Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

29 ноября

Житие

При бес­по­щад­ных го­не­ни­ях на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в со­вет­ской Рос­сии все мень­ше оста­ва­лось свя­щен­ни­ков, ру­ко­по­ло­жен­ных в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя, и ар­хи­ереи ста­ли ру­ко­по­ла­гать в сан свя­щен­ни­ка бла­го­че­сти­вых ми­рян, дабы паства не оста­лась без ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства и та­инств, и не бы­ли за­кры­ты хра­мы.
Из та­ких пас­ты­рей был свя­щен­но­му­че­ник Иоанн. Он ро­дил­ся 17 мар­та 1878 го­да в го­ро­де Торж­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье ого­род­ни­ка Сте­па­на Цвет­ко­ва. В Торж­ке Иван Сте­па­но­вич окон­чил двух­класс­ное об­раз­цо­вое учи­ли­ще при гим­на­зии. Же­нил­ся, но же­на вско­ре оста­ви­ла его, а де­тей у них не бы­ло. В на­ча­ле два­дца­тых го­дов он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка[1].
В 1929 го­ду о. Иоанн, как и мно­гие свя­щен­ни­ки в те го­ды, был аре­сто­ван, об­ви­нен в невы­пол­не­нии го­судар­ствен­ных по­ста­вок сель­хоз­про­дук­ции и при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки. По­сле воз­вра­ще­ния из ссыл­ки он был на­зна­чен слу­жить в храм се­ла Пер­хо­ва Удомль­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти и здесь встре­тил кро­ва­вое го­не­ние 1937 го­да.
17 но­яб­ря 1937 го­да мест­ные вла­сти в ли­це пред­се­да­те­ля и сек­ре­та­ря Пер­хов­ско­го сель­со­ве­та, а так­же пред­се­да­те­ля мест­но­го кол­хо­за на­пи­са­ли по тре­бо­ва­нию НКВД ха­рак­те­ри­сти­ку-жа­ло­бу на свя­щен­ни­ка. Они пи­са­ли, что о. Иоанн за­тя­ги­ва­ет служ­бы и про­дол­жи­тель­но про­по­ве­ду­ет, ча­сто об­ра­ща­ет­ся к при­хо­жа­нам с при­зы­вом, чтобы они ве­ли се­бя бла­го­леп­но, не хо­ди­ли по хра­му и не раз­го­ва­ри­ва­ли во вре­мя бо­го­слу­же­ния, что он при­зы­вал ве­ру­ю­щих ро­ди­те­лей, чтобы те обя­за­тель­но во­ди­ли де­тей в храм, и чтобы все, и взрос­лые, и де­ти, но­си­ли кре­сты и ни­ко­гда их не сни­ма­ли и в боль­шие празд­ни­ки и в вос­крес­ные дни по­се­ща­ли цер­ковь. "Все эти дей­ствия Цвет­ко­ва, – пи­са­лось в за­клю­че­нии ха­рак­те­ри­сти­ки свя­щен­ни­ка, – бы­ли на­прав­ле­ны на под­рыв кол­хо­зов и свер­же­ние со­вет­ской вла­сти. Даль­ней­шая ра­бо­та Цвет­ко­ва, как вра­га на­ро­да, не до­пу­сти­ма. Цвет­ков дол­жен быть изо­ли­ро­ван от масс как враг на­ро­да, опас­ный эле­мент"[2].
Через несколь­ко дней по­сле то­го, как пред­ста­ви­те­ли мест­ных вла­стей да­ли по­доб­ную ха­рак­те­ри­сти­ку свя­щен­ни­ку, о. Иоанн был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бе­жец­кую тюрь­му. И в тот же день со­сто­ял­ся до­прос.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Я ни­ко­гда сре­ди на­се­ле­ния ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел, – от­ве­тил о. Иоанн.
– Вы го­во­ри­ли в церк­ви ве­ру­ю­щим, что со­вет­ская власть су­ще­ство­вать бу­дет недол­го. От­ку­да вы име­е­те та­кие дан­ные?
– Я ни­ко­гда и ни­где это­го не го­во­рил.
– След­ствие от вас тре­бу­ет чи­сто­сер­деч­ных при­зна­ний, по­это­му ска­жи­те, для ка­кой це­ли вы за­пу­ги­ва­ли ве­ру­ю­щих на­ка­за­ни­ем от Бо­га?
– Я хо­ро­шо знаю, что за каж­дое ан­ти­со­вет­ское вы­ска­зы­ва­ние ме­ня по­тя­нут, ку­да сле­ду­ет, по­это­му я не мог в церк­ви ве­ру­ю­щим что-ли­бо по­доб­ное го­во­рить. Дру­гое де­ло на­едине, но и это­го я так­же не де­лал.
– Ка­кую цель вы пре­сле­до­ва­ли, ко­гда кол­хоз­ни­кам во вре­мя се­но­ко­са го­во­ри­ли, чтобы они не вы­хо­ди­ли на ра­бо­ту, а шли в цер­ковь мо­лить­ся Бо­гу?
– Я толь­ко при­гла­шал тех кол­хоз­ни­ков, ко­то­рые не за­ня­ты на ра­бо­тах, но ос­нов­ную си­лу кол­хо­за я не при­гла­шал и с ра­бо­ты не сры­вал.
– Вы го­во­ри­ли ве­ру­ю­щим, что ес­ли они не бу­дут по­се­щать цер­ковь, то в слу­чае их смер­ти вы не бу­де­те их от­пе­вать?
– Та­ких слов я не го­во­рил.
– Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции?
– Не при­знаю[3].
27 но­яб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Цвет­ков был рас­стре­лян 29 но­яб­ря 1937 го­да[4].


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 3». Тверь. 2001. С. 479–480

При­ме­ча­ния

[1] Ар­хив УФСБ РФ по Твер­ской обл. Арх. № 20611-С. Л. 3, 8.
[2] Там же. Л. 6-7.
[3] Там же. Л. 8-9.
[4] Там же. Л. 16-18.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)