День памяти

Житие

Ро­дил­ся в 1730 го­ду в бла­го­че­сти­вой пра­во­слав­ной се­мье в Cэлиш­те Си­би­ус­ком (Săliște Sibiului). С юно­сти за­го­рел­ся ду­хом мо­на­ше­ско­го жи­тия. Од­на­ко в то вре­мя ав­стрий­ские вла­сти­те­ли Тран­силь­ва­нии по­дав­ля­ли пра­во­сла­вие, осо­бен­но пра­во­слав­ное мо­на­ше­ство, скло­няя ве­ру­ю­щих к унии. По­это­му в воз­расте 19 лет юно­ша ушёл в Ва­ла­хию и по­сту­пил в услу­же­ние ко гре­че­ско­му мит­ро­по­ли­ту Рос­ка (mitropolitul grec Rosca), ко­то­рый в то вре­мя на­хо­дил­ся в Бу­ха­ре­сте.

Вско­ре по­сле это­го, в 1750 го­ду, от­пра­вил­ся вме­сте со сво­им ду­хов­ным от­цом в Кон­стан­ти­но­поль, а за­тем на Свя­тую Го­ру Афон. Здесь он по­се­лил­ся в Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре и был здесь по­стри­жен в ря­со­фор и по­став­лен во диа­ко­на. По кон­чине его на­став­ни­ка-мит­ро­по­ли­та стал уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го) в Ильин­ском ски­ту. Там в 1752 го­ду был по­стри­жен в ман­тию стар­цем Па­и­си­ем, а в 1754 го­ду – по­став­лен во иеро­мо­на­ха. Во вре­мя пре­бы­ва­ния на Афоне с боль­шим рве­ни­ем и боль­шой ду­хов­ной поль­зой про­дви­гал­ся по лест­ни­це ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, по­сти­гая ра­дость жиз­ни во Хри­сте.

В 1763 го­ду вме­сте с 64 дру­ги­ми уче­ни­ка­ми по­сле­до­вал сво­е­му ве­ли­ко­му стар­цу в Мол­да­вию, в Дра­го­мирн­ский мо­на­стырь. В те­че­нии по­сле­ду­ю­щих 12 лет он слу­жил в этой оби­те­ли иеро­мо­на­хом, ду­хов­ни­ком и эко­но­мом.

По­сле под­па­де­ния Бу­ко­ви­ны под власть ри­мо-ка­то­ли­че­ской Ав­стрии, в 1775 го­ду, вме­сте с Дра­го­мирн­ской бра­ти­ей во гла­ве со стар­цем Па­и­си­ем пе­ре­шёл в Се­куль­ский мо­на­стырь. В 1779 го­ду по­сле­до­вал за свя­тым Па­и­си­ем в Ня­мец­кую Лав­ру, где про­жил ещё око­ло двух лет.

В 1781 го­ду, же­лая осве­жить па­мять сво­е­го уче­ни­че­ства, по бла­го­слов­ле­нию сво­е­го стар­ца сно­ва от­пра­вил­ся на Афон. При­быв в Бу­ха­рест, был здесь оста­нов­лен мит­ро­по­ли­том Ун­гро-Вла­хий­ским Гри­гори­ем II и сво­им ста­рым дру­гом, уче­ни­ком свя­то­го Па­и­сия, иеро­мо­на­хом Ма­ка­ри­ем. По­сле их упор­ных уго­во­ров он со­гла­сил­ся взять на се­бя воз­рож­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни в ски­ту Чер­ни­ка, ко­то­рый на­хо­дил­ся в за­пу­сте­нии уже бо­лее трид­ца­ти лет. Его за­да­чей бы­ло устро­ить в этом краю Ва­ла­хии мо­на­стырь с об­ще­жи­тель­ным уста­вом, по­доб­ным афон­ско­му и па­и­си­ев­ско­му.

