Дни памяти:

Жития

Му­че­ни­ки Да­вид и Ти­ри­чан (Таричан) Грузинские

Со­глас­но му­че­ни­че­ству, Да­вид и Ти­ри­чан бы­ли сы­но­вья­ми бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей-ар­мян Вар­да­на и Та­гине. По­сле смер­ти от­ца их дя­дя, брат ма­те­ри, языч­ник Фе­о­до­сий за­ду­мал при­сво­ить се­бе их на­след­ство и стал уго­ва­ри­вать Та­гине, Да­ви­да и Тири­ча­на при­нять язы­че­ство. Та­гине бе­жа­ла с детьми в Юж­ную Гру­зию. Фе­о­до­сий, бо­ясь, что де­ти вы­рас­тут и вер­нут се­бе име­ние, разыс­кал их в Тао-Клар­дже­ти и убил бра­тьев, пас­ших в го­рах скот. По сви­де­тель­ству агио­гра­фа, убий­ца сра­зу же ослеп. Опла­ки­ва­ю­щая де­тей Та­гине, сжа­лив­шись над бра­том, по­ма­за­ла его гла­за зем­лей, впи­тав­шей кровь Да­ви­да, Фе­о­до­сий тот­час про­зрел и ис­по­ве­дал Хри­ста. Но­чью те­ла му­че­ни­ков оза­ри­лись све­том. Фе­о­до­сий воз­двиг цер­ковь во имя Да­ви­да, а мо­щи Ти­ри­ча­на увез в Ар­ме­нию пра­ви­тель Ди­ври, где бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь во имя св. Тири­ча­на.

Му­че­ни­че­ство Да­ви­да и Ти­ри­ча­на со­хра­ни­лось в един­ствен­ной гру­зин­ской ру­ко­пи­си X в., пе­ре­пи­сан­ной в Ивер­ском мо­на­сты­ре на Афоне уче­ни­ка­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми прп. Ев­фи­мия Свя­то­гор­ца – пре­по­доб­ны­ми Ар­се­ни­ем Ни­ноц­миндским и Иоан­ном (Грд­зе­лид­зе). Ру­ко­пись об­на­ру­жи­ва­ет мн. чер­ты, ха­рак­тер­ные для тао-клар­джет­ской ли­те­ра­тур­ной шко­лы. Ар­мян­ская вер­сия му­че­ни­че­ства не най­де­на.

Ар­мян­ская цер­ковь не по­чи­та­ет Да­ви­да и Ти­ри­ча­на. Это свя­зы­ва­ют с тем, что му­че­ни­че­ство Да­ви­да и Тири­ча­на бы­ло со­зда­но, воз­мож­но, ав­то­ром-хал­ки­до­ни­том в Тао-Клар­дже­ти, ку­да бе­жа­ли го­ни­мые ар­мя­на­ми-мо­но­фи­зи­та­ми св. от­ро­ки. Ве­ро­ят­но, агио­гра­фи­че­ский па­мят­ник был со­здан на гру­зин­ском язы­ке и по­это­му по­пал в ка­лен­дарь Гру­зин­ской Церк­ви, а поз­же Да­вид и Тири­чан ста­ли по­чи­тать­ся как гру­зин­ские свя­тые.

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)