День памяти

Житие

Пре­по­доб­ный от­рок-схи­мо­нах Бо­го­леп[1] был сы­ном мос­ков­ско­го дво­ря­ни­на Яко­ва Лу­ки­ча Уша­ко­ва и его су­пру­ги Ека­те­ри­ны. Ро­дил­ся он в 1660 го­ду в Москве. При Кре­ще­нии но­во­рож­ден­но­му да­ли имя Бо­рис, в честь свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя-стра­сто­терп­ца Бо­ри­са (па­мять 24 июля).

Уша­ков был опре­де­лен во­е­во­дой в го­род Чер­ный Яр, на­хо­див­ший­ся в 250 вер­стах от Аст­ра­ха­ни. Он был из­ве­стен спра­вед­ли­во­стью. Бо­рис с са­мо­го мла­ден­че­ства про­явил чер­ты необык­но­вен­ные. По сре­дам и пят­ни­цам он не вку­шал от гру­ди ма­те­ри мо­ло­ка; ко­гда бла­го­ве­сти­ли в церк­ви, на­чи­нал пла­кать и сра­зу успо­ка­и­вал­ся, ко­гда его от­но­си­ли в храм. Ко­гда мла­ден­ца не но­си­ли в цер­ковь, он пла­кал весь день и ни­че­го не ел.

В 1662 го­ду в Рос­сии рас­про­стра­ни­лась смер­тель­ная яз­ва. Маль­чик за­бо­лел – яз­ва по­ка­за­лась у него на но­ге. Он стал хро­мать, но про­дол­жал хо­дить в цер­ковь. Ро­ди­те­ли мо­ли­лись о здра­вии сы­на и при­ла­га­ли все си­лы, чтобы ис­це­лить его. Но ед­ва про­шла од­на бо­лезнь, как на ли­це по­яви­лась дру­гая, под на­зва­ни­ем че­чуй.

Од­на­жды во вре­мя бо­лез­ни маль­чик уви­дел стран­ство­вав­ше­го ино­ка, ко­то­рый по­се­тил их дом. Ан­гель­ское оде­я­ние так по­ра­зи­ло маль­чи­ка, что он тут же стал про­сить ро­ди­те­лей сшить ему та­кую же одеж­ду и раз­ре­шить при­нять по­стриг. При этом свя­той от­рок го­во­рил: "Вот уви­ди­те са­ми, ко­гда по­стри­же­те и спо­до­би­те ме­ня Ан­гель­ско­го об­ра­за, я бу­ду здо­ров". Ро­ди­те­ли со­гла­си­лись. Маль­чик был об­ле­чен в схи­му с име­нем Бо­го­леп (рус­ский пе­ре­вод гре­че­ско­го име­ни Фе­о­пре­пий). На дру­гой день свя­той схи­мо­нах Бо­го­леп был со­вер­шен­но здо­ров, ли­цо его ста­ло чи­сто и не оста­лось да­же сле­дов бо­лез­ни. Но на тре­тий день но­вая бо­лезнь, ог­не­ви­ца, смер­тель­но по­ра­зи­ла от­ро­ка. Он скон­чал­ся 1 ав­гу­ста 1667 го­да и был по­гре­бен у ле­вой сто­ро­ны де­ре­вян­ной Чер­но­яр­ской церк­ви в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. (Эта цер­ковь бы­ла воз­двиг­ну­та по­сле боль­шо­го по­жа­ра в Чер­ном Яре, быв­ше­го в 1652 го­ду 24 июля, на день па­мя­ти свя­то­го Бо­ри­са). Над мо­ги­лой свя­то­го от­ро­ка бы­ла устро­е­на ча­сов­ня.

Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са ис­це­ле­ний по мо­лит­вам свя­то­го схи­мо­на­ха Бо­го­ле­па яви­лись ос­но­ва­ни­ем для уста­нов­ле­ния ему празд­но­ва­ния в день те­зо­име­нит­ства со свя­тым бла­го­вер­ным кня­зем Бо­ри­сом – 24 июля.

Жи­тие свя­то­го схи­мо­на­ха Бо­го­ле­па бы­ло со­став­ле­но по обе­ту чер­но­яр­ским куп­цом Сав­вою Та­та­ри­но­вым в 1731–1732 го­дах.

В Аст­ра­хан­ском крае бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ико­ны свя­то­го, из­вест­ны тро­парь и кондак ему.

В 1750 го­ду на ме­сте де­ре­вян­ной бы­ла по­стро­е­на ка­мен­ная цер­ковь с при­де­лом в честь свя­то­го му­че­ни­ка Иоан­на Во­и­на. Мо­ги­ла свя­то­го схи­мо­на­ха бы­ла вклю­че­на в этот при­дел. Бе­рег ре­ки, на ко­то­ром на­хо­ди­лась цер­ковь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, по­сто­ян­но под­мы­вал­ся. К се­ре­дине ХIХ ве­ка со­сто­я­ние хра­ма ста­ло угро­жа­ю­щим, и из него унес­ли все свя­ты­ни. Но чер­но­яр­цы дол­го не ре­ша­лись са­ми взять глав­ную свя­ты­ню – гроб свя­то­го схи­мо­на­ха. На­ко­нец, ко­гда в 1851 го­ду во­да под­сту­пи­ла уже на 2 ар­ши­на, жи­те­ли об­ра­ти­лись к Свя­тей­ше­му Си­но­ду с прось­бой пе­ре­не­сти свя­тые остан­ки схи­мо­на­ха Бо­го­ле­па и по­лу­чи­ли на это раз­ре­ше­ние. Был об­ре­тен ма­лень­кий дет­ский гро­бик, но лишь толь­ко го­род­ской го­ло­ва при­нял его на ру­ки, как он тут же вы­скольз­нул из его рук и вме­сте с осы­пав­шей­ся зем­лей скрыл­ся в во­дах Вол­ги.

Это ис­чез­но­ве­ние толь­ко что об­ре­тен­но­го гро­ба бы­ло вос­при­ня­то как дей­ствие Про­мыс­ла Бо­жия, так как свя­той от­рок неод­но­крат­но яв­лял­ся мно­гим во сне и на­яву хо­дя­щим по бе­ре­гу и па­да­ю­щим под го­ру. Вме­сте с тем он уте­шал, что ду­хом пре­бу­дет с ве­ру­ю­щи­ми.

Про­стая и пол­ная та­ин Бо­жи­их жизнь пре­по­доб­но­го схи­мо­на­ха Бо­го­ле­па яв­ля­ет си­лу слов Спа­си­те­ля о де­тях: "Пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им, ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие. Ис­тин­но го­во­рю вам: кто не при­мет Цар­ствия Бо­жия, как ди­тя, тот не вой­дет в него. И, об­няв их, воз­ло­жил ру­ки на них и бла­го­сло­вил их" (Мк.10,14-16).


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест