День памяти

23 июня – Собор Сибирских святых

Житие

Ни­ка­кой дру­гой уго­лок Рос­сии не дал Рус­ской Церк­ви столь­ко угод­ни­ков Бо­жи­их, про­слав­лен­ных в ли­ке свя­ти­тель­ском или пре­по­доб­ном чине, сколь­ко да­ла их Ма­ло­рос­сия. Укра­и­на, кре­стиль­ная ку­пель Рос­сии, бы­ла и ос­но­ва­тель­ни­цей пер­вой ду­хов­ной шко­лы, вы­рос­шей в первую ду­хов­ную ака­де­мию. Не один де­ся­ток пас­ты­рей и ар­хи­пас­ты­рей, про­лив­ших свет Хри­сто­вой Ис­ти­ны на Рус­скую зем­лю, вскор­ми­ла она.

Из тех же кор­ней вы­рос бу­ду­щий То­боль­ский прео­свя­щен­ный Ан­то­ний (Ста­хов­ский). Ро­дил­ся бу­ду­щий вла­ды­ка в Ма­ло­рос­сии. Бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии, здесь же был по­стри­жен в мо­на­хи и по окон­ча­нии ака­де­мии на­зна­чен про­по­вед­ни­ком при Чер­ни­гов­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре. В то вре­мя Чер­ни­гов­ским ар­хи­ере­ем был ар­хи­епи­скоп Иоанн (Мак­си­мо­вич), бу­ду­щий Си­бир­ский чу­до­тво­рец.

В 1705 го­ду Ан­то­ния пе­ре­ве­ли ар­хи­манд­ри­том в Нов­го­род-Се­вер­ский мо­на­стырь, и 20 сен­тяб­ря 1713 го­да он был хи­ро­то­ни­сан в ар­хи­епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го. Во­семь лет про­был он в Чер­ни­го­ве, а в 1721 го­ду по­лу­чил на­зна­че­ние на мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру в То­больск.

Де­я­тель­ный, бла­го­че­сти­вый прео­свя­щен­ный Ан­то­ний оста­вил по се­бе доб­рую па­мять в серд­цах хри­сти­ан. Рев­ност­но со­дей­ство­вал он тру­див­ше­му­ся на се­ве­ре Си­би­ри мит­ро­по­ли­ту-схим­ни­ку Фе­о­до­ру, свя­ти­те­лю Фило­фею, оста­вив­ше­му ка­фед­ру по бо­лез­ни, но Про­мыс­лом Бо­жи­им вос­став­лен­но­му от од­ра бо­лез­ни для дел мис­си­о­нер­ских. Все свои си­лы при­ла­гал он к раз­ви­тию и по­ощ­ре­нию мис­си­о­нер­ства в Си­би­ри, до­би­ва­ясь от свет­ских вла­стей на­зна­че­ния бла­го­на­ме­рен­ных по­пе­чи­те­лей над но­во­об­ра­щен­ны­ми хри­сти­а­на­ми.

Свя­ти­тель Ан­то­ний не толь­ко со­дей­ство­вал мит­ро­по­ли­ту Фило­фею в его мис­си­о­нер­ских тру­дах, но и сам про­дол­жил их. Он на­пра­вил вдоль Ир­ты­ша и Оби иеро­мо­на­ха Зи­но­вия, в Тю­мень, Ту­рин­ский, Вер­хо­тур­ский и Пе­лым­ский уез­ды — вер­хо­тур­ско­го за­каз­чи­ка Силь­ве­ст­ра, по­ру­чив им утвер­ждать в ве­ре но­во­об­ра­щен­ных и об­ра­щать еще не по­знав­ших Ис­тин­но­го Бо­га. На Кам­чат­ку свя­ти­тель по­слал опыт­но­го усерд­но­го мис­си­о­не­ра, якут­ско­го свя­щен­ни­ка Ер­мо­лая Ива­но­ва. В 1728 го­ду вла­ды­ка Ан­то­ний по­слал в Ки­тай ар­хи­манд­ри­та Ан­то­ния (Плат­ков­ско­го), а в 1734 го­ду ту­да же — иеро­мо­на­ха Ир­кут­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма Ил­ла­ри­о­на (Тру­со­ва). Де­ло про­по­ве­ди хри­сти­ан­ства в Ки­тае по­тре­бо­ва­ло от него от­кры­тия в 1725 го­ду при Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре в Ир­кут­ске спе­ци­аль­ной рус­ско-мон­голь­ской, как ее то­гда на­зы­ва­ли, шко­лы.

Уси­ли­я­ми вла­ды­ки в са­мо­сто­я­тель­ную епар­хию вы­де­ли­лась из То­боль­ской Ир­кут­ская епар­хия. Необ­хо­ди­мость вы­де­ле­ния но­вой епар­хии бы­ла про­дик­то­ва­на успе­хом про­по­ве­ди хри­сти­ан­ства и мно­го­крат­но воз­рос­шей в свя­зи с этим по­треб­но­стью в пас­ты­рях и на­став­ни­ках-ар­хи­ере­ях.

