День памяти

Житие

Пра­вед­ный Ки­рилл[1] жил в XV ве­ке и слу­жил ти­уном (управ­ля­ю­щим) нов­го­род­ских на­мест­ни­ков. Од­на­жды бо­ярин за что-то раз­гне­вал­ся на Ки­рил­ла да так силь­но, что хо­тел его убить. Неку­да бы­ло скрыть­ся слу­ге от гне­ва гос­по­ди­на, и он бро­сил­ся в ре­ку Ва­гу. Во­да во­круг него вдруг рас­сту­пи­лась во все сто­ро­ны на три са­же­ни. То­гда бо­ярин, рас­ка­яв­шись в сво­ем по­ступ­ке, стал про­сить про­ще­ния у сво­е­го ти­у­на. Про­стил его Ки­рилл, но сам пал ниц и уто­нул. Бо­ярин, горь­ко рас­ка­и­ва­ясь в том, что без ви­ны по­гу­бил вер­но­го слу­гу, при­ка­зал най­ти его те­ло и с че­стью по­хо­ро­нил его "при церк­ви на Подъ­и­ван­ском".

Об­ре­те­ние мо­щей пра­вед­но­го Ки­рил­ла Вель­ско­го про­изо­шло в XVI ве­ке. Бла­го­че­сти­вой жен­щине по име­ни Евлам­пия, жив­шей в Вель­ском по­го­сте (так на­зы­вал­ся в ста­ри­ну го­род Вельск) явил­ся неиз­вест­ный юно­ша и ска­зал: «Ме­ня вы­мы­ло во­дою из мо­ги­лы, и те­перь те­ло мое на бе­ре­гу Ва­ги. Ве­ли, чтобы его пе­ре­нес­ли к хра­му Бо­жию и по­ста­ви­ли над ним ча­сов­ню». Име­ни сво­е­го юно­ша не на­звал.

Жи­те­ли го­ро­да от­пра­ви­лись на ста­рое го­род­ское клад­би­ще, на­хо­див­ше­е­ся на реч­ном мысу. В ста­ри­ну там сто­ял храм в честь свя­ти­те­ля Иоан­на Ми­ло­сти­во­го, по­это­му в на­ро­де это ме­сто на­зы­ва­лось Подъ­и­ван­ским. При­дя ту­да, они дей­стви­тель­но на­шли на бе­ре­гу ста­рин­ный, по­тем­нев­ший от вре­ме­ни гроб, ко­то­рый был вы­мыт из зем­ли реч­ной во­дой. Ко­гда гроб пе­ре­нес­ли к церк­ви, ре­ши­ли по­смот­реть, что же на­хо­дит­ся в нем. Лю­ди ду­ма­ли об­на­ру­жить в нем раз­ве что ко­сти; од­на­ко, к их удив­ле­нию, ока­за­лось, что в гро­бу ле­жит нетлен­ное те­ло юно­ши. Оно вы­гля­де­ло так, как буд­то усоп­ший был по­гре­бен толь­ко вче­ра. Да­же одеж­да на нем бы­ла как но­вая.

Мест­ные свя­щен­ни­ки пы­та­лись вы­яс­нить у ста­ро­жи­лов Вель­ско­го по­го­ста, кем был тот юно­ша, нетлен­ные мо­щи ко­то­ро­го они об­ре­ли, од­на­ко ни­кто не мог ни­че­го вспом­нить и рас­ска­зать о нем – слиш­ком уж мно­го лет ми­ну­ло с тех пор, ко­гда он жил на све­те...

Жив­шая при хра­ме и кор­мив­ша­я­ся по­да­я­ни­ем сле­пая ста­руш­ка ино­ки­ня Аки­ли­на, по про­зва­нию На­ка­па, вспом­ни­ла, как в мо­ло­до­сти слы­ша­ла от по­жи­лых лю­дей ис­то­рию о пра­вед­ном Ки­рил­ле. Она по­про­си­ла под­ве­сти се­бя к его гро­бу. При этом с ее верх­не­го ве­ка ис­чез­ла боль­шая, ве­ли­чи­ной с яб­ло­ко, опу­холь, по­сле че­го «она ста­ла ви­деть так же яс­но, как бы не бы­ла сле­пою».

С тех са­мых пор и на­ча­лось по­чи­та­ние пра­вед­но­го Ки­рил­ла Вель­ско­го (или Ва­же­ско­го, так как в ту по­ру ре­ка Ва­га про­те­ка­ла ря­дом с Вель­ском). Над гро­бом его жи­те­ли Вель­ско­го по­го­ста по­стро­и­ли ча­сов­ню. Мно­гие по ве­ре сво­ей по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от раз­лич­ных неду­гов, что еще бо­лее воз­буж­да­ло ве­ру и усер­дие к угод­ни­ку Бо­жию.

В 1587 го­ду мо­щи пра­вед­но­го Ки­рил­ла Вель­ско­го бы­ли вновь осви­де­тель­ство­ва­ны. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли Ни­коль­ской церк­ви, от­пев мо­ле­бен свя­то­му, от­кры­ли его гроб­ни­цу. Ока­за­лось, что те­ло пра­вед­но­го Ки­рил­ла по-преж­не­му пре­бы­ва­ет нетлен­ным. От­сут­ство­ва­ла толь­ко верх­няя гу­ба. С ко­ло­коль­ным зво­ном при сте­че­нии на­ро­да мо­щи пра­вед­но­го Ки­рил­ла бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ни­коль­скую цер­ковь и по­став­ле­ны от­кры­то по пра­вую сто­ро­ну от ал­та­ря. При этом про­изо­шло чу­до: маль­чик Си­ме­он, стра­дав­ший неиз­ле­чи­мой «бо­лез­нью чре­ва», к ра­до­сти ро­ди­те­лей, со­вер­шен­но вы­здо­ро­вел.

Впо­след­ствии Ни­коль­ская цер­ковь сго­ре­ла, по­гиб­ли в огне и мо­щи Ки­рил­ла Вель­ско­го. Несколь­ко уцелев­ших ко­стей хра­ни­лись в ал­та­ре Тро­иц­ко­го хра­ма, а за­тем бы­ли за­ко­па­ны на том са­мом ме­сте, где сто­я­ла ко­гда-то Ни­коль­ская цер­ковь.

По­сле утра­ты мо­щей при мо­лит­вен­ном об­ра­ще­нии к пра­вед­но­му Ки­рил­лу про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­де­са. В Успен­ском хра­ме го­ро­да Вель­ска на­хо­дит­ся его чу­до­твор­ная ико­на.

На ико­нах пра­вед­ный Ки­рилл изо­бра­жа­ет­ся в ви­де юно­ши в бе­лой одеж­де, сто­я­ще­го на бе­ре­гу ре­ки Ва­ги.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест