Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Пророк милосердия

osiiaСегодня, 30 октября (17-го по старому стилю), Православная Церковь чтит память пророка Осии, жившего очень давно – ещё в VIII столетии до Рождества Христова. Вместе со своим старшим современником Амосом он проповедовал в Израильском (Северном) царстве незадолго до его гибели в 722 году до н. э. Эти первые пророки из великой плеяды «пророков-писателей» явили собой в истории ветхозаветной религии качественно новую ступень богопознания[1].

Проповеди и поучения Осии мы можем найти в первом разделе Библии – Ветхом Завете, в книге, надписанной его именем. Главная тема книги – тема любви и истинного ведения Бога. «Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений», – говорит он от Лица Бога (Ос.6:6). Очевидно, Христос часто цитировал эти слова, обращаясь к законникам и фарисеям, думавшим, что можно оправдаться пред Богом и снискать Его благоволение путем богатых жертв, лицемерных постов и исполнением казуистических предписаний Моисеева Закона (Торы). Во всяком случае, евангелист Матфей дважды вкладывает Ему в уста эти слова Осии (Мф.9:13,12:7). Выдающийся отечественный богослов-просветитель протоиерей Александр Мень очень точно назвал Осию «пророком требовательной любви Божией».

Осия впервые возгласил, что Бог – не только грозный и карающий Судия, как думали раньше (а многие думают до сих пор[2]), но, прежде всего, – Отец, исполненный милосердия. Это же качество – милосердие – требуется и от человека, и Бог не принимает молитвы злых людей, клеветников и интриганов, кичащихся своим мнимым правоверием.

Пророк Осия выразил самое главное в отношении Бога и человека, и именно его словами обращается к своим современникам и ко всем нам Иисус Христос: «Пойдите, научитесь, что значит: „Милости хочу, а не жертвы“» (Мф.9:13). Именно милости по отношению к окружающим людям – людям всем национальностей и вероисповеданий – хочет от нас Всевышний, а без этого бесполезно ходить в храм, ставить пудовые свечи, кланяться и даже биться лбом об пол. Всё это делали фарисеи и лицемеры, которых сурово осуждал Христос. Увы! Их немало (род бессмертный!) и среди христиан. Пророк Осия заставляет нас ещё раз критически оценить свой путь и духовное состояние.

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия


Примечания

[1] «Пророки-писатели» – не слишком точный, но технически удобный термин для обозначения плеяды пророков (начиная с Амоса), книги которых (часто дополненные текстами безымянных пророков) вошли в состав Ветхого Завета. Заключением их пророчеств о наступлении Нового Завета (Иер.31:31-34), который, в отличие от Ветхого, будет заключен уже непосредственно со всеми людьми Мессией страдающим (Ис.53), – стали слова Иоанна Крестителя, указующего на Того, в Ком воплотился смысл ветхозаветной истории: «Вот – Агнец Божий, берущий на Себя грех мира» (Ин.1:29).

[2] Например: «Я – Бог Ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода», – читаем мы в знаменитом Десятисловии Моисея (Исх.20:5). Здесь ещё выражено родоплеменное («коллективистское бессознательное») мироощущение, где отдельный человек ничего не стоит. Такое представление о Боге решительно отвергли «Великие Учителя человечества» в период «Осевого времени» (VIII–III вв. до н. э.) (определение философа Карла Ясперса). Библейские пророки занимают среди них исключительное место. Пророки решительно утверждают личную ответственность каждого человека перед Богом, его непреходящую ценность в очах Творца. Так, пророк Иезекииль (VI в. до н. э.) спрашивает современников: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина“? Живу Я! – говорит Господь Бог. – Не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (Иез.18:2-3,20; ср. Иер.31:29-30). Более того: «Разве Я хочу смерти беззаконника? – говорит Господь Бог. – Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез.18:23). Апофеоз этого мироощущения – в притчах Спасителя о заблудившейся овце, потерянной драхме и других (речь ведь идёт о людях, а не о животных и вещах).

Литература

Мень А., прот. Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII–IV вв. до н. э.). М., 1992; Он же. Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Ч. 2. М., 1998 (о пророке Осии – с. 432–444); Аверинцев С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы. М., 1983, т. 1, с. 274–278, 284–286.

Случайный тест