Загадки тропаря Преображения Господня

До 26 ав­гу­ста, от­да­ния празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, в хра­ме мож­но услы­шать тро­парь «Пре­об­ра­зил­ся еси на го­ре, Хри­сте Бо­же». По­че­му он на­пи­сан в про­шед­шем вре­ме­ни, за­чем в нем под­чер­ки­ва­ет­ся на­ша гре­хов­ность и для че­го при­зы­ва­ют­ся мо­лит­вы Бо­го­ро­ди­цы, рас­ска­зы­ва­ет Оль­га Се­да­ко­ва.

Пре­об­ра­же­ние Гос­подне. Ико­на XVII ве­ка, Ка­ре­лия.
 

(Sub specie poeticae)

Тро­парь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня по­стро­ен про­сто. Пер­вая его часть – три сти­ха – из­ла­га­ет со­бы­тие, ко­то­рое празд­ну­ет­ся: как обыч­но, в бо­го­слов­ской пер­спек­ти­ве и, как обыч­но, в фор­ме об­ра­ще­ния, во вто­ром ли­це. «Ты пре­об­ра­зил­ся на го­ре». Бо­го­слов­ский ком­мен­та­рий тро­па­ря пре­дель­но сжат: ска­за­но, что пре­об­ра­же­ние – это яв­ле­ние Сла­вы Бо­жи­ей и что воз­мож­ность ви­деть эту сла­ву у че­ло­ве­ка весь­ма огра­ни­че­на. О свя­зи Пре­об­ра­же­ния со Стра­стя­ми го­во­рит уже кондак Празд­ни­ка. О вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зах яв­ле­ния Сла­вы Гос­под­ней, бо­го­от­кро­ве­ни­ях на го­ре Мо­и­сею и Илии го­во­рят биб­лей­ские па­ре­мии и дру­гие празд­нич­ные пес­но­пе­ния.

За­ме­тим, что в от­ли­чие от мно­гих празд­нич­ных тро­па­рей и конда­ков, в пре­об­ра­жен­ском тро­па­ре речь ве­дет­ся в про­шед­шем вре­ме­ни, а не в на­сто­я­щем (ср. «Днесь спа­се­ния на­ше­го гла­виз­на», тро­парь Бла­го­ве­ще­ния; «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет», кондак Рож­де­ству; «Явил­ся еси днесь все­лен­ней», кондак Кре­ще­нию; «Днесь бла­го­во­ле­ния Бо­жия пре­до­бра­же­ние», тро­парь Вве­де­ния во храм; «Де­ва днесь пред­сто­ит в церк­ви», кондак По­кро­ву и др.). Мож­но пред­по­ло­жить, что эта фор­ма из­бра­на неслу­чай­но: тро­парь Пре­об­ра­же­ния (как и кондак это­го Празд­ни­ка) го­во­рит об этом со­бы­тии как о слу­чив­шем­ся еди­но­жды[1], он не хо­чет пред­ста­вить его как про­ис­хо­дя­щее сей­час («днесь»), пе­ред гла­за­ми со­брав­ших­ся. Уви­деть свет Пре­об­ра­же­ния страш­но и непо­силь­но да­же из­бран­ным Уче­ни­кам, что от­ме­че­но в тре­тьем сти­хе: они ви­де­ли сла­ву Бо­жию, «яко­же мо­жа­ху» – на­сколь­ко это бы­ло в их си­лах. Еван­гель­ское по­вест­во­ва­ние и ико­но­гра­фия Пре­об­ра­же­ния изо­бра­жа­ет ужас Уче­ни­ков, «пав­ших на ли­ца свои» (Мф.17:6).

И по­то­му, ве­ро­ят­но, по­яв­ля­ет­ся в сле­ду­ю­щем сти­хе ред­кая для празд­нич­ных пес­но­пе­ний (и есте­ствен­ная в мо­лит­вах) са­мо­ха­рак­те­ри­сти­ка по­ю­щих и слу­ша­ю­щих его как «греш­ных»: «Да вос­си­я­ет и нам, греш­ным». О том, чтобы удо­сто­ить­ся ви­де­ния это­го «прис­но­сущ­но­го», веч­но­го – и при этом неви­ди­мо­го для обы­ден­но­го, греш­но­го взгля­да – неве­ще­ствен­но­го све­та, чтобы он «про­си­ял и нам», про­сит вто­рая часть тро­па­ря (еще три сти­ха), пря­мо пе­ре­хо­дя­щая в сла­во­сло­вие Хри­сту как по­да­те­лю Све­та.

Ос­нов­ной мо­тив тро­па­ря – свет: его несут сло­ва «свет», «вос­си­я­ет», «све­то­да­вец», «сла­ва» (биб­лей­ская сла­ва име­ет обыч­но све­то­вую при­ро­ду, хо­тя необя­за­тель­но: чу­до в Кане Га­ли­лей­ской – «пре­об­ра­же­ние» во­ды в ви­но – опи­сы­ва­ет­ся как «яв­ле­ние сла­вы», хо­тя соб­ствен­но о све­те в этом эпи­зо­де ни­че­го не го­во­рит­ся, Ин.2:11). Со све­то­вой при­ро­дой свя­за­на и свя­тость, о свя­тых обыч­но го­во­рит­ся, что они «про­си­я­ли».

Свет Пре­об­ра­же­ния, фа­вор­ский свет – важ­ней­шая те­ма пра­во­слав­ной тра­ди­ции, бо­го­сло­вия и ми­сти­ки, мо­лит­вен­ной прак­ти­ки. Веч­ный, то есть бо­же­ствен­ный, нетвар­ный свет, ко­то­рый со­зер­ца­ет­ся «ум­ны­ми оча­ми», «оча­ми серд­ца». Прось­ба о ви­де­нии бо­же­ствен­но­го све­та есть, соб­ствен­но, прось­ба о свя­то­сти.

Мож­но спро­сить, по­че­му наш тро­парь в сво­ей прось­бе о да­ро­ва­нии ви­деть этот свет об­ра­ща­ет­ся к за­ступ­ни­че­ству Бо­го­ро­ди­цы («мо­лит­ва­ми Бо­го­ро­ди­цы»): ведь во всех си­ноп­ти­че­ских по­вест­во­ва­ни­ях о Пре­об­ра­же­нии ре­чи о Ней не за­хо­дит?

Это уточ­не­ние прось­бы свя­зы­ва­ет Пре­об­ра­же­ние, яв­ле­ние Хри­ста по сла­ве, с Рож­де­ством. В на­шем тро­па­ре Хри­стос пред­став­лен как «по­да­тель све­та». В еван­гель­ских по­вест­во­ва­ни­ях Он об­ле­ка­ет­ся све­том, как буд­то в под­твер­жде­ние сти­ха Псал­ма: «Оде­яй­ся све­том яко ри­зою» (Пс.103:2). Но Он и есть Свет: «Све­та от Све­та» (Сим­вол ве­ры), «свет непри­ступ­ный»: «при­шел еси и явил­ся еси, свет непри­ступ­ный» (кондак Кре­ще­ния).

В празд­нич­ных тро­па­рях на Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы и на Сре­те­ние зву­чит од­на и та же фра­за: «Из Те­бе бо воз­сия Солн­це прав­ды Хри­стос Бог наш» -- с гла­го­лом из на­ше­го тро­па­ря «да воз­си­ет». В со­бы­тии Пре­об­ра­же­ния Хри­стос «по­ка­за уче­ни­ком сла­ву Свою». Но Он и есть Сла­ва Бо­жия («Бо­жия сла­ва и Бо­жия муд­рость», «Сла­ва Бо­га От­ца»), и по­то­му Бо­го­ро­ди­ца име­ну­ет­ся «свя­щен­ное со­кро­ви­ще сла­вы Бо­жия» (кондак на Вве­де­ние во храм).

Те­ма «све­та Хри­сто­ва» и Хри­ста – Све­та – лю­би­мая те­ма мно­же­ства ли­тур­ги­че­ских пес­но­пе­ний, вклю­ча­ю­щих в се­бя сти­хи Псал­мов и дру­гие ци­та­ты Св. Пи­са­ния: «во све­те Тво­ем узрим свет (из Пс.35:10)»; «да зна­ме­ну­ет­ся на нас свет ли­ца Тво­е­го»; «Свет ис­тин­ный, про­све­ща­яй и осве­ща­яй вся­ка­го че­ло­ве­ка гря­ду­ще­го в мир (ци­та­та из Ин.1:9)»; «Све­те ти­хий свя­тыя сла­вы бес­смерт­на­го От­ца небес­на­го»… Свет, ко­то­рый есть жизнь – «и жизнь бы­ла свет че­ло­ве­ков» – и ко­то­рый «во тьме све­тит» (Ин.1:4-5).

По сви­де­тель­ству всех трех си­ноп­ти­ков, апо­стол Иоанн был од­ним из трех сви­де­те­лей Пре­об­ра­же­ния – и при этом в его по­вест­во­ва­нии этот эпи­зод от­сут­ству­ет. Но след – или плод – это­го опы­та ле­жит в серд­це­вине про­ло­га к Еван­ге­лию от Иоан­на, к Иоан­но­ву бо­го­сло­вию све­та, ко­то­рое из­ла­га­ет­ся как бо­го­сло­вие сви­де­тель­ское: «и ви­де­хом сла­ву Его, сла­ву яко еди­но­род­на­го от От­ца» – «и мы ви­де­ли…» (Ин.1:14).


При­ме­ча­ние

[1] В «Ав­гу­сте» у Б. Па­стер­на­ка яв­ле­ние фа­вор­ско­го све­та пред­став­ле­но как во­шед­шее в оби­ход, ре­гу­ляр­ное:

«Обык­но­вен­но свет без пла­ме­ни
Ис­хо­дит в этот день с Фа­во­ра».

Случайный тест