Пост как божественное установление и духовно-врачебное средство

Пост в цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях и в пи­са­ни­ях свя­тых От­цов на­зы­ва­ет­ся ду­хов­ной вра­чеб­ни­цей.

Итак, что та­кое пост? Со­глас­но Тол­ко­во­му сло­ва­рю Да­ля: "воз­дер­жа­ние от ско­ром­ной пи­щи и от су­ет­ных на­сла­жде­ний". По уче­нию же Церк­ви Хри­сто­вой, пост – это ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ное бодр­ство­ва­ние и спа­си­тель­ный по­двиг бла­го­че­стия. Ис­тин­но хри­сти­ан­ский пост со­сто­ит не толь­ко в воз­дер­жа­нии те­ла от из­вест­но­го ро­да пи­щи, но и в воз­дер­жа­нии ду­ши от все­го по­роч­но­го. Это по­след­нее воз­дер­жа­ние долж­но со­еди­нять­ся с по­дви­га­ми уси­лен­ной по­ка­ян­ной мо­лит­вы, нрав­ствен­ной чи­сто­ты, бла­го­че­стия и доб­ро­де­ла­ния. "По­стя­ще­ся, бра­тие, те­лес­не, по­стим­ся и ду­хов­не" – эти­ми сло­ва­ми Цер­ковь по­буж­да­ет нас уси­лен­но сле­дить как за сво­им те­лом, так и за сво­ей ду­шой.

Ис­то­рия про­ис­хож­де­ния по­ста, как ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го по­дви­га по­слу­ша­ния че­ло­ве­ка Бо­гу в от­но­ше­нии воз­дер­жа­ния в пи­ще, вос­хо­дит к за­по­ве­ди, дан­ной Бо­гом еще в раю на­ше­му пра­ро­ди­те­лю Ада­му: "И за­по­ве­дал Гос­подь Бог че­ло­ве­ку, го­во­ря: от вся­ко­го де­ре­ва в са­ду ты бу­дешь есть; а от де­ре­ва по­зна­ния добра и зла, не ешь от не­го" (Быт.2:16-17). Та­ким об­ра­зом, пост так же дре­вен, как и сам че­ло­век.

Од­на­ко, как чи­та­ем в кни­ге Бы­тия, пра­о­тец Адам на­ру­шил эту за­по­ведь Бо­жию о воз­дер­жа­нии гре­хом не­по­слу­ша­ния, ко­то­рый и на­зы­ва­ет­ся пер­во­род­ным гре­хом. Че­рез пер­во­род­ный грех пер­вый че­ло­век внес в свою бо­же­ствен­ную при­ро­ду пор­чу, вы­ра­зив­шу­ю­ся в склон­но­сти бо­лее к гре­ху, че­му к доб­ру.

Об ис­пор­чен­но­сти че­ло­ве­че­ской при­ро­ды че­рез Ада­мо­во не­по­слу­ша­ние, при­вед­шее к гре­хо­па­де­нию, о бес­пре­рыв­ной борь­бе в че­ло­ве­ке пло­ти и ду­ха, о пси­хо­ло­ги­че­ской раз­дво­ен­но­сти на­шей бо­го­по­доб­ной ду­ши, под вли­я­ни­ем добра и зла, мы на­хо­дим сви­де­тель­ства в Свя­щен­ном Пи­са­нии, изоб­ра­жа­ю­щие эту тя­же­лую борь­бу добра и зла в че­ло­ве­че­ской при­ро­де. Борь­ба эта не­по­силь­на для ис­пор­чен­ной при­ро­ды без бла­го­дат­ной по­мо­щи Бо­жи­ей. А по­мощь эту че­ло­век по­лу­чал и мо­жет по­лу­чать толь­ко че­рез по­дви­ги ве­ры и бла­го­че­стия, где пост и мо­лит­ва за­ни­ма­ют пер­вое ме­сто. По об­раз­но­му вы­ра­же­нию свя­тых От­цов пост и мо­лит­ва суть кры­лья че­ло­ве­че­ско­го ду­ха, воз­но­ся­щие ду­шу в не­бес­ную даль, от жи­тей­ских по­пе­че­ний и су­е­ты, от гре­хов и без­за­ко­ний.

