Великий канон прп. Андрея Критского

протоиерей Александр Абрамов

Ве­че­ра­ми на пер­вой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста мы бла­го­че­сти­во сто­им в хра­ме. Мы слу­ша­ем ка­нон. То и де­ло там воз­ни­ка­ют име­на тех или иных пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков. Но они за­ча­стую ни­че­го не зна­чат для нас. Мы про­пус­ка­ем их ми­мо ушей, по­ла­гая, что речь идет о неких бла­го­че­сти­вых об­ра­зах, ко­то­ры­ми Цер­ковь хо­те­ла нам что-то доб­рое ска­зать. А ведь эти­ми об­ра­за­ми сам Бог через пре­по­доб­но­го Ан­дрея с на­ми раз­го­ва­ри­ва­ет. «Цер­ковь что-то древ­нее вспо­ми­на­ет, и это, на­вер­ное, что-то хо­ро­шее о цен­но­стях», – воз­мож­но, так мы мыс­лим, ко­гда чи­та­ем или слы­шим что-то не до кон­ца яс­ное нам. И не да­ем се­бе тру­да неяс­ное сде­лать яс­ным, под­го­то­вить­ся к служ­бе, чтобы по­ни­мать как мож­но пол­нее то, о чем го­во­рит нам ве­ли­кий по­ка­ян­ный ка­нон. И этим се­бя окра­ды­ва­ем.

Ко­неч­но, об­щее по­ка­ян­ное на­стро­е­ние во вре­мя чте­ния ка­но­на со­зда­ет­ся вне за­ви­си­мо­сти от то­го, как мно­го мы го­то­вы ин­тел­лек­ту­аль­но вос­при­нять. Обя­за­тель­но нуж­но хо­дить на по­ка­ян­ный ка­нон Ан­дрея Крит­ско­го, при­чем в первую неде­лю. Это ка­мер­тон, с по­мо­щью ко­то­ро­го за­да­ет­ся на­строй на Ве­ли­кий пост. По­том лю­ди бу­дут го­во­рить: «Тут мы про­ва­ли­лись, здесь упа­ли, там пост опро­ки­ну­ли». Ве­ли­кий пост мож­но на­чи­нать в лю­бую еди­ни­цу вре­ме­ни. Во вто­рую неде­лю, в тре­тью. Не на­до бо­ять­ся упасть, на­до бо­ять­ся не встать. И Ве­ли­кий по­ка­ян­ный ка­нон нам по­мо­жет.

Пе­ред на­ми про­хо­дит че­ре­да вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков, угод­ни­ков Бо­жи­их и лю­дей, Бо­га про­гне­вав­ших. Пре­по­доб­ный Ан­дрей об­ра­ща­ет­ся и к Но­во­му За­ве­ту – рас­ска­зы­ва­ет о его свя­тых и о том, что сде­лал для ми­ра Хри­стос. И вся­кое его об­ра­ще­ние к биб­лей­ской ис­то­рии – это по­вод со­по­ста­вить то, что про­ис­хо­ди­ло ко­гда-то дав­но с людь­ми, с тем, что со­вер­ша­ет­ся сей­час с на­ми. Участ­вуя в бо­го­слу­же­нии Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на, мы с ва­ми ста­но­вим­ся ча­стью Свя­щен­ной ис­то­рии. Мы за­хо­дим в храм с улич­но­го хо­ло­да и по­гру­жа­ем­ся в ту ис­то­рию, где уже не бу­дет вре­ме­ни, где есть лишь Веч­ность, ко­то­рая рас­ста­ви­ла все на свои ме­ста и каж­до­му да­ла окон­ча­тель­ную оцен­ку. И че­ло­век, не рас­ка­яв­ший­ся пе­ред Бо­гом, не пла­чу­щий пе­ред Ним, уже ни­ко­гда не станет в гла­зах лю­дей и, глав­ное, в гла­зах Бо­жи­их иным.

Но Цер­ковь не бы­ла бы Цер­ко­вью, не бы­ла бы со­об­ще­ством ка­ю­щих­ся греш­ни­ков, где каж­дый нуж­да­ет­ся в по­мо­щи, ес­ли бы она по­ста­ви­ла ак­цент на невоз­мож­но­сти пе­ре­ме­ны. Пе­ре­ме­ны невоз­мож­ны в ис­то­рии: там все уже ре­ше­но. А для нас воз­мож­ность пе­ре­ме­ны су­ще­ству­ет. И да­же ес­ли нам са­мим ка­жет­ся, что ее нет, Цер­ковь на­по­ми­на­ет: невоз­мож­ное че­ло­ве­кам воз­мож­но Бо­гу (Лк.18:27). В од­ном из тро­па­рей се­го­дняш­не­го ка­но­на пре­по­доб­ный Ан­дрей на­по­ми­на­ет нам о том, как Гос­подь очи­стил про­ка­жен­ную ру­ку про­ро­ка Мо­и­сея[1]. «Так же, – го­во­рит он, – Бог мо­жет убе­лить и очи­стить на­шу про­ка­жен­ную жизнь».

Бог не на­зы­ва­ет­ся в ка­ноне пер­во­го дня Ве­ли­ко­го по­ста гроз­ным на­ка­за­те­лем, мздо­воз­да­я­те­лем. Бог на­зы­ва­ет­ся в ка­ноне Щед­рым к греш­ни­кам. Щед­рость Бо­жия – в про­ще­нии, в же­ла­нии и го­тов­но­сти дви­гать­ся на­встре­чу стра­да­ю­ще­му и про­ся­ще­му по­мо­щи и про­ще­ния че­ло­ве­ку. Это и есть то, ра­ди че­го Цер­ковь пред­ла­га­ет лю­дям пост. Он был бы аб­со­лют­но ли­шен смыс­ла, ес­ли бы мы зна­ли, что через пол­то­ра ме­ся­ца при­дем к Па­схе та­ки­ми же, как бы­ли, или да­же еще бо­лее сер­ди­ты­ми. А Бог, смот­ря на нас, махнет ру­кой.

Бог не ма­шет на нас ру­кой. Он при­зы­ва­ет нас к де­я­тель­ной еже­днев­ной пе­ре­мене к луч­ше­му, к борь­бе со сво­и­ми га­да­ми и де­мо­на­ми, обу­ре­ва­ю­щи­ми на­ши чув­ства. Бог лю­бит нас и без то­го, но дви­же­ние на­встре­чу Ему Он це­лу­ет. И не оста­нет­ся без бла­го­сло­ве­ния Бо­жия шаг че­ло­ве­ка – сме­лый шаг – из гре­ха к прав­де и чи­сто­те. Это очень труд­ные ша­ги. Они осо­бен­но труд­ны в пер­вые дни Ве­ли­ко­го по­ста, ко­гда мы толь­ко на­чи­на­ем путь к Па­схе. Но бла­жен, кто осме­лит­ся сде­лать их. Ни­ко­гда он не по­жа­ле­ет о них и в них не рас­ка­ет­ся.

Из кн. «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем»


При­ме­ча­ние

[1] Ру­ка нас Мо­и­сео­ва да уве­рит, ду­ше, ка­ко мо­жет Бог про­ка­жен­ное жи­тие убе­ли­ти и очи­сти­ти, и не от­чай­ся са­ма се­бе, аще и про­ка­жен­на еси. – Ве­ли­кий по­ка­ян­ный ка­нон Ан­дрея Крит­ско­го, чи­та­е­мый в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста. Песнь 6.

Случайный тест