Мно­го огор­че­ний и за­бот до­став­ля­ли свя­ти­те­лю Ан­то­нию рас­коль­ни­ки, по­сто­ян­но вол­но­вав­шие на­род и Цер­ковь Си­би­ри мас­со­вы­ми са­мо­со­жже­ни­я­ми. В 1722 го­ду в рай­оне Иши­ма со­жгла се­бя груп­па рас­коль­ни­ков. В 1724 го­ду в Тю­мен­ском уез­де, то же учи­ни­ли с со­бою во­семь­де­сят пять че­ло­век. Прео­свя­щен­ный, со­бо­лез­нуя за­блуд­шим, неод­но­крат­но по­сы­лал к ста­ро­об­ряд­цам пись­мен­ные уве­ща­ния, на­прав­лял к ним для вра­зум­ле­ния спо­соб­ных к про­по­ве­ди мис­си­о­не­ров.

Рев­нуя о ду­хов­ном об­ра­зо­ва­нии юно­ше­ства Си­би­ри, мит­ро­по­лит Ан­то­ний рас­ши­рил в То­боль­ске Сла­вя­но-рус­скую шко­лу, ввел в ней пре­по­да­ва­ние ла­тин­ско­го язы­ка, под­нял об­щий об­ра­зо­ва­тель­ный уро­вень, уве­ли­чив срок обу­че­ния до ше­сти лет. В ре­зуль­та­те чис­ло уче­ни­ков быст­ро воз­рос­ло.

Вла­ды­ка Ан­то­ний оста­вил по се­бе па­мять и как стро­и­тель. При нем во мно­гих угол­ках епар­хии бы­ли воз­ве­де­ны но­вые хра­мы и мо­на­сты­ри. Для стро­и­тель­ства церк­вей вла­ды­ка не жа­лел и сво­их лич­ных де­нег. К кон­цу его прав­ле­ния в епар­хии на­счи­ты­ва­лось две­сти шесть­де­сят пять церк­вей, че­тыр­на­дцать муж­ских и шесть жен­ских мо­на­сты­рей. При нем впер­вые в Си­би­ри на Та­гиль­ском за­во­де для Со­фий­ско­го со­бо­ра был от­лит боль­шой ко­ло­кол в 1011 пу­дов.

Пом­ни­ли си­би­ря­ки и го­лод­ный 1738 год, ко­гда за недо­стат­ком хле­ба бед­ный на­род был вы­нуж­ден пи­тать­ся тра­ва­ми. Свя­ти­тель Ан­то­ний в тот год от­крыл цер­ков­ные жит­ни­цы и тем спас мно­гих от го­лод­ной смер­ти. Па­мять о нем как о пра­вед­ном и ми­ло­серд­ном ар­хи­ерее с бла­го­дар­но­стью хра­ни­лась в по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ни­ях.

Вла­ды­ка Ан­то­ний не ли­шен был, как те­перь бы мы ска­за­ли, и граж­дан­ско­го му­же­ства. Сме­ло, хо­тя и тщет­но, за­щи­щал он де­вять бе­ре­зов­ских и об­дор­ских свя­щен­ни­ков пе­ред при­слан­ны­ми Би­ро­ном су­дья­ми. Вся ви­на свя­щен­ни­ков со­сто­я­ла в том, что по дол­гу служ­бы они со­вер­ша­ли тре­бы у Дол­го­ру­ких, ссыль­ных чле­нов опаль­но­го кня­же­ско­го ро­да. Вла­ды­ка Ан­то­ний в то вре­мя был един­ствен­ным мит­ро­по­ли­том на всю Рос­сию и к его го­ло­су при­слу­ши­ва­лись да­же в пра­ви­тель­ствен­ных кру­гах, но де­ло де­вя­ти свя­щен­ни­ков бы­ло ре­ше­но без уче­та его мне­ния.

Успе­ние вла­ды­ки при­шлось на 27 мар­та 1740 го­да. Кро­ме доб­рой па­мя­ти о се­бе вла­ды­ка оста­вил об­шир­ную биб­лио­те­ку, ко­то­рую поз­же при­об­рел для То­боль­ской се­ми­на­рии вла­ды­ка Ан­то­ний II (На­рож­ниц­кий). В ка­фед­раль­ном со­бо­ре бла­го­го­вей­но хра­ни­лись его ру­ко­пись-ав­то­граф «О под­ра­жа­нии Хри­сту» и се­реб­ря­ные бо­го­слу­жеб­ные со­су­ды (по­тир и дис­кос с лжи­ца­ми), ко­то­рые он упо­треб­лял во вре­мя бо­го­слу­же­ния.

Свя­ти­тель Ан­то­ний уго­дил Гос­по­ду сво­им до­сто­слав­ным слу­же­ни­ем, и в 1984 го­ду он был про­слав­лен в ли­ке свя­тых Си­би­ри.

Случайный тест