В Вет­хом За­ве­те по­сти­лись по 40 дней свя­тые про­ро­ки Бо­жии Мо­и­сей и Илья, удо­сто­ив­ши­е­ся по­том бе­се­до­вать со Хри­стом на го­ре Фа­вор (Исх.34:28; Мф.17:3). Не при­ни­мал пи­щи 3 не­де­ли про­рок Да­ни­ил (Дан.10:2-3) и 7 дней Езд­ра (Езд.8:21-23). Мо­лил­ся и по­стил­ся Царь Да­вид и по­лу­чил че­рез про­ро­ка На­фа­на про­ще­ние сво­е­го гре­ха от Бо­га (2Цар.12:16-20). По­сти­лась бла­го­че­сти­вая иуде­ян­ка Иудифь, "во все дни дев­ства сво­е­го", кро­ме пред­суб­бот­них дней и суб­бот, дней пе­ред но­во­ме­ся­чи­ем и празд­ни­ков (Иудиф.8:6). Ни­не­ви­тя­не мо­лит­вой и по­стом "от боль­шо­го до ма­ло­го" от­вра­ти­ли от гроз­ную ка­ру Бо­жию за их ве­ли­кие гре­хи (Ион.3:5-10). По­сти­лись из­ра­иль­тя­не по по­ве­ле­нию Бо­жию, во вре­мя страш­но­го опу­сто­ше­ния их зем­ли гу­се­ни­цей и са­ран­чой (Иоил.1:14, 2:12-15). Име­ли из­ра­иль­тя­не для уго­жде­ния Бо­гу и по­сто­ян­ные по­сты 4-го, 5-го, 7-го 10-го ме­ся­цев, что вид­но из кни­ги про­ро­ка За­ха­рии (Зах.8:19).

На гра­ни­це Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов мы ви­дим при­мер ве­ли­ко­го подвж­ни­че­ства в по­сте в ли­це Иоан­на Кре­сти­те­ля (Мк.1:6) и 84-лет­ней про­ро­чи­цы Ан­ны: "Тут бы­ла так­же Ан­на про­ро­чи­ца, дочь Фа­ну­и­ло­ва, от ко­ле­на Аси­ро­ва, до­стиг­шая глу­бо­кой ста­ро­сти, про­жив­ши с му­жем от дев­ства сво­е­го семь лет, вдо­ва лет 84-х, ко­то­рая не от­хо­ди­ла от хра­ма, по­стом и мо­лит­вой слу­жа Бо­гу день и ночь" (Лк.2:36-37).

В Но­вом За­ве­те пост уста­нов­лен и освя­щен са­мим Гла­вой Церк­ви хри­сти­ан­ской, Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, как Его лич­ным при­ме­ром по­ще­ния, так и Его уче­ни­ем и за­по­ве­дью о по­сте.

По­сле кре­ще­ния, пе­ред Сво­им вы­ступ­ле­ни­ем на об­ще­ствен­ное слу­же­ние Иисус Хри­стос про­вел 40 дней и но­чей в пу­сты­не в стро­гом по­сте. За­тем в На­гор­ной бе­се­де Хри­стос дал за­по­ведь: "Так­же, ко­гда по­сти­тесь, не будь­те уны­лы, как ли­це­ме­ры, ибо они при­ни­ма­ют на се­бя мрач­ные ли­ца, что­бы по­ка­зать­ся лю­дям по­стя­щи­ми­ся. Ис­тин­но го­во­рю вам, что они уже по­лу­ча­ют на­гра­ду свою... А ты, ко­гда по­стишь­ся, по­мажь гла­ву твою и умой ли­це твое, что­бы явить­ся по­стя­щим­ся не пред людь­ми, но пред От­цом тво­им, Ко­то­рый втай­не; и Отец твой, ви­дя­щий тай­ное, воз­даст те­бе яв­но" (Мф.6:16, 18).

