День памяти

8 августа  (переходящая) – Собор Смоленских святых

Житие

В ис­точ­ни­ках Глеб Свя­то­сла­вич (ок. 1355 — 1399) упо­ми­на­ет­ся на­чи­ная с 1386 го­да, ко­гда он вме­сте с от­цом, кня­зем Святославом Ивановичем Смоленским и дво­ю­род­ным бра­том кня­зем Иоан­ном Ва­си­лье­ви­чем участ­во­вал в неудач­ном для смо­лен­ских кня­зей по­хо­де с це­лью вер­нуть го­род Мсти­славль. 29 ап­ре­ля 1386 го­да в ре­ша­ю­щей бит­ве на ре­ке Вех­ре (совре­мен­ная Вих­ра) пе­ред сте­на­ми Мсти­слав­ля кня­зья Свя­то­слав и Иоанн бы­ли уби­ты, а Глеб Свя­то­сла­вич и Ге­ор­гий Свя­то­сла­вич, по­лу­чив се­рьез­ные ра­не­ния, по­па­ли в плен. На смо­лен­ский стол в мае 1386 го­да ли­тов­цы по­са­ди­ли Ге­ор­гия Свя­то­сла­ви­ча, Глеб Свя­то­сла­вич в ка­че­стве за­лож­ни­ка был уве­ден в Лит­ву.

Ис­пол­няя усло­вия мир­но­го до­го­во­ра, за­клю­чен­но­го в сен­тяб­ре 1386 го­да Ге­ор­ги­ем Свя­то­сла­ви­чем Смо­лен­ским, с од­ной сто­ро­ны, и Вла­ди­сла­вом (Ягай­ло) и Иоан­ном Скир­гай­ло - с дру­гой, Глеб Свя­то­сла­вич в 1390 го­ду вы­сту­пил на сто­роне по­след­них про­тив Ви­то­вта, ко­гда Ви­то­вт на­чал борь­бу за ли­тов­ский ве­ли­ко­кня­же­ский трон (по-ви­ди­мо­му, Глеб Свя­то­сла­вич вер­нул­ся в Смо­ленск по­сле за­клю­че­ния мир­но­го до­го­во­ра в 1386 го­ду). В бо­ях на ре­ке Ви­лия у се­ла Вей­ку­лиш­ки под Виль­но Глеб Свя­то­сла­вич вме­сте с дру­ги­ми рус­ско-ли­тов­ски­ми кня­зья­ми по­пал в плен к Ви­то­вту, ко­то­рый в 1392/1393 го­дах пе­ре­дал смо­лен­ский стол от­пу­щен­но­му для этой це­ли из пле­на Гле­бу Свя­то­сла­ви­чу, а его бра­та Ге­ор­гия пе­ре­вел в Рос­лавль.

В 1395 го­ду сре­ди сы­но­вей Свя­то­сла­ва Иоан­но­ви­ча обост­ри­лась борь­ба за пе­ре­рас­пре­де­ле­ние вла­де­ний в не под­власт­ной Лит­ве ча­сти Смо­лен­ско­го кня­же­ства. В сен­тяб­ре Ви­то­вт, объ­явив, что же­ла­ет быть по­сред­ни­ком и при­ми­ри­те­лем смо­лен­ских кня­зей, пле­нил их во гла­ве с Гле­бом Свя­то­сла­ви­чем в сво­ем шат­ре за сте­на­ми го­ро­да, ку­да кня­зья яви­лись для пе­ре­го­во­ров, а за­тем за­нял Смо­ленск. По све­де­ни­ям за­пад­но­рус­ских ле­то­пи­сей - Су­п­расль­ской (спи­сок 1520 го­да) и Слуц­кой (спи­сок 20-х го­дов XVI ве­ка), кос­вен­но оправ­ды­ва­ю­щих Ви­то­вта, в 1395 го­ду буд­то бы на­ме­тил­ся кон­фликт меж­ду ве­ли­ким кня­зем ли­тов­ским и Гле­бом Свя­то­сла­ви­чем, ко­то­рый «на­ча не в по­слу­ша­ни бы­ти», за что был ли­шен Смо­лен­ска (ПСРЛ. Т. 35. С. 65, 72).

Глеб Свя­то­сла­вич не при­нял уча­стия в борь­бе кня­зя Ге­ор­гия Свя­то­сла­ви­ча за воз­вра­ще­ние Смо­лен­ска, оче­вид­но удо­вле­тво­рив­шись по­жа­ло­ва­ни­ем от Ви­то­вта, - Гле­бу Свя­то­сла­ви­чу был дан го­род По­лон­ный в за­пад­ной ча­сти Ки­ев­ской зем­ли на гра­ни­це с Во­лы­нью. Глеб Свя­то­сла­вич был в чис­ле рус­ско-ли­тов­ских кня­зей, от­пра­вив­ших­ся с Ви­то­втом в по­ход про­тив Ор­ды с це­лью вос­ста­но­вить здесь власть ха­на Тох­та­мы­ша. 12 ав­гу­ста 1399 го­да на ре­ке Вор­ск­ле вой­ска ха­на Ти­мур-Кут­лу­га и эми­ра Еди­гея на­нес­ли со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние объ­еди­нен­ной ра­ти Ви­то­вта и его со­юз­ни­ков, Глеб Свя­то­сла­вич по­гиб в бою.

По­чи­та­ние

В 1431 го­ду в па­мять по Гле­бе Свя­то­сла­ви­че его су­пру­га кня­ги­ня Иули­а­ния (в ино­че­стве Еле­на) да­ла вкла­дом Псал­тирь (спи­сок XIV ве­ка) в смо­лен­скую (?) цер­ковь «Чю­до свя­то­го ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла» (Ма­ка­рий. Ис­то­рия РЦ. Кн. 3. С. 384. При­меч. 381). Имя Гле­ба Свя­то­сла­ви­ча не во­шло в спи­сок смо­лен­ских ве­ли­ких кня­зей, со­став­лен­ный в XVI ве­ке в Москве для веч­но­го их по­ми­на­ния (Рос­сия и гре­че­ский мир в XVI ве­ке. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400). Во 2-й по­ло­вине XVII ве­ка име­на кня­зей, по­гиб­ших на ре­ке Вор­ск­ле, в т. ч. Гле­ба Свя­то­сла­ви­ча, бы­ли вы­пи­са­ны из ле­то­пи­сей и вклю­че­ны для веч­но­го по­ми­на­ния в си­но­дик Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

Смо­лен­ский князь Глеб Все­во­ло­до­вич, мо­щи ко­то­ро­го по­чи­ва­ют в смо­лен­ском со­бо­ре, упо­ми­на­ет­ся в «Опи­са­нии о рос­сий­ских свя­тых» по спис­ку из По­го­дин­ско­го со­бра­ния (Бар­су­ков. Ис­точ­ни­ки агио­гра­фии. Стб. 135-136). В Фили­мо­нов­ском ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 7 июля при­ве­де­на па­мять бла­го­вер­но­го кня­зя Гле­ба Все­во­ло­до­ви­ча (без уточ­не­ния кня­же­ния) (Го­лу­бин­ский. Ка­но­ни­за­ции свя­тых. С. 351). В кон­це XIX - на­ча­ле XX ве­ков агио­ло­ги (Лео­нид (Ка­ве­лин), Сер­гий (Спас­ский), Ди­мит­рий (Сам­би­кин)) отож­де­стви­ли упо­ми­на­е­мо­го в агио­гра­фи­че­ских ис­точ­ни­ках Гле­ба Все­во­ло­до­ви­ча (смо­лен­ский князь с та­ким от­че­ством неиз­ве­стен) с Гле­бом Свя­то­сла­ви­чем. Ка­но­ни­за­ция Гле­ба Свя­то­сла­ви­ча под­твер­жде­на вклю­че­ни­ем его име­ни в Со­бор Смо­лен­ских свя­тых, празд­но­ва­ние ко­то­ро­му бы­ло уста­нов­ле­но в 1984 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Смо­лен­ско­го и Вя­зем­ско­го ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­сия (Про­ц­ю­ка) (Ми­нея (МП). Июль. Ч. 3. С. 244-245). В смо­лен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре в честь Успе­ния Пре­св­тойя Бо­го­ро­ди­цы за­хо­ро­не­ние Гле­ба Свя­то­сла­ви­ча неиз­вест­но.

