мирового значения» (митр. Гедеон – из проповеди после перенесения останков Феодосия Кавказского – видеофильм «Преподобный Феодосий Кавказский. Житие и чудеса» – по благословению митр.Гедеона. Братство во имя Честного и Животворящего Креста Господня. М., 2000).

– «Феодосий служил в придворном храме при царе в Константинополе» (жития) – это при султане?..

– На Северном Кавказе ему «являлась в сиянии радуги Богородица … и после беседы с Ней его лицо тоже сияло как радуга» (Преподобный Феодосий Кавказский. Житие. Чудеса. Акафист. Издано по благословению митр. Гедеона братством во имя Честного и Животворящего Креста Господня, М.,1998, с.14).

– «Его посетили Илия и Енох, явленные во славе,… и снова приходил пророк Божий Илия вместе с Иаковом, … три дня пробеседовав с ним в его келлии» (там же).

– Перед самой смертью Феодосий Кавказский сказал: «Вы ещё не знаете, кто я такой, а когда Господь придёт во славе, глазам не поверите, где буду…» (Там же, с.21).

Как не похоже подобное откровение на смирение «убогого Серафима» и на слова преподобного Антония Великого: «Поверьте, где сатана, там и я буду».

– Феодосий Кавказский спрашивает свою приближённую: «Как ты думаешь, сколько мне лет?» И отвечает: «Истинно, истинно говорю, а не ложно, Господь свидетель, мне 1000 лет». Затем снова, задав тот же вопрос, отвечает: «Истинно, истинно говорю, а не ложно, Господь свидетель, мне 600 лет». И в третий раз: «Истинно, истинно, а не ложно говорю, Господь свидетель, мне 400 лет» (Эта книга издана с грифом: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II») («Иерусалимский батюшка» – иеросхимонах Феодосий. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994). Косвенная спекуляция благословением Святейшего и «мнением Москвы», к сожалению, встречается в отношении Феодосия Кавказского очень часто, особенно в упоминаемом видеофильме и проповедях владыки Гедеона.

6. Феодосий – имяславец. Об этом свидетельствуют не только противники Феодосия (см. например: Архим. Григорий (Цвинтарный). Трагедия Русской Церкви – трагедия России. Краснодар, 1999), но также защитники и почитатели (Анна Ильинская. Тайна старца Феодосия). Это же подтверждает и тот факт, что по приезду на Кавказ Феодосий поселился не где иначе, как рядом со схимонахом Иларионом, автором книги «В горах Кавказа» и идейным вдохновителем имябожничества.

7. Феодосия никто из священников не отпевал – это общеизвестный факт (жития всех редакций, свидетельства очевидцев).

8. Кончина его не похожа на кончину праведников – он даже не сподобился причаститься перед смертью (жития, свидетельства очевидцев), что и не удивительно, так как Феодосий не был в общении с Православной Церковью.

История и обстоятельства его канонизации

Таким образом, при жизни Феодосий Кавказский не пользовался известностью и почитанием, присущим истинным православным подвижникам и старцам. Такого почитания не было ни среди духовенства (мнению которого в те времена можно было доверять), ни среди мирян.

Не было никакого почитания и во времена митрополита Антония (Романовского), +1962г., прошедшего ссылки и лагеря, в то время, как истинных подвижников почитали и тогда (свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов и др.) – ещё до общецерковного прославления.

Ныне здравствующие люди, в том числе и священнослужители, жившие на Кавказе, поколения 30-40х годов свидетельствуют, что в то время о.Феодосия никто не знал, так как никто из духовенства не разрешал с ним общаться.

При следующий архиереях – еп.Ионе (+, выпускник МДА), архиеп. Михаиле (Чуб) (профессор, учёный), архиеп. Антоние (Завгороднем, +1984) – ситуация не менялась, никто и не слышал об «иерусалимском батюшке». Да и как могли слышать, если этот «святой» не посещал находящийся рядом Покровский храм в Минводах. Люди, жившие рядом с ним, впоследствии удивлялись: «Да какой он святой, ведь он Церкви не признавал и в храм не ходил!» – со слов священнослужителей Ставрополья.

Жития Феодосия Кавказского подтверждают свидетельства очевидцев о том, что последний причащался сам и причащал своих духовных чад исключительно запасными Дарами. Когда же его спрашивали, откуда они, он отвечал: «Ангелочки с небушка Дары принесли. (см. Анна Ильинская. «Хранитель южных рубежей России» – «Русь Державная», №5, 1998; «Тайна старца Феодосия», с.88; Архим. Григорий. Трагедия Русской Церкви – трагедия России. Краснодар, 1999. с.34).

Такая замкнутость и непризнание канонической Церкви была характерна для имяславцев, изгнанных с Афона. В житиях Феодосия Кавказского неоднократно упоминаются его слова о том, как нужно спасаться: «Дети, читайте Иисусову молитву и правильно креститесь» («Старец Феодосий Иерусалимский. Серия «Народная библиотека». М., 1994, с.93). Здесь нет ни слова о необходимости ходить в церковь и приступать к св. Таинствам. Это также подтверждает то, что Феодосий Кавказский не был в общении со святой Церковью. Поэтому становится понятным, почему его никто не отпевал. Священник, по свидетельству «житий» , ушёл на требы, но откуда-то появился слепой странник, который наизусть пел Псалтирь (У гроба почивших священников Церковь, однако, благословила читать не Псалтирь, а Евангелие). у гроба Феодосия , после чего его и похоронили, причём гроб несли четверо юношей, которые потом бесследно исчезли с кладбища. «Жития» очень умиляются этим чудным «отпеванием», но ведь человек остался без отпевания церковного, а ему уже молятся как святому! Этот момент оставлен даже в самой последней редакции жития (Преподобный Феодосий Кавказский. Житие. Чудеса. Акафист. Издание православного братства во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня. М., 1998), изданной по благословению митр. Гедеона, которую тщательно выверила епархиальная комиссия по канонизации и которую сам владыка называет «достоверным повествованием о жизни и подвигах прп. Феодосия Кавказского» (см. Митрополит Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999, с.457). «До сих пор не могу понять, – удивляется автор жития, – кто были эти юноши? Ангелы ли небесные? Кто был этот странник? Апостол ли Господень?» (с.21).

Конечно, человек верующий не может отрицать чудес Божиих, но когда даже упоминаемое «достоверное» житие сплошь изобилует видениями, снами и явлениями с указанием имён очевидцев (с.51, 54-55, 60 и др.), когда чуть не все очевидцы слышат «благоухание» на могиле (с.37, 39, 41, 73 и др.), возникает сомнение, какова природа этих явлений. Лично знающие многих очевидцев свидетельствуют, что Скрипкина Любовь, Третьяковы Галина и Любовь, «Надежда из Георгиевска» (с.37) и многие другие страдали и страдают одержимостью (о чём они и сами свидетельствуют в этой же книге), причём наиболее явно болезнь проявлялась на могиле или у мощей Феодосия Кавказского (с.33, 34,35 и др.). Но если человек не кричал и не лаял ни у мощей, ни на вычитках, значит, он – колдун!

Мотивировка прославления

1. По свидетельству самого владыки Гедеона (Митр. Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999, с.362; видеофильм «Прп. Феодосий Кавказский») его поразило то, что его, молодого священника, отслужившего панихиду на могиле о.Феодосия во время «хрущёвской оттепели», не подвергли никакому прещению со стороны уполномоченного. Это для владыки стало «первым зримым чудом», говорящем о необходимости канонизации (Митр. Гедеон. Избранные труды. с.362).

2. Феодосия Кавказского почитали раскольники Новаковские, примкнувшие к бывшему еп. Суздальскому Валентину (Русанцову). Новаковские – его воспитанники по Махачкале – служили в Железноводске, где учинили раскол, и желали перенести «мощи» Феодосия с городского кладбища к себе. Владыка Гедеон, чтобы не допустить поругания «святыни», первоначально решил перезахоронить останки Феодосия где-нибудь в ограде православного храма, но это намерение завершилось прославлением Феодосия как святого.

3. Владыка Гедеон очень почитает свою маму, покойную Матрону, и то, что ей после посещения могилы о. Феодосия, по её словам, «стало легче», явилось для владыки важным свидетельством святости этого человека. Почитание матушки Матроны в епархии поставлено так широко (в этом можно убедиться, почитав хотя бы последнюю часть «Избранных трудов» митрополита ), что на Ставрополье духовенство грустно шутит о возможной второй канонизации в епархии – старицы Матроны – в случае канонизации Феодосия Кавказского.