По­сту, как ору­дию в борь­бе с ис­к­ше­ни­я­ми диа­во­ла, Хри­стос при­да­вал оди­на­ко­вое зна­че­ние с мо­лит­вой, го­во­ря: "сей же род из­го­ня­ет­ся мо­лит­вою и по­стом" (Мф.17:21).

Сле­дуя при­ме­ру Спа­си­те­ля, освя­ти­ли пость сво­ей жиз­нью и уче­ни­ем свя­тые апо­сто­лы и дру­гие но­во­за­вет­ные пра­вед­ни­ки в ве­ре.

Свя­той апо­стол Па­вел пи­сал о сво­их тру­дах, что он по­сто­ян­но: "в из­ну­ре­нии, ча­сто в бде­нии, в го­ло­де и жаж­де, ча­сто в по­сте, на сту­же и на­го­те" (2Кор.11:27) и, по­буж­дая дру­гих к со­блю­де­нию по­стов, го­во­рил о се­бе: "под уда­ра­ми, в тем­ни­цах, в из­гна­нии, в тру­дах, в бде­ни­ях и по­стах" (2Кор.6:5). О про­ро­ках и учи­те­лях Ан­тио­хий­ской Церк­ви чи­та­ем в Де­я­ни­ях: "В Ан­тио­хии, в та­мош­ней церк­ви бы­ли не­ко­то­рые про­ро­ки и учи­те­ли: Вар­на­ва, и Си­ме­он, на­зы­ва­е­мый Ни­гер, и Лу­ций Ки­ри­не­янин, и Ми­наил, со­вос­пи­тан­ник Иро­да чет­ве­ро­власт­ни­ка, и Савл. Ко­гда они слу­жи­ли Гос­по­ду и по­сти­лись, Дух Свя­той ска­зал: от­де­ли­те Мне Вар­на­ву и Савла на де­ло, к ко­то­ро­му Я при­звал их. То­гда они, со­вер­шив пост и мо­лит­ву и воз­ло­жив на ни ру­ки, от­пу­сти­ли их" (Деян.13:1-3).

Цер­ковь за­по­ве­ду­ет по­стя­щим­ся вку­шать в по­сты пи­щу рас­ти­тель­ную из про­дук­тов зем­ли и за­пре­ща­ет упо­треб­ле­ние мя­са и дру­гих про­дук­тов, по­лу­ча­е­мых из цар­ства жи­вот­но­го.

Та­ким об­ра­зом, Свя­тая Цер­ковь на вре­мя по­стов воз­вра­ща­ет по­стя­щих­ся к пер­во­быт­ной, нор­маль­ной, рай­ской пи­ще, ко­то­рая бы­ла за­по­ве­да­на Бо­гом пер­во­му че­ло­ве­ку. Это бы­ла пи­ща от пло­дов рас­те­ний и трав. Мяс­ная пи­ща Бо­гом раз­ре­ше­на лю­дям толь­ко по­сле по­то­па, в си­лу ослаб­ле­ния ор­га­низ­ма че­ло­ве­че­ско­го и ма­ло­пло­до­ро­дия зем­ли. Мяс­ная пи­ща име­ет свой­ство утуч­нять че­ло­ве­ка и по­рож­дать тя­жесть, сон­ли­вость, из­не­жен­ность и гре­хов­ность.

Цер­ковь Хри­сто­ва на­зна­чи­ла для по­дви­гов по­ста и по­ка­ян­ной мо­лит­вы осо­бое вре­мя в го­ду, и все ве­ру­ю­щие по дол­гу по­слу­ша­ния Ма­те­ри-Церк­ви, обя­за­ны со­блю­дать по­сты, при­дер­жи­ва­ясь уста­ва цер­ков­но­го от­но­си­тель­но пи­щи и пи­тия, по­свя­щая се­бя по­ка­ян­ной мо­лит­ве, по­дви­гам ми­ло­сер­дия и при­об­ща­ясь Свя­тых Та­ин.