С по­мо­щью гос­по­да­ря Ни­ко­лая Мав­ро­ге­ни и дру­гих хри­сти­ан отец Ге­ор­гий на­чал вос­ста­нов­ле­ние со­бор­но­го хра­ма и ке­ллий. Он мно­го вре­ме­ни уде­лял со­вер­шен­ство­ва­нию ду­хов­ной жиз­ни мо­на­ше­ству­ю­щих. В мо­на­сты­ре служ­ба со­вер­ша­лась каж­дый день, на­сель­ни­ки оби­те­ли на­ря­ду с чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тво­ре­ний свя­тых от­цов Церк­ви и мо­лит­вен­ным де­ла­ни­ем нес­ли мно­го­чис­лен­ные по­слу­ша­ния, за­ни­ма­лись пе­ре­пиской ру­ко­пи­сей и физи­че­ским тру­дом. Сво­им жерт­вен­ным и ода­рён­ным пас­тыр­ством он сно­ва за­жёг очаг ду­хов­ной жиз­ни в Чер­ник­ской оби­те­ли и все­го за пять лет со­брал об­щи­ну в 103 на­сель­ни­ка.

В 1785 го­ду тя­же­ло за­не­мог и, ожи­дая ско­рой кон­чи­ны, со­ста­вил своё за­ве­ща­ние, в ко­то­ром пред­пи­сал над­ле­жа­щий по­ря­док жиз­ни мо­на­ше­ской об­щи­ны. Од­на­ко он вско­ре опра­вил­ся и про­дол­жил свой пас­тыр­ский по­двиг.

Вви­ду его успе­хов в Чер­ни­ке в 1793 го­ду мит­ро­по­лит Ун­гро-Вла­хий­ский Фила­рет II так­же вве­рил ему Кэл­дэ­ру­шан­ский мо­на­стырь. С ап­ре­ля 1794 го­да отец Ге­ор­гий жил в обе­их оби­те­лях по­пе­ре­мен­но, на­зна­чая в них так­же игу­ме­нов-на­мест­ни­ков, осо­бен­но на вре­мя сво­е­го от­сут­ствия. В обо­их мо­на­сты­рях он ввёл афон­ско-па­и­си­ев­ский об­ще­жи­тель­ный устав, вклю­чав­ший се­ми­крат­ное еже­днев­ное бо­го­слу­же­ние, ча­стую ис­по­ведь, по­слу­ша­ние, по­сто­ян­ную мо­лит­ву, об­щую тра­пе­зу.

Свя­той Ге­ор­гий про­дол­жал управ­лять обо­и­ми мо­на­сты­ря­ми до са­мо­го кон­ца сво­ей зем­ной жиз­ни. Пре­ста­вил­ся он 3 де­каб­ря 1806 го­да, опла­ки­ва­е­мый мно­го­чис­лен­ной бра­ти­ей двух оби­те­лей. Был по­гре­бён в Чер­ник­ском мо­на­сты­ре пе­ред хра­мом свя­то­го Ла­за­ря, в том ме­сте, где впо­след­ствии был за­хо­ро­нен мит­ро­по­лит Ни­фонт.

По­сле кон­чи­ны свя­той Ге­ор­гий снис­кал по­чи­та­ние как пас­тырь вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни, ру­ко­во­ди­тель двух ве­ли­ких мо­на­ше­ских цен­тров Ва­ла­хии, воз­об­но­ви­тель ис­тин­но­го мо­на­ше­ско­го жи­тия по афон­ским и па­и­си­ев­ским об­раз­цам. Ста­рец имел мно­го уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей, та­ких как свя­той Кал­ли­ник Чер­ник­ский, про­то­псалт иеро­мо­нах Ма­ка­рий и дру­гие. Его за­ве­ща­ние-по­уче­ние от 1785 го­да рас­про­стра­ни­лось во мно­гих ко­пи­ях.

На за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 20-21 ок­тяб­ря 2005 го­да ста­рец Ге­ор­гий был про­слав­лен в ли­ке пре­по­доб­ных. Тор­же­ствен­ное объ­яв­ле­ние ка­но­ни­за­ции со­сто­я­лось в день его па­мя­ти, 3 де­каб­ря то­го же го­да, в мо­на­сты­ре Чер­ни­ка. Чин про­слав­ле­ния воз­гла­вил пат­ри­арх Ру­мын­ский Фео­к­тист в со­слу­же­нии мно­го­чис­лен­ных ру­мын­ских иерар­хов.

Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 21 ав­гу­ста 2007 го­да имя свя­ти­те­ля бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Церк­ви.

Ис­точ­ник: http://drevo-info.ru

Случайный тест