Хоронили Феодосия не как иеросхимонаха, а как обычного мирянина – без облачения, с открытым лицом без всяких покровцов (фото из книги А.Ильинской «Тайна старца Феодосия», с.146).

Останки его – как у простого человека – одни кости, и то тёмные. Никаких признаков иерейского сана – ни иерейского креста, ни параманного, ни даже нательного – найдено не было. Был лишь небольшой погребальный крест из дерева. Однако бывший секретарь епархии прот. Павел Самойленко во всеуслышание говорил о «нетленных мощах» новоявленного «святого».

Современное положение

Таким образом, почитание Феодосия Кавказского – искусственное, оно возникло совсем недавно. Многие из старых и опытных священников не почитают Феодосия Кавказского.

В епархии предписано собирать и фиксировать факты чудотворений по молитвам Феодосию Кавказскому. У ревностных священников их нет, но у неопытных – предостаточно. Так один раб Божий, не владевший ногами, «по молитвам кавказскому чудотворцу» стал ходить (см. книгу). Однако нигде не упоминается, что ходить он стал после проведения двух операций, деньги на которые дали верующие люди.

После «обретения мощей» их положили в близлежащем храме Архангела Михаила и стали служить молебны и акафисты. Через некоторое время, когда был достроен новый Покровский храм в Минеральных Водах, «мощи» торжественно туда перенесли с пением «святый Боже» и торжественно отслужили панихиду архиерейским чином, за которой молились «об оставлении согрешений преподобного отца нашего Феодосия» и пропели ему «вечную память» (упоминаемый видеофильм). После этого вновь стали служить ему молебны и акафисты.

С начала почитания Феодосия Кавказского на Ставрополье особенно усилились недоразумения в Церкви: клевета, подозрительность, недоверие. Многих хороших людей стали гнать и преследовать.

На всю страну известен своим «целительством» игумен Тихон (Гришин), служивший в станице Барсуковская Ставропольского края, а ныне запрещённый в священнослужении и «отчисленный из клира Ставропольской митрополии» (Интернет-страничка Ставропольской епархии). Он также стал одной из жертв неразумного почитания Феодосия Кавказского после панихид на его могиле. Деньги, нажива заняли у него первое место. Средством для обогащения стали «отчитки». Если человек на них начинает бесноваться – кричать, лаять – это хорошо, лечение идёт на пользу, а если не кричит – плохо – наверное, колдун или колдунья. Постепенно о.Тихон стал верить тому, что говорят бесноватые и следовать их советам.

Дело дошло до того, что этот священнослужитель, обвинив одну из женщин, приехавших по неопытности к нему на отчитку, в колдовстве, куда-то увёз её ребёнка, отрока Николая, так что до сих пор несчастная мать не может его найти. Целитель же поначалу предлагал ей деньги, а потом просто приказал своей личной охране (!) её выгонять… То, что она приезжала по благословению святительскому и старцев, не сыграло для него никакого значения. Не страшны для и.Тихона и местные правоохранительные органы.

При всём этом «чудотворного целителя» о.Тихона знают не только на Северном Кавказе, но даже в Тюмени. В Сибири (как и в других регионах) очень распространены видеокассеты с фильмами, рекламирующими о.Тихона.

Одна (если не главная) причина случившегося – в неразумном почитании Феодосия Кавказского. Очевидна связь: все, кто ездили на «лечение» к и.Тихону, почитают Феодосия и наоборот: на могиле «кавказского чудотворца» люди узнавали об «исцелениях» и.Тихона и становились его пациентами (чаще всего на всё оставшееся время). Отец Тихон, по свидетельству кладбищенских сторожей, и сейчас часто ездит на могилу Феодосия, в которой-то и останков уже нет, где молится с полуночи и до пяти часов утра.

Нужно сказать, что многие священники и духовники (в том числе из Троице-Сергиевой Лавры) неоднократно предупреждали, что из отчиток о.Тихона (Гришина) хорошего ждать нечего, так как люди там не выздоравливают, а только заболевают. Так и получилось. Теперь этот священнослужитель полностью вышел из-под контроля архиерея. Он запрещён в священнослужении и отчислен из клира епархии. Но смута, посеянная им, продолжает волновать и клириков, и мирян, и бывших его пациентов (Нарушители церковного мира.// Ставропольская правда. – четверг, 23 марта 2000г.).