И вот, не­смот­ря не все вы­ше­при­ве­ден­ные ука­за­ния о по­сте и его бла­го­твор­ном дей­ствии на ду­шу ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка, ни од­но дру­гое уче­ние и уста­нов­ле­ние Церк­ви Хри­сто­вой не под­вер­га­ет­ся та­ким на­пад­кам и из­вра­ще­ни­ям, как имен­но за­по­ведь о со­блю­де­нии по­стов.

Су­ще­ству­ют це­лые ис­по­ве­да­ния, как про­те­стант­ство и про­ис­шед­шие от не­го раз­ные сек­тант­ские и ере­ти­че­ские об­щи­ны, ко­то­рые от­вер­га­ют по­сты, Цер­ко­вью Все­лен­ской уста­нов­лен­ные. На­при­мер, Ка­то­ли­че­ская Цер­ковь, при­зна­вая по­сты, не счи­та­ет не­со­блю­де­ние их гре­хом и со сво­бод­ной со­ве­стью их на­ру­ша­ет. И те и дру­гие от­ри­ца­те­ли и на­ру­ши­те­ли по­стов пы­та­ют­ся для успо­ко­е­ния сво­ей со­ве­сти най­ти в Свя­щен­ном Пи­са­нии оправ­да­ние сво­е­му гре­ху про­тив­ле­ния за­по­ве­ди Бо­га и Его Свя­той Церк­ви. Они обыч­но за­щи­ща­ют свое не­пра­вое уче­ние ссыл­кой на сло­ва свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла: "Пи­ща не при­бли­жа­ет нас к Бо­гу, ибо едим ли мы, ни­че­го не при­об­ре­та­ем, не едим ли, ни­че­го не те­ря­ем" (1Кор.8:8).

Но в этих сло­вах апо­сто­ла го­во­рит­ся не о по­сте, а о пи­ще. Во вре­ме­на апо­сто­ла бы­ли спо­ры о чи­стой и не­чи­стой пи­ще. И свя­той апо­стол Па­вел разъ­яс­ня­ет, что все со­тво­рен­ное Бо­гом са­мо по се­бе чи­сто. "Я не знаю и уве­рен в Гос­по­де Иису­се, что нет ни­че­го в се­бе са­мом не­чи­сто­го, толь­ко по­чи­та­ю­ще­му что-ли­бо не­чи­стым, то­му не­чи­сто" (Рим.14:14). "Все мне поз­во­ли­тель­но, но не все долж­но об­ла­дать мною" (1Кор.6:12). "Ра­ди пи­щи не раз­ру­шай де­ла Бо­жия. Все чи­сто, но ху­до че­ло­ве­ку, ко­то­рый ест на со­блазн" (Рим.14:2). "Ибо Цар­ство Бо­жие не пи­ща и пи­тие, но пра­вед­ность, мир и ра­дость о Свя­том Ду­хе" (Рим.14:17).

Та­ким об­ра­зом, ука­зан­ные тек­сты свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла о пи­ще учат, что пи­ща са­ма по се­бе не слу­жит ни усло­ви­ем, ни пре­пят­стви­ем к до­сти­же­нию Цар­ства Бо­жия, что са­ма по се­бе пи­ща пост­ная (ово­щи) или скром­ная (мяс­ная) – не доб­ро и не зло, не она путь к Цар­ству Не­бес­но­му, не в пи­щи и пи­тии – пра­вед­ность, мир и ра­дость о Свя­том Ду­хе, а в че­ло­ве­че­ском серд­це, в че­ло­ве­че­ском хри­сти­ан­ском по­ве­де­нии. Все за­ви­сит от то­го, как че­ло­век упо­треб­ля­ет пи­щу и пи­тие – во сла­ву Бо­жию, на здра­вие и спа­се­ние ду­ши и те­ла, или на грех се­бе, на со­блазн дру­гим. Гре­хов­ны пи­ща и пи­тие то­гда, ко­гда че­ло­век ими зло­упо­треб­ля­ет в смыс­ле не­воз­держ­но­сти, пре­сы­ще­ния, или пре­слу­ша­ния за­по­ве­ди Бо­жи­ей и Церк­ви.

