День памяти

4 июля  (переходящая) – Собор Афонских преподобных

Житие

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ге­де­он Афон­ский († 1818) ро­дил­ся в се­ле­нии Ка­пур­на Ди­мит­ри­ат­ской епар­хии, во свя­том кре­ще­нии на­зван Ни­ко­ном. Отец его Ав­ги­ри­нос и мать Ки­ра­ца бы­ли бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане, кро­ме Ни­ко­на у них бы­ло три сы­на и че­ты­ре до­че­ри. Ро­ди­те­ли Ни­ко­на так бы­ли бед­ны, что, бу­дучи не в со­сто­я­нии со­дер­жать боль­шое се­мей­ство, от­да­ли их на вос­пи­та­ние сво­е­му дво­ю­род­но­му бра­ту, за­ни­мав­ше­му­ся тор­гов­лей в Ве­ле­стине, где в то вре­мя уже и они жи­ли. От­ли­ча­ясь рас­то­роп­но­стью и смыш­ле­но­стью, Ни­кон по­нра­вил­ся од­но­му бо­га­то­му тур­ку, по име­ни Али, ко­то­рый по­хи­тил его и за­ста­вил слу­жить в сво­ем до­ме на жен­ской по­ло­вине сво­им же­нам, а впо­след­ствии лас­ка­ми об­ра­тил от­ро­ка в ис­лам.

По про­ше­ствии двух ме­ся­цев Бо­же­ствен­ная бла­го­дать кос­ну­лась серд­ца несчаст­но­го от­ро­ка и он те­перь толь­ко узнал, что по дет­ско­му нера­зу­ме­нию от­рек­ся от Хри­ста, Ис­точ­ни­ка жиз­ни. Рас­ка­я­ние, овла­дев­шее серд­цем, из­ме­ни­ло и об­раз его жиз­ни, из ве­се­ло­го и услуж­ли­во­го он сде­лал­ся скуч­ным и с неохо­тою стал ис­пол­нять свое де­ло; при этом втайне горь­ко пла­кал и ре­шил бе­жать из нена­вист­но­го ему до­ма.

Вы­брав удоб­ное вре­мя, Ни­кон убе­жал от сво­е­го по­хи­ти­те­ля и при­шел к сво­е­му от­цу, ко­то­рый к несча­стью по свой бед­но­сти не мог укрыть его у се­бя; зная, что по­хи­ти­тель его на­столь­ко си­лен и бо­гат, что ему ни­ко­им об­ра­зом невоз­мож­но ве­сти борь­бу с нерав­ным про­тив­ни­ком, он от­пра­вил Ни­ко­на в се­ле­ние Ке­ра­ми­ди, а от­ту­да по­со­ве­то­вал ему немед­лен­но ехать на свя­тую Афон­скую Го­ру. Но, увы, Ав­ги­ри­нос не из­бе­жал непри­ят­но­стей, по­стиг­ших его от быв­ше­го по­хи­ти­те­ля его сы­на за со­кры­тие Ни­ко­на.

Несчаст­ный Ни­кон три го­да ски­тал­ся из од­но­го ме­ста в дру­гое, по­ка на­ко­нец при­был на Афон, где так­же стран­ство­вал по всем оби­те­лям и ке­льям в на­ме­ре­нии най­ти опыт­но­го ду­хов­ни­ка, ко­то­ро­му же­лал от­крыть свое па­де­ние и по­лу­чить от него увра­че­ва­ние ду­ши. На­ко­нец он на­шел при­ют в оби­те­ли Ка­ра­калл и от­крыл ду­хов­ни­ку свое па­де­ние, ко­то­рый огла­сил его цер­ков­ны­ми мо­лит­ва­ми и по­том при­об­щил опять к Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя он удо­сто­ен был по­стри­же­ния в мо­на­ше­ство с име­нем Ге­део­на.

Стар­цы, ви­дя его доб­ро­де­тель­ную жизнь и бес­пре­ко­слов­ное во всем по­слу­ша­ние, из­бра­ли его ек­кле­си­ар­хом. Про­хо­дя но­вое по­слу­ша­ние, Ге­де­он на­чал при­ла­гать тру­ды к тру­дам, усу­гу­бив при этом пост, бде­ние, мо­лит­ву и ко­ле­но­пре­кло­не­ния, и в те­че­ние 35 лет серд­це его очи­сти­лось и со­гре­лось лю­бо­вью к Иису­су Хри­сту, так что од­на­жды при чте­нии кни­ги о стра­да­ни­ях свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые за свои по­дви­ги по­лу­чи­ли от Бо­га му­че­ни­че­ские вен­цы и Цар­ство Небес­ное, и у него ро­ди­лось пла­мен­ное же­ла­ние са­мо­му по­стра­дать за лю­бовь Иису­са Хри­ста, омыть се­бя сво­ей кро­вью за быв­шее от­ре­че­ние от хри­сти­ан­ской ве­ры. За­пав­шая в его серд­це мысль о му­че­нии на­ча­ла его пре­сле­до­вать и изо дня в день все бо­лее и бо­лее рас­па­ля­ла его, так что он ре­шил­ся по­сле­до­вать вле­че­нию сво­е­го серд­ца. Но пред­ва­ри­тель­но он от­крыл свое на­ме­ре­ние стар­цам свя­той оби­те­ли, про­ся их бла­го­сло­ве­ния и мо­литв. Стар­цы, ви­дя Ге­део­на му­жем со­вер­шен­ным и про­цвет­шим в доб­ро­де­те­лях, да­ли ему свое оте­че­ское бла­го­сло­ве­ние.