«Ученик» о.Тихона – бывший иеромонах Гедеон, ныне лишённый сана и монашества, – до почитания Феодосия Кавказского был нормальным человеком – это все помнят.

Иерей Сергий, «под покровительством которого хранится два больших фрагмента мощей» Феодосия Кавказского в храме Архангела Михаила посёлка Красный Узел (упоминаемый видеофильм), – ещё одна жертва. Этот батюшка стал регулярно проводить отчитки и «лечить» при помощи «мощей» Феодосия. В результате он теперь находится на «военном положении», так что бесы к нему даже через форточку лезут… Этот батюшка тоже разговаривает с бесами, беседует с ними и верит их ответам…

Список, к сожалению, можно продолжать и дальше.

Некоторые люди ходят в храм но к св. Чаше не подходят – уже нельзя… «Время такое, что к тем попам, которые в церкви, на исповедь и на причастие ходить нельзя»… « Много званных, но мало избранных», – говорят феодосиевцы про себя. «У нас есть свои старцы. Они прячутся в горах, а то эти попы их забьют». Многие сняли нательные кресты и вместо них (а на первых порах – вместе с ними) носят чёрные кожаные медальоны с фотографией Феодосия Кавказского и землёй с его могилы. Если ты не почитаешь Феодосия, значит ты не православный, значит вера твоя не православная, значит ты враг! Только кому?..

Недуг этот распространился уже и за пределами Ставропольской епархии. Паломница из Ялты Любовь рассказывала, о том, как одна из их прихожанок привезла из Минеральных Вод икону Феодосия Кавказского и давала всем в храме к ней прикладываться. Реакция же на тех, кто отказывался, была одинаковой: «колдун»! И так – везде, не только в Ялте но даже и в Москве.

Почитание Феодосия Кавказского распространилось даже до Магадана, где в новосозданом женском монастыре была заказана не какая-либо другая икона, а – Феодосия Кавказского, где, как и на Северном Кавказе, носят черные медальоны с фотографией Феодосия и землёй с его могилы и где в последнее время, по свидетельству самих насельниц, царствует полная неразбериха.

И при всём этом владыка Гедеон призывает: «Чудес много, и сомневаться в этом не надо, и надо только верить, и глубоко верить…» в святость «старца» Феодосия (Проповедь после положения мощей в храме Архангела Михаила (указанный видеофильм).. «Поэтому все вы рассказывайте, призывайте, объясняйте, указывайте, что у нас в Покровском соборе покоятся цельбоносные мощи нашего покровителя, нашего земляка преподобного Феодосия Кавказского чудотворца» (там же). Так многие и поступают, делая ему рекламу и встречая в штыки любое несогласие – даже со стороны духовенства.

Почитание Феодосия Кавказского распространяется также благодаря многочисленным тиражам икон, книг и видеокассет о нём, и все, кто не согласны с его «святостью», подозреваются в неправославии.

Таким образом, на Ставрополье зарождается новая секта и зреет раскол, который сдерживается пока лишь авторитарностью митр.Гедеона. Для многих очевидна искусственность, с которой хотят сделать Феодосия Кавказского святым, нарастает подспудное недовольство, но вслух высказаться страшно… Именно вот этот соблазн, это разделение наиболее страшны. От этого страдают, даже гибнут люди, и не только духовно. Поэтому, если даже, несмотря на всё, допустить святость Феодосия Кавказского, прославлять его нельзя, и не только потому, что это приведёт к непредсказуемым последствиям в Ставропольской епархии, и не только в ней, но потому, что, если он и не был противником Православной Церкви, то не был и в общении с ней – как же он может быть святым? Феодосий Кавказский уже сейчас бросает тень на ту же блаженную Матронушку Московскую, о которой так же писала Анна Ильинская – автор многочисленных книг и публикаций о Феодосии Кавказском. Эти публикации привели в смущение не только многих читателей, но вызвали протест даже у владыка Гедеона (Избранные труды, с.457-458).

И как было с отчитками о.Тихона, когда трезвомыслящие священнослужители предупреждали об их опасности, так происходит и сейчас с почитанием Феодосия Кавказского. Многие священники Ставропольской епархии бьют тревогу. Постепенно людям открывается истина о Феодосии Кавказском, на Ставрополье его почитателей становится меньше, но положение дел пока что кардинально не меняется, так как никакого сомнения в его святости на месте вслух допустить нельзя…

Случайный тест