Сре­ди же сво­их, пра­во­слав­ных лю­дей, ко­то­рые на­зы­ва­ют се­бя ве­ру­ю­щи­ми, слы­шат­ся, на­при­мер, та­кие сло­ва: "Для че­го уста­нов­лен пост, раз­ве Бог нуж­да­ет­ся в на­шем те­лес­ном по­сте?" Ко­неч­но, Бог, дей­стви­тель­но, в этом не нуж­да­ет­ся, как не нуж­да­ет­ся Он ни в чем, но нуж­да­ет­ся в по­сте на­ша соб­ствен­ная ду­ша и на­ше те­ло. Вре­мя по­ста – вре­мя на­ше­го са­мо­ис­пы­та­ния, вре­мя от­че­та, что сде­ла­но на­ми не­пра­виль­но, за что со­весть нас уко­ря­ет. Вре­мя по­ста – вре­мя ду­шев­ной скор­би о гре­хах. А кто скор­бит по чи­сто жи­тей­ским де­лам или не­уда­чам, раз­ве не от­ка­зы­ва­ет­ся от пи­щи по це­лым дням, раз­ве не от­ка­зы­ва­ет­ся от вся­ких удо­воль­ствий, раз­ве не стра­да­ет дру­гой раз бес­сон­ни­цей, не­смот­ря на то, что близ­кие и род­ные уве­ще­ва­ют по­бе­речь свое здо­ро­вье? Вот по­че­му пост был все­гда и во все вре­ме­на у всех на­ро­дов, на­чи­ная от ев­ре­ев, ас­си­ри­ян, ин­дий­цев, ки­тай­цев, егип­тян, древ­них гре­ков и рим­лян, и кон­чая хри­сти­а­на­ми. Ес­ли по­стом лю­ди вы­ра­жа­ют свою грусть при жи­тей­ских не­взго­дах, то по­че­му же на­хо­дят­ся та­кие, ко­то­рые не же­ла­ют по­слу­шать­ся го­ло­са Церк­ви, при­зы­ва­ю­ще­го нас вы­ра­зить на­шу скорбь о гре­хах по­стом?

В са­мом де­ле, пой­дет ли на ум ско­ром­ная пи­ща то­му, кто оза­бо­чен по­ка­ян­ны­ми чув­ства­ми? В го­ло­ве ли бу­дут удо­воль­ствия и раз­вле­че­ния у то­го, чьи мыс­ли за­ня­ты тем, как за­слу­жить ми­лость от Бо­га че­рез по­ка­я­ние? Най­дет­ся ли та­кой че­ло­век, ко­то­рый, ис­крен­но вни­мая в церк­ви по­ка­ян­ным мо­лит­вам, вы­слу­ши­вая Еван­ге­лие о стра­стях Гос­под­них или при­ло­жив­шись к Пла­ща­ни­це, мо­жет по вы­хо­де из церк­ви на­пра­вить­ся, ска­жем, на бал или в те­атр, и в то же вре­мя уве­рять дру­гих, что он пре­ис­пол­нен по­ка­ян­ным чув­ством? Нет, ис­тин­ная ду­шев­ная скорбь об­на­ру­жи­ва­ет­ся и на внеш­ней на­шей жиз­ни.