Ге­де­он от­пра­вил­ся он в Ве­ле­сти­ну, где в свое вре­мя от­верг­ся Хри­ста, и тот­час по­шел в суд и ис­по­ве­дал пред су­дья­ми хри­сти­ан­скую ве­ру, а Ма­го­ме­та, лож­но­го их про­ро­ка, про­клял; но судьи, огра­ни­чив­шись по­бо­я­ми, вы­гна­ли свя­то­го Ге­део­на из су­ди­ли­ща. Это по­вто­ря­лось не один раз. То­гда Ге­де­он по­шел в дру­гие ме­ста для со­вер­ше­ния му­че­ни­че­ско­го по­дви­га, но и здесь то же са­мое слу­чи­лось, что и в Ве­ле­стине, то есть би­ли и вы­го­ня­ли его из су­ди­ли­ща, как юро­ди­во­го. Ви­дя в этом несо­из­во­ле­ние Бо­жие, он воз­вра­тил­ся на Афон, но, про­жив один год, серд­це его не успо­ко­и­лось и он опять, взяв бла­го­сло­ве­ние у стар­цев, от­пра­вил­ся в Ве­ле­сти­ну, где пред­стал в су­ди­ли­ще и вновь ис­по­ве­дал Иису­са Хри­ста, а му­суль­ман­скую ве­ру про­клял, но и те­перь, как и преж­де, по­лу­чив по­бои, он вы­гнан был из су­ди­ли­ща.

То­гда свя­той по­шел в дру­гое ме­сто и, пред­став пред пра­ви­те­лем, ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном, а му­суль­ман­скую ве­ру про­клял. Пра­ви­тель, слы­ша ху­лу на свою ве­ру, убо­ял­ся и тот­час же на­пи­сал глав­но­му на­чаль­ни­ку той мест­но­сти Ве­ли-па­ше, жив­ше­му в Фес­са­лии, в се­ле­нии Тур­но­ве (греч. Тир­на­вос). То­гда па­ша по­слал двух во­и­нов и при­ка­зал при­ве­сти к нему дерз­ко­го ху­ли­те­ля. Ко­гда при­ве­ден был свя­той му­че­ник, то Ве­ли-па­ша по­ве­лел со­брать из окрест­ных се­ле­ний име­ни­тых граж­дан и пред­ста­вил им на суд свя­то­го Ге­део­на. Но и те­перь му­че­ник Хри­стов оста­вал­ся твер­дым в сво­ем ис­по­ве­да­нии. То­гда судьи, ви­дя, что все их лас­ки, обе­ща­ния и по­че­сти свя­той от­верг­нул с пре­зре­ни­ем, спер­ва за­хо­те­ли по­сра­мить его пред всем на­се­ле­ни­ем. Для это­го обри­ли ему го­ло­ву и воз­ло­жи­ли на нее внут­рен­но­сти уби­той ов­цы и, по­са­див вер­хом на ос­ла за­дом на­пе­ред, в ру­ки да­ли дер­жать хвост жи­вот­но­го и та­ким об­ра­зом во­зи­ли его по всем ули­цам се­ле­ния. Но свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник, вме­няя без­че­стие в сла­ву за Хри­ста Бо­га, бла­го­душ­но пе­ре­но­сил по­срам­ле­ние, а свя­тые уста еще бо­лее об­ли­ча­ли их ве­ру и ху­ли­ли их лож­но­го про­ро­ка.

По­сле это­го по­срам­ле­ния свя­то­го му­че­ни­ка ста­ли ис­тя­зать са­мым же­сто­ким об­ра­зом. У него, как у Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на, бы­ли по­сте­пен­но от­се­че­ны то­по­ром все чле­ны те­ла, кро­ме го­ло­вы. Но свя­той, имея ум устрем­лен­ным к укреп­ля­ю­ще­му его Иису­су Хри­сту, тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил лю­тые му­ки. По­том его, еще жи­во­го, бро­си­ли в нечи­стое ме­сто, где он скон­чал­ся 30 де­каб­ря 1818 го­да.

Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­му­че­ни­ка, как те­ло с гла­вою, так рав­но и все от­се­чен­ные чле­ны, бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане вы­ку­пи­ли у му­суль­ман бла­го­да­ря сбо­ру по­жерт­во­ва­ний и с че­стью по­греб­ли в церк­ви Дву­на­де­ся­ти апо­сто­лов в Тур­но­ве. Свя­той еще при жиз­ни пред­ска­зал па­де­ние му­чи­те­лю сво­е­му Ве­ли-па­ше, что вско­ре и сбы­лось по­сле его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.

Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни часть свя­тых мо­щей му­че­ни­ка бы­ла пре­не­се­на в оби­тель Ка­ра­калл, где он был про­слав­лен изобиль­ны­ми чу­де­са­ми от цель­бо­нос­но­го его гро­ба и от при­кос­но­ве­ния к свя­тым его мо­щам всем, с ве­рою к нему при­хо­дя­щим. Ныне чест­ная гла­ва пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ге­део­на хра­нит­ся на пре­сто­ле Тур­нов­ско­го мит­ро­по­ли­чье­го хра­ма в честь Яв­ле­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Случайный тест