Святой великомученик и целитель Пантелеимон
Целитель Пантелеимон – христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Он родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия, при этом его мать, святая Еввула, была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, однако рано умерла, когда он был еще подростком.
Родители будущего святого назвали его Пантолеоном («по всему лев»), так как хотели воспитать его мужественным и бесстрашным. Отец отдал его в начальную языческую школу, окончив которую, молодой человек стал обучаться врачебному искусству у знаменитого в то время в Никомидии врача Евфросина, после чего стал известен императору Максимиану (284-305 н.э.), который, оценив его профессиональные качества, способность к красноречию и хорошие манеры, захотел сделать его придворным врачом.
В то время в Никомидии проживали тайно священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима. Св. Ермолай неоднократно видел Пантолеона, проходившего мимо его убежища. Однажды он пригласил его к себе и рассказал о христианской вере – после этого разговора будущий целитель стал регулярно приходить к св. Ермолаю, беседуя с ним.
Однажды Пантолеон увидел на улице мертвого ребенка, которого укусила ехидна, еще не успевшая отойти от него. Он начал молиться Господу Иисусу Христу о том, чтобы Он воскресил умершего и умертвил ехидну, твердо при этом решив, что в случае исполнения просимого, примет Крещение и станет христианином. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски – и все это произошло на глазах у Пантолеона.
После этого он был крещен св. Ермолаем с именем Пантелеимон, которое означает «всемилостивый». Его отец Евсторгий также крестился чуть позже, когда увидел, как его сын исцелил слепого призыванием имени Иисуса Христа. К тому же, став христианином, Пантелеимон часто беседовал со своим отцом, разъясняя ему основы христианской веры.
Когда Евсторгий умер, святой решил посвятить свою жизнь больным, нищим и страждущим. Он лечил всех, обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Спасителя. Он приходил к узникам в темницы и лечил их – особенно это касалось христиан, которыми в то время были переполнены тюрьмы. В скором времени слух о милостивом враче распространился по всему городу и жители больше не обращались к другим врачам, а искали встречи с целителем. Тогда врачи из зависти донесли императору о том, что святой лечит христианских узников.
Мученичество
Император Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, доказав тем самым верность язычеству. Но Пантелеимон открыто исповедал себя христианином – кроме этого, он прямо на глазах императора исцелил расслабленного.
Император Максимиан, ожесточившись, приказал казнить исцеленного, а святого целителя подверг жестоким пыткам. Его повесили на дереве и рвали тело железными крюками, растягивали на колесе, обжигали свечами, бросали в кипящее олово. Однако после всех этих истязаний святой оставался невредим, и Господь неоднократно являлся ему и укреплял его. К слову, в это же время перед языческим судом предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, которые исповедали себя христианами и были обезглавлены.
Далее святого Пантелеимона привели в цирк и бросили на растерзание диким зверям – но они лизали его ноги и стремились прикоснуться к нему, отталкивая друг друга. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!». После этого император приказал своим воинам убить всех, кто славил Иисуса Христа, причем даже зверей, не тронувших святого мученика. Святой Пантелеимон при этом воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!»
Разъяренный Максимиан приказывает отрубить великомученику голову. Его привязали к масличному дереву, после чего святой начал молиться. Один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не причинил великомученику никакого вреда. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!». В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном, «многомилостивым», вместо прежнего имени Пантолеон. После этого воины упали на колени перед мучеником и просили прощения – палачи отказались продолжать казнь, но святой повелел выполнить приказ императора. Тогда воины, целуя его руки, со слезами простились с ним. А когда мученику отсекли голову, из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой он был привязан, расцвела и одновременно заплодоносила. Многие свидетели этого стали впоследствии христианами. Тело святого было брошено в костер – но осталось неповрежденным.
Слуги великомученика Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.
Почитание
Глава святого Пантелеимона хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме его имени. Частицы его мощей находятся во многих городах России. В Никомидии в день его памяти совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого, в этот день сюда съезжаются тысячи людей и привозят сотни больных в надежде исцеления. В церковной книге, хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученику.
Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, «лев во всем». Второе имя, данное при Крещении - Пантелеимон, то есть «всемилостивый», раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств вытекает из той логики, что воины, чаще других получающие раны, более всего нуждаются во врачевании.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика, 9 августа по новому стилю (27 июля по старому стилю) русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме).
Цитата (письма об исцелении)
(Из книги «Житие, страдания и чудеса св. великомученика и целителя Пантелеимона», в 2-х частях. Репринтное издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, г.Москва, 1996г. (Первоначально- Издание 11-е Афонского Русского Пантелеимонова (17) монастыря, Москва, Большая Якиманка, 1903г.)
«Муж моей дочери Алексей сильно заболел тифом. Он потерял сознание, началось воспаление в мозгу, по всему телу показались черные пятна, лицо изменилось, язык притупился, так что мы с трудом могли понимать его речь. При самом начале болезни дочь моя внесла в комнату больного икону св.великомученика Пантелеимона и постоянно теплила пред ней лампаду. Больной в бреду всех спрашивал: «Какой здесь молодой человек поселился у меня в комнате? Как он мне все хорошо устроил». Из сих слов мы поняли, что угодник Божий не оставляет нашего больного своею милостию. Когда мы дали ему св. елея от мощей св. Угодника, присланного вами, помазали голову и причастили св. Таин, то сознание возвратилось к нему и он получил совершенное исцеление».
(Письмо Клавдии Николаевны Ламакиной, из г.Белева)
«В первых числах августа 1872 г. внезапно появилась в нашем городе моровая язва. Смертность стала быстро увеличиваться, так что не проходило почти одного часу, чтобы не умирал человек. Страх и уныние распространилось по городу. Некоторым из граждан пришла благая мысль устроить крестный ход. 21 августа, по совершении божественной литургии, подняли из собора все иконы, и в том числе икону св. великомученика Пантелеимона, и на пути читали акафисты. Когда начали читать акафист св. Пантелеимону, то все заметили, как синеватый туман разлился по всей местности, когда же кончился акафист, туман мгновенно рассеялся. Народ ободрился, видя в сем знамение милости Божией. Все наперерыв стали спрашивать друг друга: кто это св. целитель Пантелеимон, откуда приобретена его икона и т.п. Знающие рассказывали о дивных чудесах св.Страстотерпца и все стали возносить к нему молитвы о помощи. – Моровая язва с этого дня совершенно прекратилась, и в городе нашем водворилась тишина и спокойствие по мощному ходатайству великого Угодника Божия».
(Из письма мещанина г.Карачева Василья Михайловича Маслова)
«В 1849 г. на Святой горе в числе поклонников был один благочестивый муж, липецкий мещанин Е.О.Чайковский. По возвращении домой, он утешался воспоминанием о поездке и особенно тем, что имел у себя образ св. великомученика Пантелеимона и акафист ему, привезенные им с Афона, но великий Угодник готовил ему еще большее утешение за его веру и усердие к нему. В том уезде, где жил Чайковский, жена помещика, Владимира Прокопьевича Х-ва, Анна Петровна, страдала в несчастных родах и была без всякой надежды на жизнь; принятые докторами чрезвычайные меры оказались безуспешными и страдалица, в невыразимых муках, приближалась к смерти. В это время (в декабре 1862г.) о больной было совершаемо её приближенными молебствие с коленопреклонением в соборной церкви г.Липецка, при котором случайно находился и Чайковский. Священник предложил при этом сетующему мужу отслужить молебен и св. великомученику Пантелеимону. Е.О.Чайковский не знал этого; но слыша лишь что моление совершается за болящую Анну и что эта Анна- умирающая жена помещика Х-ва, тут же, по возродившемуся у него собственному желанию, решился послать к больной в деревню имеющийся у него образ и акафист св.Пантелеимона, чтобы там был отслужен сему великому Чудотворцу молебен с акафистом. Для удрученного горем мужа предложение это было отрадным утешением, и он, по приезде к страдавшей, тотчас же пригласил священника, и когда собрались служить молебен, то больная лишь только увидела икону св. Целителя и положила на себе крестное знамение немедленно погрузилась в сон, и проспала целые сутки. Проснувшись, она почувствовала себя здоровою и разрешилась от бремени.
Узнав об этом чуде, Е.О.Чайковский сам приехал к г-же Х-вой в деревню, чтобы лично видеть Анну Петровну и нашел ее совершенно здоровою. Об этом он уведомил одного из братий нашей обители, письмом от 29-го января 1863г. Сама же болевшая и спасенная помощию св. Целителя препроводила в обитель воздухи и удостоверяла о своем исцелении в кратком письме, от 7-го числа мая 1863г».
Дмитрий Борисов
По материалам: http://www.nsad.ru