День памяти

5 сентября  (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Фе­о­до­сий (Бы­валь­цев) († 1476), мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Ру­си, ду­хов­ный пи­са­тель.

В 1453 го­ду упо­ми­на­ет­ся ар­хи­манд­ри­том Чу­до­ва мо­на­сты­ря.

23 июня 1454 го­да хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Ро­стов­ско­го мит­ро­по­ли­том Ионой.

В 1455 го­ду осуж­ден за то, что в на­ве­че­рие Бо­го­яв­ле­ния, слу­чив­ше­е­ся то­гда в вос­кре­се­нье, раз­ре­шил ми­ря­нам вку­шать мя­со, а ино­кам ры­бу, сыр и яй­ца.

Митр. Иона при­звал его на со­бор в Моск­ву, угро­жал ли­ше­ни­ем са­на. Од­на­ко пол­ное рас­ка­я­ние и сми­ре­ние Фе­о­до­сия, а так­же хо­да­тай­ство за него вел. кня­ги­ни Ма­рии Яро­слав­ны[1], от­вра­ти­ли гнев Ио­ны. По­сле это­го слу­чая Фе­о­до­сий стал чрез­вы­чай­но осмот­ри­тель­ным к са­мо­му се­бе, осто­рож­ным с паст­вою и тре­бо­ва­тель­ным к ду­хо­вен­ству. Чтобы по­бу­дить ду­хо­вен­ство сво­ей епар­хии к бо­лее стро­го­му ис­пол­не­нию сво­их обя­зан­но­стей, Фе­о­до­сий на­зна­чил в Бе­ло­зер­ске в 1459 го­ду (по дру­гим све­де­ни­ям – в 1458 го­ду) част­ный со­бор для всех игу­ме­нов, свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов.

9 мая 1461 го­да был из­бран мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским. Его из­брал сам свт. Иона еще при сво­ей жиз­ни. Со вре­ме­ни управ­ле­ния Фе­о­до­сия на­чал­ся но­вый пе­ри­од от­но­ше­ний рус­ских мит­ро­по­ли­тов с Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­ха­том – пе­ри­од фак­ти­че­ской неза­ви­си­мо­сти их от по­след­них и фак­ти­че­ской ав­то­ке­фа­лии.

Фе­о­до­сий был пер­вый мит­ро­по­лит, из­бра­ние ко­то­ро­го ве­ли­кий князь утвер­дил сам непо­сред­ствен­но.

Став мит­ро­по­ли­том, Фе­о­до­сий с еще боль­шей рев­но­стью взял­ся за ис­прав­ле­ние нрав­ствен­но­сти вве­рен­но­го ему ду­хо­вен­ства. Каж­дую неде­лю со­би­рал он свя­щен­ни­ков Моск­вы и да­вал им ду­хов­ное на­став­ле­ние. Осо­бен­но строг был к вдо­вым свя­щен­ни­кам и диа­ко­нам и боль­шею ча­стью от­прав­лял их в мо­на­сты­ри. Стро­гость мит­ро­по­ли­та по от­но­ше­нию к ду­хо­вен­ству вы­зва­ла ро­пот и него­до­ва­ние как сре­ди ду­хо­вен­ства, так и сре­ди паст­вы.

Чув­ствуя нерас­по­ло­же­ние к се­бе ду­хо­вен­ства и недо­воль­ство паст­вы, свят. Фе­о­до­сий 13 сен­тяб­ря 1464 го­да оста­вил мит­ро­по­лию и по­се­лил­ся в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Здесь он взял на свое по­пе­че­ние од­но­го рас­слаб­лен­но­го и слу­жил ему, об­мы­вая его ра­ны, до кон­ца дней сво­их. Око­ло 10 лет про­вел Фе­о­до­сий в сми­рен­ном по­дви­ге. Под ко­нец жиз­ни в 1475 го­ду он пе­ре­шел в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру.

Скон­чал­ся 15 ок­тяб­ря 1476 го­да в Сер­ги­ев­ской оби­те­ли. По од­ним све­де­ни­ям, был по­гре­бен в Мос­ков­ском Чу­до­вом мо­на­сты­ре, в Ар­хан­гель­ской церк­ви, од­на­ко Е.Е. Го­лу­бин­ский, ссы­ла­ясь на опись 1641 г. го­во­рит о трех по­кро­вах, ко­то­рый кла­лись в Се­ра­пи­о­но­вой по­лат­ке на гроб­ни­цы трех свя­ти­те­лей – Се­ра­пи­о­на Нов­го­род­ско­го, Иоаса­фа и Фе­о­до­сия Мос­ков­ских. Над­гро­бие над мо­ги­лой свя­ти­те­ля, ве­ро­ят­но, бы­ло утра­че­но по­сле пе­ре­строй­ки са­мой па­лат­ки: "что ка­са­ет­ся до мо­ги­лы митр. Фе­о­до­сия, то по­сле 1641 го­да она как-то и по­че­му-то при­шла в за­бве­ние и быв­шее над ней над­гро­бие ко­гда-то ис­чез­ло, так что, по Крат­ко­му опи­са­нию Лав­ры, ни­ка­ко­го сле­да ее в мо­на­сты­ре не оста­лось"[2].

О вре­ме­ни ка­но­ни­за­ции свя­то­го до на­ше­го вре­ме­ни, к со­жа­ле­нию, не до­шло ни­ка­ких све­де­ний. Ар­хи­манд­рит Лео­нид (Ка­ве­лин) упо­ми­на­ет о нем как о нека­но­ни­зи­ро­ван­ном свя­том, од­на­ко в служ­бе всем Рус­ским свя­тым его имя упо­ми­на­ет­ся в ли­тий­ной мо­лит­ве. В 2009 го­ду имя мит­ро­по­ли­та Фе­о­до­сия бы­ло вклю­че­но в со­став Со­бо­ра Мос­ков­ских свя­тых в ли­ке свя­ти­те­лей.


При­ме­ча­ния

[1] Бо­ри­сов Н.С. Иван III. М., 2000

[2] Е.Е. Го­лу­бин­ский. Пре­по­доб­ный Сер­гий и со­здан­ная им Тро­иц­кая Лав­ра

Случайный тест