Пророк милосердия

osiiaСе­го­дня, 30 ок­тяб­ря (17-го по ста­ро­му сти­лю), Пра­во­слав­ная Цер­ковь чтит па­мять про­ро­ка Осии, жив­ше­го очень дав­но – ещё в VIII сто­ле­тии до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Вме­сте со сво­им стар­шим совре­мен­ни­ком Амо­сом он про­по­ве­до­вал в Из­ра­иль­ском (Се­вер­ном) цар­стве неза­дол­го до его ги­бе­ли в 722 го­ду до н. э. Эти пер­вые про­ро­ки из ве­ли­кой пле­я­ды «про­ро­ков-пи­са­те­лей» яви­ли со­бой в ис­то­рии вет­хо­за­вет­ной ре­ли­гии ка­че­ствен­но но­вую сту­пень бо­го­по­зна­ния[1].

Про­по­ве­ди и по­уче­ния Осии мы мо­жем най­ти в пер­вом раз­де­ле Биб­лии – Вет­хом За­ве­те, в кни­ге, над­пи­сан­ной его име­нем. Глав­ная те­ма кни­ги – те­ма люб­ви и ис­тин­но­го веде­ния Бо­га. «Я ми­ло­сти хо­чу, а не жерт­вы, и бо­говеде­ния бо­лее, неже­ли все­со­жже­ний», – го­во­рит он от Ли­ца Бо­га (Ос.6:6). Оче­вид­но, Хри­стос ча­сто ци­ти­ро­вал эти сло­ва, об­ра­ща­ясь к за­кон­ни­кам и фа­ри­се­ям, ду­мав­шим, что мож­но оправ­дать­ся пред Бо­гом и снис­кать Его бла­го­во­ле­ние пу­тем бо­га­тых жертв, ли­це­мер­ных по­стов и ис­пол­не­ни­ем ка­зу­и­сти­че­ских пред­пи­са­ний Мо­и­се­е­ва За­ко­на (То­ры). Во вся­ком слу­чае, еван­ге­лист Мат­фей два­жды вкла­ды­ва­ет Ему в уста эти сло­ва Осии (Мф.9:13, 12:7). Вы­да­ю­щий­ся оте­че­ствен­ный бо­го­слов-про­све­ти­тель про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень очень точ­но на­звал Осию «про­ро­ком тре­бо­ва­тель­ной люб­ви Бо­жи­ей».

Осия впер­вые воз­гла­сил, что Бог – не толь­ко гроз­ный и ка­ра­ю­щий Су­дия, как ду­ма­ли рань­ше (а мно­гие ду­ма­ют до сих пор[2]), но, преж­де все­го, – Отец, ис­пол­нен­ный ми­ло­сер­дия. Это же ка­че­ство – ми­ло­сер­дие – тре­бу­ет­ся и от че­ло­ве­ка, и Бог не при­ни­ма­ет мо­лит­вы злых лю­дей, кле­вет­ни­ков и ин­три­га­нов, ки­ча­щих­ся сво­им мни­мым пра­во­ве­ри­ем.

Про­рок Осия вы­ра­зил са­мое глав­ное в от­но­ше­нии Бо­га и че­ло­ве­ка, и имен­но его сло­ва­ми об­ра­ща­ет­ся к сво­им совре­мен­ни­кам и ко всем нам Иисус Хри­стос: «Пой­ди­те, на­учи­тесь, что зна­чит: „Ми­ло­сти хо­чу, а не жерт­вы“» (Мф.9:13). Имен­но ми­ло­сти по от­но­ше­нию к окру­жа­ю­щим лю­дям – лю­дям всем на­цио­наль­но­стей и ве­ро­ис­по­ве­да­ний – хо­чет от нас Все­выш­ний, а без это­го бес­по­лез­но хо­дить в храм, ста­вить пу­до­вые све­чи, кла­нять­ся и да­же бить­ся лбом об пол. Всё это де­ла­ли фа­ри­сеи и ли­це­ме­ры, ко­то­рых су­ро­во осуж­дал Хри­стос. Увы! Их нема­ло (род бес­смерт­ный!) и сре­ди хри­сти­ан. Про­рок Осия за­став­ля­ет нас ещё раз кри­ти­че­ски оце­нить свой путь и ду­хов­ное со­сто­я­ние.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


При­ме­ча­ния

[1] «Про­ро­ки-пи­са­те­ли» – не слиш­ком точ­ный, но тех­ни­че­ски удоб­ный тер­мин для обо­зна­че­ния пле­я­ды про­ро­ков (на­чи­ная с Амо­са), кни­ги ко­то­рых (ча­сто до­пол­нен­ные тек­ста­ми безы­мян­ных про­ро­ков) во­шли в со­став Вет­хо­го За­ве­та. За­клю­че­ни­ем их про­ро­честв о на­ступ­ле­нии Но­во­го За­ве­та (Иер.31:31-34), ко­то­рый, в от­ли­чие от Вет­хо­го, бу­дет за­клю­чен уже непо­сред­ствен­но со все­ми людь­ми Мес­си­ей стра­да­ю­щим (Ис.53), – ста­ли сло­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля, ука­зу­ю­ще­го на То­го, в Ком во­пло­тил­ся смысл вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии: «Вот – Аг­нец Бо­жий, бе­ру­щий на Се­бя грех ми­ра» (Ин.1:29).

[2] На­при­мер: «Я – Бог Рев­ни­тель, на­ка­зы­ва­ю­щий де­тей за ви­ну от­цов до тре­тье­го и чет­вер­то­го ро­да», – чи­та­ем мы в зна­ме­ни­том Де­ся­ти­сло­вии Мо­и­сея (Исх.20:5). Здесь ещё вы­ра­же­но родо­пле­мен­ное («кол­лек­ти­вист­ское бес­со­зна­тель­ное») ми­ро­ощу­ще­ние, где от­дель­ный че­ло­век ни­че­го не сто­ит. Та­кое пред­став­ле­ние о Бо­ге ре­ши­тель­но от­верг­ли «Ве­ли­кие Учи­те­ля че­ло­ве­че­ства» в пе­ри­од «Осевого вре­ме­ни» (VIII–III вв. до н. э.) (опре­де­ле­ние фило­со­фа Кар­ла Яс­пер­са). Биб­лей­ские про­ро­ки за­ни­ма­ют сре­ди них ис­клю­чи­тель­ное ме­сто. Про­ро­ки ре­ши­тель­но утвер­жда­ют лич­ную от­вет­ствен­ность каж­до­го че­ло­ве­ка пе­ред Бо­гом, его непре­хо­дя­щую цен­ность в очах Твор­ца. Так, про­рок Ие­зе­ки­иль (VI в. до н. э.) спра­ши­ва­ет совре­мен­ни­ков: «За­чем вы упо­треб­ля­е­те в зем­ле Из­ра­иле­вой эту по­сло­ви­цу, го­во­ря: „От­цы ели кис­лый ви­но­град, а у де­тей на зу­бах оско­ми­на“? Жи­ву Я! – го­во­рит Гос­подь Бог. – Не бу­дут впе­ред го­во­рить по­сло­ви­цу эту в Из­ра­и­ле. Сын не по­не­сет ви­ны от­ца, и отец не по­не­сет ви­ны сы­на» (Иез.18:2-3, 20; ср. Иер.31:29-30). Бо­лее то­го: «Раз­ве Я хо­чу смер­ти без­за­кон­ни­ка? – го­во­рит Гос­подь Бог. – Не то­го ли, чтобы он об­ра­тил­ся от пу­тей сво­их и был жив?» (Иез.18:23). Апо­фе­оз это­го ми­ро­ощу­ще­ния – в прит­чах Спа­си­те­ля о за­блу­див­шей­ся ов­це, по­те­рян­ной драх­ме и дру­гих (речь ведь идёт о лю­дях, а не о жи­вот­ных и ве­щах).

Ли­те­ра­ту­ра

Мень А., прот. Вест­ни­ки Цар­ства Бо­жия: Биб­лей­ские про­ро­ки от Амо­са до Ре­став­ра­ции (VIII–IV вв. до н. э.). М., 1992 (луч­шая ра­бо­та о биб­лей­ских про­ро­ках на рус­ском язы­ке; со­дер­жит по­дроб­ную биб­лио­гра­фию по дан­ной те­ме); Он же. Как чи­тать Биб­лию: Ру­ко­вод­ство к чте­нию книг Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та. Ч. 2. М., 1998 (о про­ро­ке Осии – с. 432–444); Аве­рин­цев С. Древ­не­ев­рей­ская ли­те­ра­ту­ра // Ис­то­рия все­мир­ной ли­те­ра­ту­ры. М., 1983, т. 1, с. 274–278, 284–286.

Случайный тест