День памяти

Житие

Ис­и­дор[1] ро­дил­ся в Кар­та­хене. Отец Ис­и­до­ра, Се­ве­ри­ан, был, ви­ди­мо, рим­ля­ни­ном, но слу­жил при дво­ре ви­зи­гот­ских ко­ро­лей. У Ис­и­до­ра бы­ло два бра­та, Ле­андр и Фуль­ген­ций, и сест­ра Фло­рен­ти­на.

Ле­андр, быв­ший на­мно­го стар­ше Ис­и­до­ра, за­ни­мал­ся его вос­пи­та­ни­ем и де­лал это до­воль­но су­ро­во. По пре­да­нию, Ис­и­дор в кон­це кон­цов убе­жал из до­му, по­даль­ше от упре­ков и зуб­реж­ки, ка­зав­шей­ся неподъ­ем­ной. Ока­зав­шись на сво­бо­де, маль­чик при­сел по­смот­реть на то, как рав­но­мер­но па­да­ю­щие кап­ли вы­би­ва­ют в камне лун­ку. И вдруг ему при­шло в го­ло­ву, что че­ло­век дол­жен по­хо­дить на эти кап­ли, так же со­сре­до­то­чен­но бить в од­ну цель. Ис­и­дор вер­нул­ся до­мой, пол­ный ре­ши­мо­сти про­дол­жать уче­ние. Ле­андр, од­на­ко, при­нял ме­ры, чтобы маль­чик впредь физи­че­ски не мог убе­жать. 

Брат его был епи­ско­пом Се­ви­льи, и, ве­ро­ят­но, Ис­и­дор по­мо­гал ему управ­лять епар­хи­ей. По­сле смер­ти бра­та Ис­и­дор стал его пре­ем­ни­ком и воз­глав­лял ка­фед­ру 37 лет, за­вер­шив об­ра­ще­ние ви­зи­го­тов из ари­ан­ства. Пе­ре­ве­дён­ные на их язык бо­го­слу­жеб­ные тек­сты со­ста­ви­ли ос­но­ву для Мо­за­раб­ско­го об­ря­да.

Он про­сла­вил­ся как один из са­мых уче­ных лю­дей сво­ей эпо­хи – на со­бо­рах его да­же са­жа­ли вы­ше ар­хи­епи­ско­па То­ле­до, ис­клю­чи­тель­но в си­лу его лич­ных за­слуг. По на­сто­я­нию Ис­и­до­ра в каж­дой епар­хии Ис­па­нии ор­га­ни­зо­ва­ли шко­лу при епи­скоп­ском со­бо­ре, при­чем круг пред­ме­тов вклю­чал в се­бя гре­че­ский, сво­бод­ные ис­кус­ства, ме­ди­ци­ну, пра­во, изу­че­ние Ари­сто­те­ля.

Епи­скоп со­ста­вил зна­ме­ни­тую в Сред­ние ве­ка эн­цик­ло­пе­дию «Эти­мо­ло­гии» («Ис­то­ки»), сло­варь си­но­ни­мов, трак­та­ты по аст­ро­но­мии, гео­гра­фии, сбор­ник био­гра­фий ве­ли­ких лю­дей, ис­то­рию го­тов. До са­мой смер­ти в воз­расте по­чти 80 лет он не остав­лял ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов, а в по­след­ние пол­го­да жиз­ни стал раз­да­вать ми­ло­сты­ню так щед­ро, что день и ночь в до­ме тол­пи­лись бед­ня­ки со всей стра­ны.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ской цер­ко­вью он был ка­но­ни­зи­ро­ван при па­пе Рим­ском Кли­мен­те VIII в 1598 и объ­яв­лен учи­те­лем церк­ви при па­пе Ин­но­кен­тии XIII в 1722. С на­ча­ла 2000-х гг. сре­ди ка­то­ли­ков рас­про­стра­ни­лось по­чи­та­ние св. Ис­и­до­ра как по­кро­ви­те­ля поль­зо­ва­те­лей се­ти Ин­тернет.

Русская Православная Церковь почитает его как писателя и историка, но не святого из-за того, что он был сторонником «Filioque». Однако ему посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 году. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке в чине святителя.

Свя­то­го Ис­и­до­ра изо­бра­жа­ют как по­жи­ло­го епи­ско­па с прин­цем у его ног. Его так­же иной раз изо­бра­жа­ют с пе­ром и кни­гой, за­ча­стую с его "Эти­мо­ло­ги­ей", с пчё­ла­ми, под­чёр­ки­вая его ора­тор­ский дар, с бра­тья­ми и сест­рой.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест