Испания: Апостол Иаков покровитель паломников

Са­мо­му древ­не­му па­лом­ни­че­ско­му марш­ру­ту Ев­ро­пы — пу­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва в Ис­па­нии по­свя­щен са­мый пер­вый пу­те­во­ди­тель для па­лом­ни­ков. Его ав­то­ром счи­та­ет­ся па­па рим­ский Кал­лист II (XII век). Путь был опас­ным, все вре­мя на­па­да­ли мав­ры-му­суль­мане и мест­ные бро­дя­ги. Обес­пе­чи­ва­ли охра­ну ры­ца­ри Ор­де­на свя­то­го Иа­ко­ва, но ре­ша­лись ид­ти толь­ко ге­рои ду­ха (и су­дя по ис­то­ри­че­ским ис­точ­ни­кам, их бы­ло нема­ло). Се­го­дня Путь апо­сто­ла Иа­ко­ва охра­ня­ет­ся ЮНЕСКО. А па­лом­ни­кам, его про­шед­шим, вы­да­ют «пас­порт пи­ли­гри­ма».

В Ис­па­нии лю­бой ка­то­лик вам рас­ска­жет пре­да­ние: ко­гда апо­стол Иа­ков (Зе­ве­де­ев), стар­ший брат Иоан­на Бо­го­сло­ва, сын Гро­ма (как на­зы­ва­ли его ис­пан­цы), был каз­нен в Иеру­са­ли­ме в 44 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом вну­ком Иро­да Агрип­пой (Иа­ков стал пер­вым из апо­сто­лов, при­няв­шим му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за про­по­ведь Хри­ста), уче­ни­ки тай­но по­ло­жи­ли те­ло апо­сто­ла в лод­ку и пу­сти­ли по Сре­ди­зем­но­му мо­рю. Та чу­дес­ным об­ра­зом при­ста­ла к ис­пан­ско­му бе­ре­гу, в ме­сте, где сей­час на­хо­дит­ся го­род Сантья­го-де-Ком­по­сте­ла.

В на­ча­ле IX ве­ка жив­ший в этой мест­но­сти мо­нах-от­шель­ник Пе­лайо яс­ным сол­неч­ным днем уви­дел в небе яр­кую звез­ду, по­шел на ее свет и об­на­ру­жил ков­чег с нетлен­ны­ми мо­ща­ми апо­сто­ла. Об­ре­те­ние мо­щей свя­то­го Иа­ко­ва про­изо­шло в опас­ную для Ис­па­нии по­ру: мав­ры по­ко­ри­ли по­чти весь Пи­ре­ней­ский по­лу­ост­ров, у хри­сти­ан оста­вал­ся толь­ко неболь­шой кло­чок зем­ли в го­рах Асту­рии. По­это­му чу­дес­ное об­ре­те­ние мо­щей Иа­ко­ва вос­при­ня­ли как знак свы­ше и обе­ща­ние по­мо­щи. На ме­сте об­ре­те­ния бы­ла по­став­ле­на неболь­шая цер­ковь, ве­ком поз­же — ба­зи­ли­ка свя­то­го апо­сто­ла Иа­ко­ва. С тех пор оста­лось нема­ло сви­де­тельств чу­дес­ной по­мо­щи Иа­ко­ва в за­щи­те мно­го­чис­лен­ных хри­сти­ан­ских го­су­дарств, су­ще­ство­вав­ших в IX-XI ве­ках на тер­ри­то­рии Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва, — Ара­го­на, На­вар­ры и Ка­сти­льи, — от мав­ров. Вско­ре свя­той Иа­ков (по-ис­пан­ски Santiago) стал небес­ным по­кро­ви­те­лем ис­пан­цев, а как апо­стол, пред­при­няв­ший, по пре­да­нию, да­ле­кое пу­те­ше­ствие из Свя­той зем­ли в Ис­па­нию, — по­кро­ви­те­лем па­лом­ни­ков. Сантья­го-де-Ком­по­сте­ла, где бы­ли об­ре­те­ны и по­ко­ят­ся мо­щи апо­сто­ла Иа­ко­ва, уже с XII ве­ка счи­та­ет­ся, по­сле Иеру­са­ли­ма и Ри­ма, глав­ным па­лом­ни­че­ским цен­тром всех за­пад­ных хри­сти­ан. В сред­не­ве­ко­вом ис­кус­стве со­хра­ни­лось мно­го изо­бра­же­ний апо­сто­ла Иа­ко­ва в об­ра­зе пут­ни­ка в укра­шен­ной ра­куш­ка­ми шля­пе (и се­го­дня ра­куш­ка — сим­вол па­лом­ни­ков, иду­щих по пу­ти апо­сто­ла), с по­со­хом и су­мой.

Путь апо­сто­ла Иа­ко­ва — па­лом­ни­че­ство к его мо­щам в Сантья­го-де Ком­по­сте­ла — са­мый древ­ний па­лом­ни­че­ский марш­рут Ев­ро­пы. Са­мый-са­мый древ­ний — па­лом­ни­че­ство в Свя­той град к Гро­бу Гос­под­ню, но это уже Ев­ро­па-Азия. По­кло­нить­ся мо­щам апо­сто­ла ста­ли хо­дить (толь­ко пеш­ком) с X ве­ка — то­гда и по­яв­ля­ет­ся путь, ко­то­рый уже в са­мом на­ча­ле имел несколь­ко марш­ру­тов, за­мет­но от­лич­ных друг от дру­га. Но глав­ная ма­ги­страль про­хо­дит по се­вер­но­му по­бе­ре­жью Пи­ре­ней, на­чи­на­ясь в го­ро­де Пам­плоне. Дли­на пу­ти — око­ло 800 км.

Пу­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва был по­свя­щен и са­мый пер­вый в ми­ре пу­те­во­ди­тель, на­пи­сан­ный, по пре­да­нию, рим­ским па­пой Кал­ли­стом II в XII ве­ке. Его и сей­час мож­но счи­тать об­раз­цом жан­ра: ав­тор за­бо­тил­ся как о бы­то­вой сто­роне марш­ру­та, так и о, на­при­мер, куль­ту­ро­ло­ги­че­ской и на­столь­ко про­фес­сио­наль­но опи­сы­вал мест­ные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти, что совре­мен­ные ис­кус­ство­ве­ды, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на ро­ман­ском сти­ле, до сих пор ис­поль­зу­ют этот пу­те­во­ди­тель как спра­воч­ник. Со­став­лен­ный гра­мот­ной и за­бот­ли­вой ру­кой, пу­те­во­ди­тель на­зы­вал го­ро­да, через ко­то­рые бы­ло удоб­нее до­брать­ся до ме­ста, наи­бо­лее без­опас­ные до­ро­ги, церк­ви с мест­ны­ми свя­ты­ня­ми и ре­ко­мен­да­ци­я­ми, от че­го ка­кие мо­щи по­мо­га­ют (а го­во­рят, толь­ко пра­во­слав­ные этим увле­ка­ют­ся), мо­на­стыр­ские го­сти­ни­цы для от­ды­ха, ре­ки, от­ку­да нель­зя пить во­ду и по­ить ло­ша­дей, ло­доч­ные пе­ре­пра­вы, где мень­ше бе­рут де­нег за про­езд.

С X ве­ка путь апо­сто­ла Иа­ко­ва по­чти не из­ме­нил­ся, раз­ве что стал на­мно­го бо­лее ком­форт­ным и без­опас­ным. Се­го­дня по нему мож­но пе­ре­дви­гать­ся на ве­ло­си­пе­де или ло­ша­ди. Чтоб не за­блу­дить­ся, по­всю­ду по­став­ле­ны спе­ци­аль­ные ука­за­те­ли с изо­бра­же­ни­ем звез­ды с рас­хо­дя­щи­ми­ся лу­ча­ми в фор­ме ра­ко­ви­ны — сим­во­лом па­лом­ни­ков, иду­щих по пу­ти. Нет ни­ка­ких про­блем с тем, как по­есть-от­дох­нуть: вдоль все­го пу­ти по­стро­е­ны бес­плат­ные «ноч­леж­ки» с ду­ше­вы­ми и бес­плат­ны­ми же мед­пунк­та­ми. На двухъ­ярус­ных ле­жа­ках есть мат­ра­цы и по­душ­ки (без бе­лья). Ко­го толь­ко здесь не встре­тишь: фран­цу­зы, ита­льян­цы, нем­цы, бри­тан­цы, да­же ку­бин­цы. На всех оста­нов­ках — ре­сто­ра­ны, пред­ла­га­ю­щие «ме­ню пи­ли­гри­ма». Де­ше­во и вкус­но. Идут па­лом­ни­ки с вос­хо­да солн­ца до по­лу­дня — по­том слиш­ком жар­ко. Аму­ни­ция: обя­за­тель­ный го­лов­ной убор, солн­це­за­щит­ные оч­ки и мак­си­маль­но удоб­ная обувь — с нос­ка­ми, чтобы не на­бить мо­зо­ли.

Но вся эта ин­фор­ма­ция для нас — на пер­спек­ти­ву: пра­во­слав­ные по Ев­ро­пе па­лом­ни­ча­ют недав­но, по­это­му в ор­га­ни­зо­ван­ном ви­де, через агент­ства, «пу­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва» по­ка не осво­и­ли. Но к са­мим мо­щам апо­сто­ла в Сантья­го-де Ком­по­сте­ла вас до­ста­вят. Мо­щи апо­сто­ла по­ко­ят­ся в неболь­шой ка­пел­ле (ча­совне) со­бо­ра его име­ни. Обыч­но она за­кры­та (у ка­то­ли­ков так при­ня­то — хра­нить осо­бо чти­мые свя­ты­ни под спу­дом и мо­лить­ся ря­дом), но ес­ли по­про­сить, да­же в неуроч­ное вре­мя — на­при­мер, груп­па за­поз­да­ла, все­гда от­кро­ют, да­же ес­ли при­дет­ся спе­ци­аль­но ид­ти за клю­чом.

А еще в со­бо­ре Апо­сто­ла Иа­ко­ва каж­дый день в 12 ча­сов дня под вы­со­кие го­ти­че­ские сво­ды взмы­ва­ет огром­но­го раз­ме­ра ка­ди­ло и дол­го рас­ка­чи­ва­ет­ся. Слу­жи­те­ли со­бо­ра объ­яс­ни­ли, что это — сим­вол на­шей мо­лит­вы. В их сло­вах мне по­слы­ша­лось что-то зна­ко­мое, а, вот: «Да ис­пра­вит­ся мо­лит­ва моя, яко ка­ди­ло пред то­бою» — Пса­лом 140, стих 2. Ну да, че­го удив­лять­ся, Псал­тырь — это наш об­ще­хри­сти­ан­ский ис­точ­ник.

Со­бор апо­сто­ла Иа­ко­ва — па­мят­ник ро­ман­ско­го ис­кус­ства, хо­тя и с под­нов­лен­ным ба­роч­ным фа­са­дом, — рас­по­ло­жен на пло­ща­ди Об­ра­дой­ро в ста­ром квар­та­ле го­ро­да. Во­круг двор­цы, церк­ви и мо­на­сты­ри: смесь ро­ман­ско­го сти­ля с ба­рок­ко и нео­клас­си­циз­мом, по «кам­ням» мож­но про­чи­тать ис­то­рию лю­бо­го ис­пан­ско­го го­ро­да. За зда­ни­ем со­бо­ра — два мо­на­сты­ря XVI ве­ка: Сан-Мар­тин-Пи­на­рио и Сан-Пе­лайо, здесь мож­но по­про­бо­вать пи­рож­ные и ли­мон­ное пе­че­нье, ко­то­рые соб­ствен­но­руч­но вы­пе­ка­ют мо­на­хи­ни.

В Сред­ние ве­ка пи­ли­гри­мы в Сантья­го-де Ком­по­сте­ла шли со всех стран Ев­ро­пы, при­но­ся с со­бой но­вые куль­тур­ные и ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции: на­при­мер, счи­та­ет­ся, что гре­го­ри­ан­ские хо­ра­лы по­яви­лись в се­вер­ных мо­на­сты­рях Ис­па­нии (в Рио­хе и На­вар­ре) имен­но бла­го­да­ря пер­вым па­лом­ни­кам, при­шед­шим на­ве­стить мо­щи свя­то­го Иа­ко­ва. Ко­гда-то путь Сантья­го не толь­ко стал глав­ной хри­сти­ан­ской ар­те­ри­ей ста­ро­го кон­ти­нен­та, но и объ­еди­нил хри­сти­ан всей Ев­ро­пы.

Ка­то­ли­кам, про­шед­шим путь апо­сто­ла Иа­ко­ва, по тра­ди­ции в со­бо­ре, по­сле спе­ци­аль­ной служ­бы для па­лом­ни­ков, вы­да­ет­ся сви­де­тель­ство: «пас­порт пи­ли­гри­ма». Еще в 70-е го­ды XX ве­ка та­кой пас­порт по­лу­чи­ли все­го 13 па­лом­ни­ков. А в 1999-м — 150 ты­сяч. Сот­ни ты­сяч лю­дей со все­го ми­ра каж­дый год вы­би­ра­ют этот путь: кто ищет чу­дес, кто — се­бя; кто хо­чет прой­ти те­ми же до­ро­га­ми, по ко­то­рым шли их пред­ки де­сять ве­ков на­зад; кто про­сто осмат­ри­ва­ет до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти. На­вер­ня­ка не все, иду­щие пу­тем апо­сто­ла, прак­ти­ку­ю­щие хри­сти­ане. Но тра­ди­ции сво­ей ве­ры чтут, а не во­ю­ют с ни­ми. Мо­жет, по­это­му каж­дый год чис­ло же­ла­ю­щих прой­ти по пу­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва рас­тет?

Адрес: Ис­па­ния, го­род Сантья­го-де-Ком­по­сте­ла, пло­щадь Об­ра­дой­ро, со­бор Апо­сто­ла Иа­ко­ва.
Мо­щи апо­сто­ла Иа­ко­ва на­хо­дят­ся в спе­ци­аль­ной ка­пел­ле (ча­совне) со­бо­ра. Со­бор от­крыт с 9.00 до 19.00.
В со­бо­ре есть му­зей, в ко­то­ром со­бра­на бо­га­тая кол­лек­ция ис­пан­ско­го ис­кус­ства IX-XIX ве­ков, в том чис­ле го­бе­ле­ны, вы­пол­нен­ные по эс­ки­зам Ру­бен­са, Гойи и дру­гих ве­ли­ких ма­сте­ров.
Как до­брать­ся: са­мо­ле­том — аэро­порт Сантья­го-де-Ком­по­сте­ла Lavacolla на­хо­дит­ся в 11 км к во­сто­ку от го­ро­да. На по­ез­де — до Мад­ри­да от стан­ции Chamartín; 42,20 ев­ро).


Текст: Яна СКАЗКИНА, при под­держ­ке Па­лом­ни­че­ско­го цен­тра свя­то­го апо­сто­ла Фо­мы в Ев­ро­пе

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Случайный тест