Ико­но­гра­фия

Опи­са­ния внеш­не­го об­ли­ка Гле­ба Свя­то­сла­ви­ча с неболь­ши­ми от­ли­чи­я­ми со­дер­жат­ся под 7 июля в несколь­ких ико­но­пис­ных под­лин­ни­ках XVIII-XIX ве­ков, где он, как пра­ви­ло, име­ну­ет­ся «Все­во­ло­до­ви­чем»: «Над­сед, куд­ре­ват, бра­да до­ле Вла­си­е­вы и по­уже, шу­ба на нем, аки на Вла­ди­ми­ре, шап­ка на гла­ве ла­зорь, за­ло­мы чер­ны, ис­под ла­зорь, в пра­вой ру­ке крест, а в ле­вой нож­ны с ме­чом» (БАН. Строг. 66. Л. 121 об., ко­нец XVIII ве­ка; ана­ло­гич­ные тек­сты - ИРЛИ (ПД). Пе­ретц. 524. Л. 182; Фили­мо­нов. Ико­но­пис­ный под­лин­ник. С. 62; Боль­ша­ков. Под­лин­ник ико­но­пис­ный. С. 113).

По­груд­ные изо­бра­же­ния Гле­ба Свя­то­сла­ви­ча, в кня­же­ской шу­бе и шап­ке, с куд­ря­вы­ми во­ло­са­ми и бо­ро­дой сред­ней ве­ли­чи­ны, со­хра­ни­лись в со­ста­ве Со­бо­ров рус­ских свя­тых в пра­вой груп­пе бла­го­вер­ных кня­зей в про­из­ве­де­ни­ях по­мор­ской ико­но­пи­си: на об­ра­зе 1814 го­да ма­сте­ра Пет­ра Ти­мо­фе­е­ва из ста­ро­об­ряд­че­ской Зе­лен­ков­ской мо­лен­ной в Санкт-Пе­тер­бур­ге (позд­нее - в со­бра­нии ЦАМ СПбДА; в на­сто­я­щее вре­мя - в ГРМ; про­рись с ико­ны - Мар­ке­лов. Т. 1. С. 463), где свя­той на­зван «Все­во­ло­до­ви­чем»; на иконе 1-й по­ло­вине XIX ве­ка из де­рев­ни Ча­жень­га Кар­го­поль­ско­го рай­о­на Ар­хан­гель­ской об­ла­сти (ГТГ) - с над­пи­сью: «Глеб Смо­лен­ский» (со­хра­ни­лась ча­стич­но).

Ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки

ПСРЛ. Т. 1, 3, 4 (Ч. 1), 6 (Вып. 1), 7, 8, 10, 11, 15 (Вып. 1), 18, 23-28, 30-35 (по указ.);
При­сёл­ков М.Д. Тро­иц­кая ле­то­пись: Ре­кон­струк­ция тек­ста. М.; Л., 1950 (по указ.);
РИИР. Вып. 2. С. 26-27, 76-77;
Кузь­мин А.В. Фа­ми­лии, по­те­ряв­шие кня­же­ский ти­тул в XIV - 1-й тре­ти XV ве­ков (Ч. 1: Все­во­лож За­бо­лоц­кие, Во­лын­ские, Ли­пя­ти­ны) // ГДРЛ. М., 2004. Вып. 11. Прил. № 1 (А-В). С. 772-778.

Случайный тест