Крестители Русской земли

Про­шло уже боль­ше чет­вер­ти сто­ле­тия с на­ча­ла вто­ро­го ты­ся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской ис­то­рии Ру­си-Рос­сии (тра­ди­ци­он­ный 988 год), нераз­рыв­но свя­зан­ной с име­на­ми двух рав­ноап­о­столь­ных рю­ри­ко­ви­чей, Оль­ги и Вла­ди­ми­ра, ба­буш­ки и вну­ка (их цер­ков­ная па­мять – 11/24 и 15/28 июля). Они опре­де­ли­ли судь­бу мо­ло­дой Ру­си, на­все­гда свя­зав её с утон­чён­ной ев­ро­пей­ской хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ци­ей, и по­то­му при­над­ле­жат не толь­ко на­цио­наль­ной, но и ми­ро­вой ис­то­рии[1].

Муд­рей­шая из рус­ских жен

Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга
Святые равноапостольные благоверные
князь Владимир и княгиня Ольга.
Мозаика Исаакиевского собора
по оригиналу Ф. Брюллова.
2-я половина XIX века

Вспом­ним со­бы­тия то­го вре­ме­ни и от­кро­ем древ­не­рус­скую ле­то­пись. Чи­та­ем: «Ска­за­ли же [кня­зю Вла­ди­ми­ру] бо­яре: „Ес­ли бы плох был за­кон гре­че­ский, то не при­ня­ла бы его баб­ка твоя Оль­га, ко­то­рая бы­ла муд­рей­шей из всех лю­дей“. – И спро­сил Вла­ди­мир: „Где при­мем кре­ще­ние?“ – Они же от­ве­ти­ли: „Где те­бе лю­бо“».
Так за­кон­чил­ся со­вет, со­зван­ный кня­зем Вла­ди­ми­ром в 987 го­ду по­сле зна­ме­ни­то­го «ис­пы­та­ния вер» с це­лью вы­бо­ра для Ру­си луч­шей из них. Апел­ля­ция к ав­то­ри­те­ту кня­ги­ни Оль­ги ста­ла ре­ша­ю­щим ар­гу­мен­том для пре­вра­ще­ния мо­гу­ще­ствен­ной, но ещё «вар­вар­ской», дер­жа­вы россов в хри­сти­ан­скую куль­тур­ную Русь.
Что же нам из­вест­но о той, ко­го Рус­ская Цер­ковь на­зы­ва­ет «рав­ноап­о­столь­ной»? (Этот ти­тул да­ру­ет­ся свя­тым, про­сла­вив­шим­ся об­ра­ще­ни­ем на­ро­дов в хри­сти­ан­ство.) К со­жа­ле­нию, очень немно­го.
В толь­ко что про­ци­ти­ро­ван­ной ле­то­пи­си (По­ве­сти вре­мен­ных лет) под 903-м го­дом чи­та­ем: «Игорь вы­рос и при­ве­ли ему же­ну из Пско­ва, име­нем Оль­гу». В од­ном из ле­то­пис­ных спис­ков фигу­ри­ру­ет го­род Пль­сков (Плис­ка), что да­ёт воз­мож­ность счи­тать Оль­гу бол­гар­ской княж­ной. Это пред­по­ло­же­ние, хо­тя и объ­яс­ня­ет мно­гие фак­ты на­шей древ­ней ис­то­рии, оста­ет­ся все­го лишь ги­по­те­зой.
По смер­ти Иго­ря Рю­ри­ко­ви­ча (945 год) Оль­га оста­лась ре­гент­шей при сво­ём ма­ло­лет­нем сыне Свя­то­сла­ве. По сло­вам ле­то­пис­ца, Оль­га «с ма­лых лет ис­ка­ла муд­ро­сти, что есть са­мое луч­шее в этом све­те, и на­шла мно­го­цен­ный жем­чуг – Хри­ста». По­это­му в 955 го­ду (или 957, как счи­та­ют уче­ные) она со­вер­ши­ла пу­те­ше­ствие в Кон­стан­ти­но­поль, где при­ня­ла кре­ще­ние с име­нем Еле­на, в честь ма­те­ри пер­во­го хри­сти­ан­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. При­чем, её вос­при­ем­ни­ком от ку­пе­ли был сам ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный, без­успеш­но до­би­вав­ший­ся её ру­ки. (Боль­шин­ство ис­то­ри­ков счи­та­ют, что Оль­га кре­сти­лась до­ма и ещё до по­езд­ки в Ви­зан­тию; но это не столь уж важ­но.)
Воз­вра­тясь в Ки­ев, Оль­га без­успеш­но пы­та­лась об­ра­тить в хри­сти­ан­ство сво­е­го сы­на – во­ин­ствен­но­го Свя­то­сла­ва. Впро­чем, за­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, «ес­ли кто со­би­рал­ся кре­стить­ся, то он не за­пре­щал, но на­сме­хал­ся над ним». Лю­бя­щей ма­те­ри оста­ва­лось лишь мо­лить­ся за сво­е­го нера­зум­но­го и гру­бо­го сы­на-языч­ни­ка: «Да бу­дет во­ля Бо­жья! Ес­ли за­хо­чет Бог по­ми­ло­вать род мой и на­род рус­ский, то вло­жит им в серд­це то же же­ла­ние об­ра­тить­ся к Бо­гу, что да­ро­вал и мне».
В 969 го­ду Оль­га умер­ла, «и пла­ка­ли по ней ве­ли­ким пла­чем сын её и вну­ки и все лю­ди. Она за­ве­ща­ла не тво­рить по ней триз­ны, так как име­ла при се­бе свя­щен­ни­ка, ко­то­рый и по­хо­ро­нил бла­жен­ную Оль­гу. Бы­ла она пред­воз­вест­ни­цей хри­сти­ан­ской зем­ле . Она ведь си­я­ла, как лу­на в но­чи, так и она све­ти­лась сре­ди языч­ни­ков, как жем­чуг в гря­зи. Бы­ли то­гда лю­ди за­гряз­не­ны гре­ха­ми, не омы­ты свя­тым кре­ще­ни­ем. Она пер­вая из рус­ских во­шла в цар­ство небес­ное, её и вос­хва­ля­ют сы­ны рус­ские – свою на­чи­на­тель­ни­цу».
Эти сло­ва древ­не­рус­ско­го ле­то­пис­ца луч­ше все­го вы­ра­жа­ют ду­хов­ный по­двиг и роль «муд­рей­шей же­ны» Оль­ги в на­шей ис­то­рии. (Вспом­ним, что пер­вы­ми воз­ве­сти­ли вос­крес­ше­го Хри­ста то­же жен­щи­ны – жё­ны-ми­ро­но­си­цы.) Её на­деж­ды вско­ре ис­пол­ни­лись, и Бог «по­ми­ло­вал на­род рус­ский». Но об этом мы бу­дем го­во­рить в день па­мя­ти её вну­ка, свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

 

См. также: «Создатель русской культуры».


При­ме­ча­ние

[1] Предлагаемые очер­ки о свв. рав­ноап­о­столь­ных Оль­ге и Вла­ди­ми­ре в со­кра­щен­ном ва­ри­ан­те бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны мной в га­зе­те «Ве­чер­ний Пе­тер­бург» за 24 и 28 июля 1998 г. – Ю.Р.

Случайный тест