Воз­ра­жа­ют про­тив­ни­ки по­ста и та­ки­ми до­во­да­ми, что пост, мол, из­ну­ря­ет те­ло, а Бог не тре­бу­ет, что­бы мы се­бя уби­ва­ли. К со­жа­ле­нию, воз­ра­жа­ю­щие за­бы­ва­ют или не зна­ют, что Цер­ковь осво­бож­да­ет от по­ста боль­ных, на ор­га­низм ко­то­рых вред­ным об­ра­зом вли­я­ет пост­ная пи­ща. Апо­столь­ское 69-е пра­ви­ло гла­сит: "Аще кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диа­кон, или ипо­ди­а­кон, или чтец, или пе­вец, не по­стит­ся во свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу пред Пас­хою, или в сре­ду, или в пят­ни­цу, кро­ме пре­пят­ствия от не­мо­щи те­лес­ныя: да бу­дет из­вер­жен. Аще же ми­ря­нин: да бу­дет от­лу­чен". 19-е пра­ви­ло Ган­гр­ско­го Со­бо­ра гла­сит: "Аще кто от по­движ­ни­ков без те­лес­ныя нуж­ды... раз­ре­ша­ет по­сты, пре­дан­ныя к об­ще­му со­блю­де­нию и хра­ни­мыя Цер­ко­вью, пре­бы­вая при том в пол­ном ра­зу­ме: да бу­дет под клят­вою". Свя­ти­тель Ти­мо­фей, Епи­скоп Алек­сан­дрий­ский в сво­ем пра­ви­ле 10-м, на во­прос: аще кто бо­лен и от силь­ныя бо­лез­ни со­вер­шен­но ис­то­щен, и при­бли­жа­ет­ся Свя­тая Пас­ха, не­пре­мен­но ли дол­жен та­ко­вой по­стить­ся, или по при­чи­не силь­на­го из­не­мо­же­ния его, свя­щен­но­слу­жи­тель раз­ре­шит упо­треб­ля­ти, что мо­жет, или елей и ви­но? от­ве­ча­ет: "Долж­но раз­ре­ша­ти боль­но­му прии­ма­ти пи­щу и пи­тие, смот­ря по то­му, что мо­жет он по­не­сти. Ибо со­всем ис­то­щен­но­му упо­треб­ля­ти елей есть де­ло пра­вое". В пра­ви­ле 8-м то­го же свя­ти­те­ля ста­вит­ся та­кой во­прос: "Аще же­на ро­дит пред Свя­тою Пас­хою, на Ве­ли­кой сед­ми­це, долж­на ли по­стить­ся и не пи­ти ви­на, или раз­ре­ша­ет­ся она от по­ста и от за­пре­ще­ния пи­ти ви­но ра­ди то­го, яко ро­ди­ла?" От­вет на не­го та­ков: "Пост уста­нов­лен для усми­ре­ния на­ше­го те­ла. И так, ко­гда те­ло на­хо­дит­ся в сми­ре­нии и в не­мо­щи, то долж­на она при­ни­мать пи­щу и пи­тие, яко­же хо­щет и по­не­сти мо­жет". А в "Син­таг­ме" еще при­бав­ле­но: "Ко­гда оно, т.е. те­ло, сла­бо, то нуж­да­ет­ся не в обуз­да­нии, а в по­мо­щи, что­бы оздо­ро­веть и со­брать преж­нюю си­лу".

Не­смот­ря на свои весь­ма труд­ные по­дви­ги, ко­то­рые нам не под си­лу, свя­тые по­движ­ни­ки боль­шей ча­стью до­сти­га­ли глу­бо­кой ста­ро­сти. Зна­чит, стро­гие по­сты и из­ну­ре­ние по­стом и тру­дом пло­ти не со­кра­ща­ют жиз­ни че­ло­ве­че­ской, и по­то­му не­со­блю­де­ние по­ста под пред­ло­гом со­хра­не­ния здо­ро­вья есть боль­шей ча­стью от­го­вор­ка, при­кры­ва­ю­щая пло­то­уго­дие и ду­хов­ную ле­ность.

Го­во­рят не­ко­то­рые и та­кое: "Пусть бы пост со­сто­ял в ко­ли­че­стве, а не в ка­че­стве, т.к. пост­ная пи­ща ино­гда вкус­нее и пи­та­тель­нее мяс­ной!" Ко­неч­но, мож­но пост­ной пи­щей объ­едать­ся, к при­ме­ру, здесь, в этой стра­не, где так мно­го вся­ких пост­ных про­дук­тов, и в жиз­ни не­ко­то­рых "пост­ни­ков" это ча­сто и слу­ча­ет­ся.

Та­кой пост, ко­неч­но, Цер­ковь осуж­да­ет и на­зы­ва­ет его фа­ри­сей­ством, т.е. сло­ва­ми са­мо­го Спа­си­те­ля. Не­со­об­раз­ность та­ко­го по­ста с ду­хом уче­ния Церк­ви оче­вид­на. Цер­ковь раз­де­ли­ла пи­щу на пост­ную и ско­ром­ную не для то­го, что­бы объ­едать­ся пер­вой, не для то­го, что­бы пост­ная пи­ща слу­жи­ла про­дук­том для при­го­тов­ле­ния изыс­кан­ных блюд, а для то­го, что­бы уме­рен­ное упо­треб­ле­ние ее на­по­ми­на­ло нам, что те­перь вре­мя раз­мыш­ле­ния бо­лее о ду­ше, чем о те­ле.

Из всех су­ществ, жи­ву­щих на зем­ле, толь­ко че­ло­век ода­рен спо­соб­но­стью под­вер­гать се­бя са­мо­ис­пы­та­нию и са­мо­ис­прав­ле­нию. Дру­гие су­ще­ства се­бя не про­ве­ря­ют, т.к. ина­че они не мо­гут по­сту­пать. Один толь­ко че­ло­век в ми­ре и мо­жет по­стить­ся, т.е. от­ка­зы­вать се­бе в том или ином ра­ди по­лез­ных выс­ших це­лей. И в этом слу­чае пост яв­ля­ет­ся весь­ма по­ло­жи­тель­ным вос­пи­та­те­лем во­ли че­ло­ве­че­ской, ко­то­рая яв­ля­ет­ся ру­лем в на­шей жиз­ни, на­прав­ля­ю­щим нас на путь добра или гре­ха.

В за­клю­че­ние при­ве­ду глу­бо­ко на­зи­да­тель­ное на­став­ле­ние и сви­де­тель­ство о поль­зе для здо­ро­вья пост­ни­че­ско­го по­дви­га: "Уди­ви­тель­ная вещь: сколь­ко мы ни хло­по­чем о на­шем здо­ро­вье, ка­ких са­мых здо­ро­вых и при­ят­ных ку­ша­ний не едим, ка­ких здо­ро­вых на­пит­ков ни пьем, сколь­ко ни от­гу­ли­ва­ем­ся на све­жем воз­ду­хе, а все в кон­це кон­цов вы­хо­дит то, что под­вер­га­ем­ся бо­лез­ням и тле­нию. Свя­тые же, пре­зи­рав­шие плоть, умерщ­вляв­шие се­бя бес­пре­стан­ным воз­дер­жа­ни­ем, по­стом, ле­жа­ни­ем на го­лой зем­ле, бде­ни­ем, обес­смер­ти­ли ду­шу и плоть свою. На­ши те­ла, мно­го­пи­та­е­мые и сла­сто­пи­та­е­мые, из­да­ют смрад по­сле смер­ти, а ино­гда и при жиз­ни, а их те­ла бла­го­уха­ют и цве­тут как при жиз­ни, так и по смер­ти. Бра­тие мои! Пой­ми­те за­да­чу, цель сво­ей жиз­ни. Мы долж­ны умерщ­влять мно­го­страст­ное те­ло че­рез воз­дер­жа­ние, труд, мо­лит­ву, а не ожив­лять его че­рез ла­ком­ство, пре­льще­ние и ле­ность".

И так, бу­дем пом­нить, что пост­ная пи­ща слу­жит для нас на­по­ми­на­ни­ем о вре­ме­ни на­ше­го са­мо­ис­пы­та­ния, о вре­ме­ни по­ка­я­ния и о вре­ме­ни на­ше­го са­мо­ис­прав­ле­ния.

"По­стя­ще­ся, бра­тие, те­лес­не, по­стим­ся и ду­хов­не: раз­ре­шим всяк со­юз не­прав­ды, рас­торг­нем стро­пот­ная нужд­ных из­ме­не­ний, вся­кое на­пи­са­ние не­пра­вед­ное раз­де­рем, да­дим ал­чу­щим хлеб, и ни­щия бес­кров­ныя вве­дем в до­мы, да при­и­мем от Хри­ста Бо­га ве­лию ми­лость. Аминь".

Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Дом­бров­ский

Случайный тест